Решение по делу № 2-6388/2011



Дело № 2-6388/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда 04 октября 2011 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Гоглевой Н.В.,

при секретаре Куликовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбуновой М.А. к Администрации города Вологды, закрытому акционерному обществу «Вологодский подшипниковый завод» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском, мотивируя тем, что с сентября 1997 года постоянно проживает по адресу: <адрес>. Её регистрация по указанному адресу была оформлена с 07 октября 1997 года.

Здание общежития по <адрес>, было построено еще при СССР в 70-х годах на государственные деньги, и изначально находилось в оперативном управлении государственного предприятия ГПЗ-23. В дальнейшем на базе 23 ГПЗ приказом Министра автомобильной промышленности СССР от 06.04.1988 года № 213 создано Производственное объединение ГПЗ-23, и имущество, числящееся на балансе предшественника, автоматически перешло на баланс созданного ПО ГПЗ-23.

14.03.1991 года принято решение о создании арендного предприятия ПО 23-ПЗ. Имущество ПО 23-ПЗ по договору аренды от 14.03.1991 года было передано в пользование, в том числе и общежитие, находящееся по адресу: <адрес>.

14.03.1991 года принято решение о создании арендного предприятия ПО 23-ПЗ. Имущество ПО 23-ПЗ по договору аренды от 14.03.1991 года было передано в пользование, в том числе и общежитие, находящееся по адресу: <адрес>.

Решением Комитета по управлению имуществом Администрации Вологодской области от 23.09.1993 года был утвержден план приватизации государственного имущественного комплекса Вологодского подшипникового завода.

Администрацией города Вологды 29.09.1993 года была произведена государственная регистрация АООТ «ВПЗ», в план приватизации которого вошло спорное общежитие. Далее Администрацией г.Вологды 28.06.1994 года было зарегистрировано АОЗТ «ВПЗ» (в настоящее время ЗАО «ВПЗ») с переходом всего имущества от предшественника.

В 2002 году право собственности на здание, находящееся в <адрес> зарегистрировано за ЗАО «ВПЗ» на основании плана приватизации, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Администрации Вологодской области от 23.09.1993 года. Здание по адресу: <адрес> подлежало передаче в муниципальную собственность, поскольку данный объект относится к муниципальной собственности в силу приложения № 3 к Постановлению ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 года. Таким образом, сделка приватизации государственного предприятия ГПЗ-23 в части внесения в уставный капитал ЗАО «ВПЗ» здания по <адрес>, является ничтожной на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как не соответствует требованиям законодательства о приватизации.

Просит суд признать за Горбуновой М.А. право собственности на жилое помещение <адрес> в порядке приватизации.

В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности Юшков В.В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» по доверенностям Дурасов Д.С. с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в возражении.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации г.Вологды не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела и собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, подтверждено материалами дела, что Горбунова М.А. с сентября 1997 года постоянно проживает по адресу: <адрес>. Регистрация Горбуновой М.А. по указанному адресу была оформлена 07 октября 1997 года. По данному адресу истица проживает по настоящее время.

Общежитие по <адрес> было построено в 1973 году и передано на баланс 23 Государственного подшипникового завода. В дальнейшем на базе 23 ГПЗ приказом Министра автомобильной промышленности СССР от 06 апреля 1988 года № 213 создано Производственное объединение ГПЗ – 23, и имущество, числящееся на балансе предшественника, автоматически перешло на баланс созданного ПО ГПЗ 23. 14.03.1991 года принято решение о создании арендного предприятия ПО 23-ПЗ. Имущество ПО 23-ПЗ по договору аренды от 14.03.1991 года было передано в пользование АП ПО 23 – ПЗ, в том числе и общежитие по <адрес>. Администрацией г. Вологды 29.09.1993 года произведена государственная регистрация АООТ «ВПЗ», в план приватизации которого вошло спорное общежитие. Далее Администрацией г. Вологды 28.06.1994 года зарегистрировано АОЗТ «ВПЗ» (в настоящее время ЗАО «ВПЗ») с переходом всего имущества от предшественника.

Следовательно, приватизация арендного предприятия Подшипниковый завод-23 проходила путем преобразования арендного предприятия в акционерное общество открытого типа с правом первоочередного приобретения арендаторами акций, принадлежащих государству (ч. 2 ст. 15 Закона РФ № 1531-1 от 03.07.1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ»).

С 23.10.2002 года право собственности на девятиэтажное кирпичное жилое здание, общей площадью 4987,3 кв.м,, расположенное по адресу: <адрес> зарегистрировано за ЗАО «ВПЗ» на основании плана приватизации, утвержденного Решением Комитета по управлению имуществом Администрации Вологодской области от 23 сентября 1993 года.

Доводы представителя истицы о том, что у ЗАО «ВПЗ» отсутствуют необходимые правоустанавливающие документы на получение в собственность общежития и соответствующая государственная регистрация права собственности, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Итоговым документом сделки по приватизации государственного имущества явился План приватизации государственного имущества 23 подшипникового завода, переданного в аренду по договору от 14.03.1991 года, содержащему право выкупа арендованного имущества путем перечисления средств арендодателю (абз. 6, п. 4.1. договора аренды).

Согласно п. 6 Указа Президента РФ от 14.10.1992 года № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» - выкуп имущества по договорам аренды, заключенным до вступления в силу Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», в которых определены сроки, величина, порядок и условия внесения выкупа, осуществляется по заявлению арендатора в соответствии с договором аренды с правом выкупа.

Таким образом, договор аренды от 14.03.1991 года был заключен до вступления в силу Закона РФ от 03.07.1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ».

В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона РФ от 03.07.1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора купли-продажи в порядке, установленном законодательством РФ.

В случае приватизации имущества 23 подшипникового завода заключение договора купли-продажи не требовалось, то есть отсутствовало основание для проведения государственной регистрации права собственности Общества.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Поскольку передача прав ЗАО «ВПЗ» на общежитие подтверждается Планом приватизации, утвержденным решением Комитета по управлению имуществом Администрации Вологодской области от 23.09.1993 года, у ЗАО «ВПЗ» отсутствовала обязанность государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости (общежития), следовательно, отсутствие записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности ЗАО «ВПЗ» на здания общежития в целом не исключает право собственности Общества на комнаты, не приобретенные в собственность гражданами в порядке приватизации.

Далее, в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 (ред. от 11.06.2008 года) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде», а в силу ст. 4 указанного закона, жилые помещения, находящиеся в общежитиях, приватизации не подлежат.

В соответствии с Примерным положением об общежитиях, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 года № 328, общежития предназначаются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Следовательно, проживание в общежитии имело и имеет временный характер. Таким образом, при заселении истицы в спорное жилое помещение, права на приватизацию данного жилого помещения у нее не возникало и возникнуть не могло ввиду временного характера проживания. Кроме того, со вселяемыми в общежития не заключались и не могли быть заключены договоры социального найма, наличие которого также является одним из основных условий для приватизации занимаемого жилого помещения.

При этом, в определении Конституционного суда РФ от 02.11.2000 года №220-0 указано, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 40 и 35 Конституции Российской Федерации, положения которых не препятствуют отнесению жилых помещений, расположенных в общежитиях, к не подлежащим приватизации.

Согласно ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Таким образом, приведенная норма не регулирует отношения по приватизации и, соответственно, не является специальной нормой, конкретизирующей положения Закона «О приватизации жилищного фонде РФ».

В данном случае жилое здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, как объект собственности закреплено на праве собственности за ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» и в муниципальную собственность не передавалось. Следовательно, изменения правового статуса жилого здания общежития не произошло.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в отношении указанного здания норма, закрепленная в ст. 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», не применима. Более того, распространение норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма на все жилые помещения, используемые в качестве общежитий, потребовало бы отказа от специального режима использования таких жилых помещений.

Как ранее, так и в настоящее время жилые помещения в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес> используются ЗАО «ВПЗ» по целевому назначению, предоставлялись и предоставляются работникам Общества в связи с трудовыми отношениями, что соответствует нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 105 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Поскольку вышеуказанное здание обладало статусом общежития еще до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (с момента его ввода в эксплуатацию в 1973 году), то в настоящее время принятие решения об отнесении его к специализированному жилищному фонду не требуется, к нему применяются нормативные акты, регулирующие жилищные правоотношения по использованию жилых помещений в общежитиях, относящихся к специализированному жилищному фонду.

Также, в силу статей 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР, граждане, проживающие в общежитиях (за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением), являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и вправе получить в пользование иное жилое помещение и впоследствии приватизировать его. Тем самым им гарантируется предусмотренное статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности и право иметь имущество в собственности.

Пункты 2 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закрепляют прямую обязанность государства помогать гражданам РФ осуществлять их право на жилище и улучшение жилищных условий. Но обязанность юридических лиц помогать гражданам РФ осуществлять их право на жилище и улучшение жилищных условий нигде законодательно не закреплена.

Кроме того, Горбунова М.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, 07 октября 1997 года, в то время, как План приватизации государственного имущества 23 подшипникового завода был утвержден решением Комитета по управлению имуществом по Вологодской области от 23.09.1993 года . Спорное имущество было включено в План приватизации и с момента его утверждения, то есть с 23.09.1993 года, является собственностью АП ПО «23 ПЗ». Далее, 29.09.1993 года АООТ «ВПЗ» было зарегистрировано в Администрации г. Вологды.

Соответственно, Горбунова М.А. зарегистрировалась по месту жительства в частном жилом фонде после изменения его формы собственности (из государственной в частную), а, следовательно, права на приватизацию комнаты <адрес>, не имеет.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает исковые требования Горбуновой М.А. не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, ссылка представителя ответчика ЗАО «ВПЗ» на необходимость применения при рассмотрении дела срока исковой давности несостоятельна, поскольку спорные правоотношения являются длящимися, на требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации исковая давность распространяться не может. Реализация права на приватизацию зависит от волеизъявления гражданина, который вправе обратиться с соответствующей просьбой в течение срока, установленного законодателем для приватизации жилых помещений. При этом, необходимо учитывать, что приватизация жилых помещений, расположенных в общежитиях, стала возможной только с 01.03.2005 года с принятием ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ».

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Горбуновой М.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья Н.В. Гоглева

Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2011 года