Решение по делу № 2 – 7169/2011



                                                            Дело № 2 – 7169/2011

РЕШЕНИЕ

             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда « 06 » октября 2011 г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

при секретаре Ростопша Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дайн В.Л. к Правительству Вологодской области о восстановлении нарушенных прав на достойное пенсионное обеспечение,

у с т а н о в и л :

        Дайн В.Л.обратился в суд с исковым заявлением, мотивируя тем, что он является пенсионером, с 14.08.1996 года получающим ежемесячную доплату к государственной пенсии по распоряжению Губернатора Вологодской области от 20.08.1996 года . В виду того, что в течение последних лет Правительством Вологодской области не принимается нормативно-правовой акт об индексации размера денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Вологодской области размер его пенсионного обеспечения за выслугу лет по закону области от 05.07.1996 года № 87-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности государственных гражданских служащих области» оказался очень маленьким, по состоянию на 31.05.2011 года размер пенсии за выслугу лет составил 500 рублей. Истец проработал на руководящих должностях в местной промышленности области более 23 лет, имеет звание «Ветеран труда», при выходе имел доплату к пенсии 5431 рубль 74 копейки. В соответствии с законом области от 5 июля 1996 года № 87-03 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных гражданских служащих области" (с последующими изменениями) пенсия за выслугу лет исчисляется путем определения разницы между месячным денежным содержанием государственного служащего, начисленным в зависимости от имеющегося стажа государственной службы, и размером пенсии, исчисленным в соответствии с федеральным пенсионным законодательством. При изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пенсии, с учетом которой определена пенсия за выслугу лет, размер последней пересчитывается со дня соответствующего изменения.

Таким образом, действующий механизм определения размера пенсии за выслугу лет устанавливает его прямую зависимость от размера пенсии, исчисленного в соответствии с федеральным пенсионным законодательством, при увеличении которого происходит уменьшение размера пенсии за выслугу лет, хотя при этом общий уровень пенсионного обеспечения государственного гражданского служащего области, определенный соответствующим процентом месячного денежного содержания в зависимости от продолжительности стажа государственной службы (от 55 до 80 процентов), не меняется до повышения (индексации) заработной платы в органах государственной власти области. При повышении (индексации) заработной платы в органах государственной власти области производится перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет в соответствии с частью второй статьи 12 вышеуказанного закона области и пунктом 11 Положения о реализации закона области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных гражданских служащих области", утвержденного постановлением Правительства области от 4 июля 2002 года, путем индексации размера месячного денежного содержания, из которого исчислена пенсия за выслугу лет, на соответствующий индекс. С 2009 года повышения (индексации) заработной платы в органах государственной области не производилось, чем ущемлены права пенсионеров, получающих ежемесячную доплату к государственной пенсии. На 2010 год действие норм закона области от 16 июля 2005 года № 1320-03 "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области" (в части индексации размеров должностных окладов государственных гражданских служащих) и закона области от 5 июля 1996 года № 87-03 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных гражданских служащих области" (в части увеличения размера месячного денежного содержания, из которого исчислена пенсия за выслугу лет, на индекс повышения заработной платы в органах государственной власти области с целью перерасчета назначенных пенсий за выслугу лет) было приостановлено в связи со сложным финансово-экономическим положением области. В настоящее время принято решение о пересмотре ежемесячного денежного поощрения для государственных гражданских служащих области с 1 июня 2011 года в сторону увеличения, но размер месячного денежного содержания, влияющий на индексацию остался прежним, соответственно повышение заработной платы произошло только для работающих госслужащих, что позволило не повышать пенсионерам пенсии.

Просит восстановить его нарушенное право на достойное пенсионное обеспечение за выслугу лет как лицу, замещавшему государственные должности и должности государственных гражданских служащих области в части ежегодной индексации размера оклада денежного содержания по должностям гражданской службы Вологодской области. Обязать Правительство Вологодской области принять закон области, снимающий ограничения на действие норм закона области от 16 июля 2005 года № 1320-03 "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области" (в части индексации размеров должностных окладов государственных гражданских служащих) и закона области от 5 июля 1996 года № 87-03 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных гражданских служащих области" (в части увеличения размера месячного денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, на индекс повышения заработной платы в органах государственной власти области с целью пёрерасчета назначенных пенсий за выслугу лет).

    В судебном заседании истец Дайн В.Л. исковое заявление и требования поддержал по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить.

    Представитель ответчика Правительства Вологодской области по доверенности Вязметинов А.И. с заявленными исковыми требованиями не согласен, представил письменный отзыв, в котором просили в исковых требованиях отказать в полном объеме.

    Представитель третьего лица Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области по доверенности Вязметинов А.И. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме. Пояснил, что Указ Президента от 16.08.1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РФ и государственные должности федеральной государственной службы» распространяет своё действие на федеральных государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности. На территории Вологодской области данный вопрос регулируется законом Вологодской области № 87. Лицам, замещавшим государственные должности РФ и государственные должности федеральной государственной службы выплачивается трудовая пенсия за счет средств областного бюджета за выслугу лет. Истец получал денежное содержание, законодатель осуществлял индексацию увеличения трудовой пенсии. С 01.02.2011 года пенсия превысила максимум. В закон Вологодской области № 87 были внесены изменения, пенсия за выслугу лет проиндексирована и увеличена в 5 раз, конкретизирован механизм индексации.

    Представитель третьего лица Департамента труда и социального развития Вологодской области по доверенности Квасникова В.В. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме. Пояснила, что Департамент труда и социального развития Вологодской области является органом государственной власти. В законодательном порядке определялся статус лиц, в некоторых субъектах при наличии возможности устанавливались дополнительные выплаты. Вологодская область предоставила право на пенсию за выслугу лет всем бывшим работникам в органах государственной власти области. Законом определяется состав денежного содержания, от этого напрямую зависит пенсия за выслугу лет. Истец свою работу прекратил в 1988 году. Неоднократно индексировались оклады, повышался размер трудовой пенсии. Повышение заработной платы путем индексации не проводилось. Процент по денежному содержанию не менялся. Пенсионное обеспечение истца не ухудшалось. Размер минимальной трудовой пенсии 2 500 рублей. Нормы по индексации окладов приостановлены, индекс будет устанавливаться законом области.

    Представитель третьего лица Законодательного собрания Вологодской области по доверенности Андреева А.С. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме. Пояснила, что все законы области принимаются Законодательным собранием Вологодской области. Согласно закону № 87-ОЗ, который принят в пределах компетенции Законодательного собрания Вологодской области, выплата за выслугу лет осуществляется за счет областного бюджета. Индексация выплаты не проводилась, так как у бюджета нет такой возможности. То, что индексация не проводилась не противоречит федеральному и областному законодательству.

    Представитель третьего лица ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологда Вологодской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

     Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

    Установлено, что 24.03.1986 года Дайн В.Л. был утвержден заместителем начальника управления местной промышленности Вологодского облисполкома, что подтверждается записью в трудовой книжке.

        24.05.1993 года Дайн В.Л. вышел на пенсию. С 14.08.1996 года по распоряжению губернатора Вологодской области от 20.08.1996 года Дайну В.Л. была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии в размере 210 595 рублей.

    На основании распоряжения Губернатора Вологодской области от 14.02.2008 года истцу установлена общая сумма пенсии за выслугу лет, назначаемой в соответствии с федеральным законом в размере 9604 рубля 82 копейки, что подтверждается письмом Департамента труда и социального развития Вологодской области от 03.06.2011 года.

    В соответствии с Законом Вологодской области № 87-ОЗ от 05.07.1996 года «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности государственных гражданских служащих области и должности государственной гражданской службы Вологодской области» Пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим государственные должности области и государственные должности областных государственных служащих, трудовой договор с которыми прекращен в связи с:

увольнением по собственному желанию (в связи с выходом на пенсию; переводом в другую местность мужа (жены) на работу в обкомы, райкомы, горкомы партии и их аппараты, на должности в парткомы органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 года на территории области, в Советы депутатов трудящихся (народных депутатов) всех уровней и их исполнительные комитеты, а также для замещения должности государственной или муниципальной службы либо для замещения государственных или муниципальных должностей; направлением мужа (жены) для прохождения государственной службы за границей; необходимостью ухода за ребенком-инвалидом или членом семьи - инвалидом I группы, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, в соответствии с медицинским заключением).

    Общая сумма пенсии с учетом пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с настоящим законом, не может превышать 80 процентов месячного денежного содержания, определенного в соответствии со ст. 6 настоящего закона, исходя из размеров должностных окладов, установленных согласно законодательству области.

Статья 5 вышеуказанного закона устанавливает, что месячное денежное содержание лица, замещавшего государственную должность области или должность государственной гражданской службы области, для исчисления размера пенсии за выслугу лет определяется по должности, занимаемой лицом на день прекращения полномочий или государственной гражданской службы области, либо на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, либо на день установления пенсии по инвалидности (при наличии I или II группы инвалидности), по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим законом. При этом, если обращение за назначением пенсии за выслугу лет последовало позднее дат, в которые наступили перечисленные выше обстоятельства, учитывается проиндексированное месячное денежное содержание на момент обращения за назначением пенсии за выслугу лет с теми видами надбавок к должностному окладу, которые фактически выплачивались лицу, замещающему государственную должность области, должность государственной гражданской службы области на соответствующий момент.

В состав месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет, включаются:

- должностной оклад по государственной должности или по должности государственной гражданской службы;

- районный коэффициент;

- надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд или месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы;

- надбавки к должностному окладу - за особые условия государственной службы (за особые условия гражданской службы), за выслугу лет, за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (за работу со сведениями, составляющими государственную тайну), и иные надбавки, предусмотренные системой оплаты труда в органах законодательной и исполнительной государственной власти области, иных государственных органах области;

- премии по результатам работы, кроме премий, носящих единовременный характер;

ежемесячное денежное поощрение.

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

-единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих области;

-доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего гражданского служащего области;

-пособие на оздоровление и материальная помощь, входящие в состав денежного содержания лиц, замещающих государственные должности области.

Бывшим работникам органов законодательной и исполнительной государственной власти области, указанными в ч. 3 ст. 2 и ч.1 ст. 3 настоящего закона, размер месячного денежного содержания определяется исходя из размера месячного денежного содержания по аналогичной государственной должности области, должности государственной гражданской службы области с учетом районного коэффициента без надбавок и премий.

    Статья 12 вышеуказанного закона устанавливает, что лицам, замещавшим государственные должности области и должности государственной гражданской службы области после назначения им пенсии за выслугу лет, в связи с чем ее выплата приостанавливалась, по их заявлению может быть пересчитан размер пенсии за выслугу лет с учетом месячного денежного содержания по этим должностям.

Размер месячного денежного содержания, учитываемого при исчислении размера пенсии за выслугу лет, увеличивается соответственно индексу повышения заработной платы в органах государственной власти области. При этом общая сумма пенсии с учетом пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с настоящим законом, не должна превышать размеров, установленных ст. 3 и 4 настоящего закона, исходя из месячного денежного содержания лица, замещающего государственную должность области, должность государственной гражданской службы области, занимающего на момент перерасчета аналогичную должность в органах государственной власти области (премии и надбавки учитываются в той же кратности от должностного оклада, в которой они были учтены при первичном назначении пенсии за выслугу лет).

При изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пенсии, с учетом которой определена пенсия за выслугу лет, размер последней пересчитывается. Перерасчет пенсии за выслугу лет по основаниям, указанным в настоящей статье, производится со дня соответствующего изменения.

    Принимая во внимание, что пенсия за выслугу лет начислена и выплачивается истцу в соответствии с действующим законодательством, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

    Кроме того, на основании ст. 76 Конституции РФ Вологодская область осуществляет собственное правовое регулирование. Включая принятие законов. Уставом области законодательное регулирование по предметам ведения области, принятие законов отнесено к компетенции Законодательного собрания области (ст. 44 ч. 1 п. б, поэтому требование истца об обязании Правительства Вологодской области принять закон области, снимающий ограничения на действие норм закона области от 16 июля 2005 года № 1320-03 "Об оплате труда в государственных органах Вологодской области" (в части индексации размеров должностных окладов государственных гражданских служащих) и закона области от 5 июля 1996 года № 87-03 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных гражданских служащих области" (в части увеличения размера месячного денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, на индекс повышения заработной платы в органах государственной власти области с целью пёрерасчета назначенных пенсий за выслугу лет) удовлетворению не подлежат.

          Руководствуясь Законом Вологодской области № 87-ОЗ от 05.07.1996 года «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Дайн В.Л. в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

    Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

    Судья                                                                                               М.В.Соколова

    Мотивированное решение изготовлено 07.10.2011 года