Дело № 2-7150/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Вологда 18 августа 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., с участием помощника прокурора Григоровой С.Г., представителя ответчика по доверенности Юрикова С.Е., при секретаре Белоруковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Вологды в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Вологды о возложении обязанности по строительству дошкольного образовательного учреждения, установил: Прокурор города Вологды, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Вологды о возложении обязанности по строительству дошкольного образовательного учреждения, в обоснование которого указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения прав граждан на получение доступного дошкольного образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1; статья 7, часть 1); в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Пунктом 2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П определено, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. В силу ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 22.07.1992 № 3266-I «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа. Вместе с тем, Администрацией города Вологды возможность посещения детьми дошкольного возраста дошкольных образовательных учреждений не обеспечена, в связи с отсутствием зданий, помещений для организации детских садов, соответствующих требованиям законодательства. Для ликвидации очереди и полного удовлетворения потребности в детских садах необходимо строительство новых зданий, возможность уплотнения групп в имеющихся детских садах практически исчерпана. По состоянию на 01.06.2011 в городской очереди граждан, нуждающихся в услугах дошкольного образования, состоит 5635 человек, имеющих детей от 0 до 4 лет, из них с 0 до 1,5 лет - 3013 человек, с 1,5 до 2 лет - 1800 человек, с 2 до 3 лет - 626 человек, с 3 до 4 лет -196 человек. Так, в <адрес> очередь в ДОУ составляет 705 человек. В результате неисполнения вышеуказанных требований законодательства нарушаются гарантированные права, законные интересы детей и исключается возможность беспрепятственного посещения ими дошкольных образовательных учреждений. Просит обязать Администрацию города Вологды организовать и произвести строительство дошкольного образовательного учреждения в <адрес> в срок до 01.06.2012 года. В судебном заседании 03.05.2011 года помощник прокурора города Вологды исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Вологды по доверенности Юриков С.Е. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в исковом заявлении, а именно: за период с 01 января по 16 мая 2011 года (до проведения комплектования МДОУ на 2011-2012 учебный год) предоставлено 51 место для детей с 2 до 3 лет. В период комплектования МДОУ города Вологды в результате электронного формирования списков было предоставлено 2 347 мест. В период с 16 мая по 01 июня 2011 года проведено 6 заседаний комиссии по рассмотрению обращений граждан по вопросам предоставления места в МДОУ города Вологды. Рассмотрено 1192 обращения, предоставлено дополнительно 948 мест. По состоянию на 01 июня 2011 года в городской очереди граждан, нуждающихся в услугах дошкольного образования, состоит 5 635 человек. Для решения проблемы общедоступности дошкольного образования в городе Вологде утверждены: Долгосрочная программа капитальных вложений муниципального образования «Город Вологда» на 2010 - 2012 годы (Постановление Главы города Вологда от 23.11.2009 года №) и программа социально-экономического развития муниципального образования «Город Вологда» на 2011 - 2013 годы (решение Вологодской городской Думы от 06.12.2010 года №). Данными программами предусмотрено предоставление общедоступного и качественного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования на территории муниципального образования «Город Вологда» путем строительства новых дошкольных образовательных учреждений, переоборудования имеющихся помещений на дополнительные места, реконструкцию зданий образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими, пожарными, градостроительными нормами. Начиная с 2005 года, в городе переоборудовано более 60 групповых помещений в детских садах, использовавшихся не по назначению, что позволило направить в детские сады дополнительно около 1000 детей. Переоборудованы здания бывших детских садов № на 90 мест, № на 110 мест, № «<данные изъяты>» на 110 мест, № «<данные изъяты>» на 110 мест (Всего 420 мест). В 2010 году открыты дополнительно 6 групп в действующих детских садах №№ на 120 мест. В настоящее время закончилась реконструкция здания бывшего детского сада и состоялось открытие МДОУ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, рассчитанного на 110 мест. Филиал МДОУ № «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, рассчитанный на 150 мест планируется открыть к 01.09.2011 года. Администрация города Вологды изыскала возможность открытия с 01.09.2011 года дополнительных 7 групп в действующих МДОУ №№. В результате переоборудования данных помещений дополнительно будет предоставлено 140 мест. В Правительство Вологодской области направлены предложения по строительству новых дошкольных образовательных учреждений, запрос по передаче здания бывшего детского сада, находящегося по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность. В 2011-2013 г.г. запланирована реконструкция 3 зданий бывших детских садов для использования их по прямому назначению. Кроме этого, в Инвестиционном проекте «Развитие сети образовательных учреждений» запланировано строительство МДОУ в микрорайоне <адрес> на 320 мест, с бассейном, музыкальным и спортивным залами, комнатами для развивающего обучения в 2013 году. В связи с вышеизложенным, просит суд отказать в удовлетворении требований Прокуратуры города Вологды о возложении на Администрацию города Вологды обязанности организовать и произвести строительство дошкольного образовательного учреждения в <адрес> в срок до 01.06.2012 года. Выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, суд приходит к следующему. Право граждан на образование в Российской Федерации закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации, где обеспечивается гарантия права личности на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Данные конституционные принципы в первую очередь должны получать свою реализацию через обеспечение мест в образовательных учреждениях. Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования согласно подп. 1 п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Положениями части 2 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Сторонами по делу не оспаривается, что контингент детей в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, ежегодно увеличивается. Этому способствует проведение органами местного самоуправления мероприятий по открытию дополнительных групп в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях, возвращение в систему дошкольного образования типовых зданий бывших детских садов, а также реконструкция и строительство дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем, по результатам проверки соблюдения прав граждан на получение доступного дошкольного образования прокуратуры города Вологды выявлено, что по состоянию на 01.06.2011 в городской очереди граждан, нуждающихся в услугах дошкольного образования, состоит 5635 человек, имеющих детей от 0 до 4 лет, из них с 0 до 1,5 лет - 3013 человек, с 1,5 до 2 лет - 1800 человек, с 2 до 3 лет - 626 человек, с 3 до 4 лет -196 человек. В микрорайоне <адрес> очередь в дошкольные образовательные учреждения является наиболее значительной и составляет 705 человек. В Инвестиционном проекте «Развитие сети образовательных учреждений» строительство детского образовательного учреждения в микрорайоне <адрес>» запланировано в 2013 году. Рассматривая гражданское дело по существу заявленных требований, суд полагает их подлежащими удовлетворению. Доступность образования, в том числе дошкольного, является конституционным правом граждан. Недостаточность свободных мест в образовательных учреждениях создает препятствия для реализации данного права. Поскольку уплотнить группы в действующих дошкольных учреждениях для предоставления дополнительных мест в необходимом количестве не представляется возможным, единственным способом решения проблемы является строительство нового здания. Доводы ответчика, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку строительство здания современного дошкольного образовательного учреждения в районе <адрес> уже запланировано в Инвестиционном проекте в рамках развития сети образовательных учреждений на 2013 год суд признает неубедительными, поскольку невозможность реализации предоставленного права на образование или его реализация, отсроченная во времени, является не только существенным нарушением закрепленных в Основном законе принципов, но и в любом случае повлечет снижение авторитета власти. Острая потребность в обеспечении детей свободными местами в детских садах, в данном случае в микрорайоне <адрес> существует настоящее время, в связи с чем максимальный срок, на который возможна отсрочка решения проблемы – следующий год. При таких обстоятельствах требования прокурора следует удовлетворить и обязать Администрацию города Вологды в рамках предоставленных ей полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования провести мероприятия, направленные на строительство дошкольного образовательного учреждения в микрорайоне <адрес> в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора города Вологды удовлетворить. Обязать Администрацию города Вологды организовать и провести строительство дошкольного образовательного учреждения в микрорайоне <адрес> города Вологды в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.В. Колодезный Мотивированное решение изготовлено 23.08.2011 года.