Решение по делу № 2-6758/2011



Дело № 2-6758/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда 22 сентября 2011 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Леоновой И.М.,

при секретаре Куликовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Череповецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Холмогоры»), Федеральному дорожному агентству (РОСАВТОДОР) об обязании проведения мероприятий, направленных на снижение уровня шума,

установил:

Прокурор Череповецкого района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, мотивируя тем, что прокуратурой Череповецкого района проведена проверка по коллективному обращению жителей В, в котором указывалось на негативное воздействие выхлопных газов и шума от автотранспорта, проходящего по участку автомобильной дороги <адрес> вдоль указанного населенного пункта, вследствие чего нарушаются требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Проверкой установлено, что населенный пункт - В находится на <адрес>, ближайшие к автодороге жилые дома расположены на расстоянии 70-80 метров от проезжей части указанной дороги. В ходе проверки по требованию прокуратуры района 03.12.2009 года, 07.04.2010 года, 03.05.2010 года, 04.05.2010 года, 06.07.2010 года, 07.07.2010 года специалистами территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах и специалистами филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области в г. Череповец» проведены замеры уровня шума на территории жилой застройки В в дневное и в ночное время суток. По результатам проведенных измерений установлено, что эквивалентный и максимальный уровни звука на территории жилой застройки В, превышают допустимый уровень для дневного и ночного времени суток, установленный Санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», что подтверждается протоколами измерений шума и заключениями Роспотребнадзора.

Кроме того, 24.03.2011 года в отношении ФКУ Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Холмогоры») специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ. Вступившим в законную силу постановлением Череповецкого районного суда от 26.04.2011 года ФКУ Упрдор «Холмогоры» привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Просит суд обязать территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области и ФКУ Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Холмогоры») в срок до 01.07.2012 года провести шумозащитные мероприятия, направленные на снижение уровня шума на территории жилой застройки В до допустимых величин.

В судебном заседании 25.07.2011 года по ходатайству истца территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области было исключено из числа ответчиков, в качестве соответчика к участию в деле привлечено Федеральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР).

В судебном заседании 22.09.2011 года помощники прокурора Череповецкого района Г. и К. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Пояснили, что эквивалентный уровень звука превышает допустимый уровень, что было установлено в судебном заседании и подтверждено документально. Замеры производились неоднократно и превышения были установлены каждый раз, что свидетельствует о нарушении ст. 8 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Выявленные нарушения негативно сказываются на здоровье жителей В. За данные нарушения ФКУ Упрдор «Холмогоры» было привлечено к административной ответственности. Запрет на строительство в придорожной полосе был установлен Указом Президента в 1998 году, на дома, построенные до 1998 года, данный Указ не распространяется. Считают, что наличие предписания Управления Роспотребнадзора не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представитель ответчика Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) по доверенности Ветров О.Н., он же – представитель по доверенности ответчика ФКУ Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Холмогоры») с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Считает, что исковое заявление и предписание Управления Роспотребнадзора дублируют друг друга, в них изложены аналогичные требования. Срок исполнения предписания Управления Роспотребнадзора установлен. Кроме того, ФКУ Упрдор «Холмогоры» является федеральным казенным учреждением, денежные средства на установление шумозащитных экранов не выделены.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна. Представил письменный отзыв, в котором просил исковые требования прокурора Череповецкого района удовлетворить в полном объеме.

Суд, заслушав стороны, показания свидетеля Д., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 11 вышеуказанного закона, юридические лица при осуществлении деятельности обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Судом установлено, что в марте 2010 года прокурору Череповецкого района поступило коллективное обращение жителей В, Вологодской области. В обращении указывалось на негативное воздействие выхлопных газов и шума от автотранспорта, проходящего по участку автомобильной дороги <адрес> вдоль указанного населенного пункта, вследствие чего нарушаются требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

По данному коллективному обращению прокуратурой Череповецкого района проведена проверка с привлечением специалистов территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах.

В результате проведенной проверки установлено, что населенный пункт В находится в районе <адрес>. Ближайшие к автодороге дома расположены на расстоянии 70-80 м. Источником негативного воздействия на условия проживания является автотранспорт, движущийся по данному участку автодороги.

По результатам измерений, проведенным по требованию прокуратуры Череповецкого района специалистами территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах и специалистами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области в г.Череповец», установлено, что эквивалентный и максимальный уровни звука на территории жилой застройки В, превышают допустимый уровень для дневного и ночного времени суток, установленный Санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», что подтверждается протоколами измерений шума и заключениями Роспотребнадзора.

Кроме того, в марте 2011 года территориальным отделом Роспотребнадзора Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах по заявлению жителей В проведено административное расследование в отношении ФКУ Упрдор «Холмогоры», в ходе которого также проводилось измерение уровня звука на территории жилой постройки В, а также осмотр части автомобильной дороги <адрес> в пределах расположения В. По результатам проведенных измерений также установлено, что эквивалентный и максимальный уровни звука на территории жилой застройки В превышают допустимые величины.

По данному факту 24.03.2011 года в отношении ФКУ Управление автомобильной Магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Холмогоры») специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.

Вступившим в законную силу постановлением Череповецкого районного суда от 26.04.2011 года ФКУ Упрдор «Холмогоры» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Таким образом, жители В постоянно подвергаются воздействию интенсивного шума, что ухудшает условия их проживания и является нарушением действующего санитарного законодательства, а именно: п. 2 ст. 12 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п. 6.3 санитарных правил СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

Из заключения территориального отдела Роспотребнадзора Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах следует, что повышенный уровень шума создает неблагоприятные условия для проживания, мешает полноценному отдыху, приводит к нарушению сна, бессоннице. Длительное воздействие шума на человека может повлечь нарушение деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем. Раздражение, вызываемое шумом, приводит к существенному повышению агрессии у людей.

Согласно выписке из реестра федерального имущества от 15.11.2010 года автодорога <адрес> является федеральной собственностью.

На основании распоряжения Департамента имущественных отношений Вологодской области от 13.02.2003 года , распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 года , договора о порядке использования государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением от 19.07.2006 года автомобильная дорога <адрес> закреплена на праве оперативного управления за ФКУ Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Холмогоры»).

Согласно п. 3.2 Устава ФКУ Упрдор «Холмогоры» предметом деятельности Управления является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления.

В соответствии с п. 3.3.8 Устава ФКУ Упрдор «Холмогоры» для достижения целей и реализации предмета деятельности Управление выполняет функции по организации обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами дорожного сервиса, средствами наружной рекламы, и иными сооружениями.

Целями деятельности Управления является, в том числе, реализация на территории Российской Федерации государственной дорожной политики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 года № 848 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы), в рамках которой утверждена Подпрограмма «Автомобильные дороги», которой предусмотрено, что повышение уровня обустройства на автомобильных дорогах федерального значения предполагается достигать за счет строительства пешеходных переходов, устройства барьерного ограждения, освещения участков автомобильных дорог федерального значения, шумозащитных сооружений, а также других специальных защитных и укрепительных сооружений.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К защитным дорожным сооружениям относятся, в том числе, шумозащитные устройства.

Согласно пункту 3.9 строительных норм и правил СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги» при обходе населенных пунктов автомобильные дороги по возможности следует прокладывать с подветренной стороны, ориентируясь на направление ветра в особо неблагоприятные с точки зрения загрязнения воздуха осенне-зимние периоды года, и в целях защиты населения от транспортного шума обеспечивать буферную зону между автомобильной дорогой и застройкой с учетом генерального плана развития населенного пункта. В случаях, когда при прокладке автомобильной дороги уровень транспортного шума на застроенной прилегающей территории превышает допустимые санитарные нормы, необходимо предусматривать специальные шумозащитные мероприятия (строительство шумозащитных земляных валов, барьеров и других сооружений, посадку специальных зеленых насаждений и т.п.), обеспечивающие снижение уровня шума до значений, регламентируемых санитарными нормами, а также предусматривать дорожные покрытия, при проезде автомобилей по которым шум имеет наименьшую величину.

Для выполнения санитарных норм на территории В необходимо соорудить вдоль рассматриваемого участка автодороги <адрес> шумозащитный экран, снижающий шум от транспортного потока на автодороге.

В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года , Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте. Федеральное дорожное агентство осуществляет полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

При изложенных обстоятельствах, с учетом положений ст. 210 ГК РФ, Устава ФКУ Упрдор «Холмогоры», договора о порядке использования государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением от 19.07.2006 года № 29, п. 5.2 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года , в соответствии с которым Федеральное дорожное агентство осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций Агентства, в том числе, имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству, суд приходит к выводу, что бремя содержания имущества лежит как на Федеральном дорожном агентстве, так и на ФКУ Упрдор «Холмогоры».

Доказательств, подтверждающих доводы ответчиков о том, что жилые дома построены с нарушением требований действующего законодательства РФ, без согласования с владельцем автодороги (ФКУ Упрдор «Холмогоры») и не могут находиться в придорожной полосе федеральной автодороги, суду не представлено.

Так, запрет на строительство капитальных сооружений в пределах придорожной полосы был установлен с июля 1998 года в связи с принятием Указа Президента РФ от 27.06.1998 года № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования». В п. 2 данного Указа установлено, что запрет на строительство не распространяется на объекты, находящиеся в эксплуатации, а также на объекты, строительство которых началось до 01.07.1998 года.
В соответствии с п. 6 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 года (действующих до 28.03.2011 года) в границах поселений размер придорожной полосы для существующих федеральных автомобильных дорог устанавливается до границы существующей застройки.

Представленные истцом документы, показания свидетеля Д. подтверждают тот факт, что ближайшие к автодороге жилые дома, расположенные по <адрес> (дома ) и по <адрес> (), построены до 1998 года, следовательно, граница застройки деревни уже существовала. В данном случае, полоса отвода устанавливается до границы существовавшей застройки В и все вышеуказанные дома в полосу отвода автомобильной дороги не подпадают.

Наличие предписания территориального отдела Роспотребнадзора Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах от 24.03.2011 года об устранении выявленных нарушений санитарных правил, которым установлена обязанность ФКУ Упрдор «Холмогоры» о принятии мер по обеспечению нормативного уровня шума, создаваемого автотранспортом, движущимся по автодороге <адрес>, на территории жилой застройки В, в соответствии с требованиями п. 6.3 (таблица 3) санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», со сроком исполнения до 01.07.2012 года, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Выводы прокуратуры о необходимости возведения шумозащитного экрана основаны на заключении территориального отдела Роспотребнадзора Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах, то есть надзорного органа в сфере благополучия человека.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, вышеуказанные требования законодательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 100 рублей с каждого.

Руководствуясь ст.ст.45, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Федеральное казенное учреждение Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Холмогоры») и Федеральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР) в срок до 01.07.2012 года провести шумозащитные мероприятия, направленные на снижение уровня шума на территории жилой застройки В до допустимых величин.

Взыскать с Федерального казенного учреждения Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Холмогоры») в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей.

Взыскать с Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья И.М. Леонова

Мотивированное решение изготовлено 26.09.2011 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200