Дело № 2-6759/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда 21 сентября 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Леоновой И.М., при секретаре Куликовой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вологодского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Вологодавтодор», Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области о возложении обязанности по установлению дорожных знаков на автомобильной дороге, установил: Прокурор Вологодского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, мотивируя тем, что прокуратурой Вологодского района проведена проверка по обращению начальника Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Вологодской области Л., в ходе которой установлено следующее. 12.10.2009 разработан Проект организации дорожного движения на автодороге <адрес>, который согласован с УГИБДД УВД Вологодской области и утвержден Департаментом дорожного хозяйства Вологодской области. Сотрудниками ГИБДД УВД по Вологодской области проводились проверки текущего эксплуатационного состояния технических средств организации дорожного движения на участке автомобильной дороги <адрес>, в ходе которых установлено, что на данном участке отсутствуют предусмотренные Проектом организации дорожного движения дорожные знаки - 3.20 «Обгон запрещен», 3.21 «Конец запрещения обгона». Осуществляя возложенные полномочия, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области 30.12.2010 года по результатам проведенных торгов в форме открытого аукциона заключил с ОАО «Вологодавтодор» государственный контракт № на выполнение работ по содержанию указанного участка дороги. Согласно п.п.1.1., 7.1 государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог ОАО «Вологодавтодор» выполняет полный комплекс работ по содержанию автодорог и несет полную имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами за последствия ДТП, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий. Просит обязать открытое акционерное общество «Вологодавтодор» в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу: - установить на автомобильной дороге «<адрес>» недостающие, предусмотренные проектом организации дорожного движения дорожные знаки: 3.20 «Обгон запрещен» на следующих км: на 10 км-1 шт; 14 км-2 шт; 15 км-4 шт; 16 км-2 шт; 22 км-1 шт; 30 км-1 шт; 31 км-1 шт; 32 км- 1 шт; 44 км-1 шт; 55 км-1 шт; 56 км-3 шт; 59 км-1 шт; 61 км-2 шт; 62 км- 1шт; 65 км-1 шт; 66-2 шт; 67 км-1 шт; 72 км-1 шт; 81 км-1 шт; 82 км-1 шт; 85 км-1 шт; 87 км-1 шт; 88 км- 1 шт; 89 км-1 шт.; - установить на автомобильной дороге «<адрес>» недостающие, предусмотренные проектом организации дорожного движения дорожные знаки: 3.21 «Конец запрещения обгона» на следующих км: на 10 км-1 шт; 15 км-2 шт; 16 км-1 шт; 32 км-1 шт; 61 км-1 шт; 72 км-2 шт; 81 км-1 шт; 87 км-1 шт. В судебном заседании 21.07.2011 года по ходатайству помощника прокурора Вологодского района Ш. Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области из числа третьих лиц переведен в число ответчиков. В судебном заседании помощник прокурора Вологодского района К. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Пояснила, что между ОАО «Вологодавтодор» и Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области заключен государственный контракт, согласно условиям которого ОАО «Вологодавтодор» обязано осуществлять содержание дорог. В связи с тем, что дорожные знаки не были установлены до подписания последнего государственного контракта, то предъявляют исковые требования к ОАО «Вологодавтодор» и Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Вологодавтодор» по доверенности Костромин В.Е. с исковыми требованиями не согласился, считает ОАО «Вологодавтодор» ненадлежащим ответчиком по данному делу. Пояснил, что обеспечение организации безопасности дорожного движения возложено на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. Департамент распределяет денежные средства, в соответствии с действующим законодательством объявляет торги. По результатам проведенных торгов в форме открытого аукциона с ОАО «Вологодавтодор» был заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию указанного участка дороги. Срок выполнения работ определен до октября. В приложении к контракту указан весь перечень и цикличность работ. На направленный организацией запрос, получен ответ, согласно которому установка дорожных знаков не входит в данный перечень работ, денежных средств не выделено. Учитывая изложенное, просил в удовлетворении исковых требований к ОАО «Вологодавтодор» отказать. В судебное заседание представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна. В судебном заседании представитель третьего лица УМВД России по Вологодской области по доверенности Меркулов В.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. В судебное заседание представитель третьего лица Управления ГИБДД УМВД России по Вологодской области не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающего степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являющихся приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации определено, что должностные и иных лица, ответственные за состояние дорог, дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 года № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» определен состав мероприятий по содержанию дорог, куда входит установление следующих элементов обустройства: уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, с удалением остатков старой разметки, установка недостающих дорожных знаков и т.д. Судом установлено, что прокуратурой Вологодского района проведена проверка по обращению начальника Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Вологодской области Л., в ходе которой установлено следующее. 12.10.2009 года разработан Проект организации дорожного движения на автодороге <адрес>, который согласован с УГИБДД УВД Вологодской области и утвержден Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. Сотрудниками ГИБДД УВД по Вологодской области проводились проверки текущего эксплуатационного состояния технических средств организации дорожного движения на участке автомобильной дороги <адрес>, в ходе которых установлено, что на данном участке отсутствуют предусмотренные Проектом организации дорожного движения дорожные знаки - 3.20 «Обгон запрещен», 3.21 «Конец запрещения обгона». В соответствии со ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения являются собственностью субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Вологодской области от 08.04.2005 года № 369 «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся на территории области» автомобильная дорога «<адрес>» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Вологодского района. Согласно ст. 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Вологодской области от 30.06.2009 года № 1006 «О Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области» определено, что Департамент является органом исполнительной власти области, осуществляющим функции по реализации государственной политики области в сфере осуществления дорожной деятельности и транспортного обслуживания населения области. Задачей Департамента является обеспечение реализации государственной политики области в сфере осуществления дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания населения в области. В рамках возложенных задач, Департамент осуществляет функции государственного заказчика по размещению государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд области по вопросам деятельности Департамента в соответствии с действующим законодательством. Осуществляя возложенные полномочия, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области 30.12.2010 года по результатам проведенных торгов в форме открытого аукциона заключил с ОАО «Вологодавтодор» государственный контракт № на выполнение работ по содержанию указанного участка дороги. Согласно п.п.1.1., 7.1 государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог ОАО «Вологодавтодор» выполняет полный комплекс работ по содержанию автодорог и несет полную имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами за последствия ДТП, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий. Согласно ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его Участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и ОАО «Вологодавтодор» возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения; бездействием ответчиков нарушаются права граждан на охрану жизни и здоровья. При таких обстоятельствах дела, исковые требования прокурора Вологодского района подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.45, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и открытое акционерное общество «Вологодавтодор» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу: - установить на автомобильной дороге «<адрес>» недостающие, предусмотренные проектом организации дорожного движения дорожные знаки: 3.20 «Обгон запрещен» на следующих км: на 10 км-1 шт; 14 км-2 шт; 15 км-4 шт; 16 км-2 шт; 22 км-1 шт; 30 км-1 шт; 31 км-1 шт; 32 км- 1 шт; 44 км-1 шт; 55 км-1 шт; 56 км-3 шт; 59 км-1 шт; 61 км-2 шт; 62 км- 1шт; 65 км-1 шт; 66 км-2 шт; 67 км-1 шт; 72 км-1 шт; 81 км-1 шт; 82 км-1 шт; 85 км-1 шт; 87 км-1 шт; 88 км-1 шт; 89 км-1 шт.; - установить на автомобильной дороге «<адрес>» недостающие, предусмотренные проектом организации дорожного движения дорожные знаки: 3.21 «Конец запрещения обгона» на следующих км: на 10 км-1 шт; 15 км-2 шт; 16 км-1 шт; 32 км-1 шт; 61 км-1 шт; 72 км-2 шт; 81 км-1 шт; 87 км-1 шт. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней. Судья И.М. Леонова Мотивированное решение изготовлено 22.09.2011 года.