Решение по делу № 2–1965/2011



Дело № 2–1965/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

«

06

»

октября

2011 г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Губиной Е.Л.,

при секретаре Дунаевской В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пивцайкина Н.И. к Воронину С.А. о признании договора купли-продажи квартиры недействительным, о применении последствий недействительности сделки,

установил:

Истец обратился в суд с иском, мотивируя тем, что он является сыном К.. 13.02.1995 года на его имя К. было составлено завещание, которым ему завещала квартиру по адресу: <адрес>. Он является единственным наследником К. по закону. 17.11.2010 года К. была совершена сделка по купле-продаже принадлежащей ей квартиры по вышеуказанному адресу, цена договора составила 1130000 рублей. В соответствии с условиями договора денежные средства в размере 1027800 рублей должны быть переведены на счет продавца, оставшаяся сумма в размере 102200 рублей передается продавцу наличными, однако данные денежные средства К. не получала. После совершения сделки К. были переданы денежные средства в размере 20000 рублей, данных лица, передавшего денежные средства сообщить не может. При совершении сделки К. была введена в заблуждение со стороны покупателя и со стороны посредника, которые ее убедили, что ей необходимы условия проживания за пределами города. В день совершения сделки купли-продажи К. не была поставлена в известность за что она ставит подписи. К. страдает заболеванием в форме сосудистой деменции с преимущественно галлюциногенной симптоматикой. В период с 1994 года по настоящее время К. не может адекватно воспринимать окружающую действительность, не способна понимать значение своих действий и руководить ими. Просит суд признать договор купли-продажи квартиры от 17.11.2010 года, заключенный между К. и Н. недействительным, применить последствия недействительности сделки, а именно: признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> за К., выселить Н. из указанной квартиры.

В судебном заседании 19.09.2011 года по ходатайству представителя истца по доверенности Зуева М.В. из числа ответчиков исключена Н. в связи с ее смертью (свидетельство о смерти ). В качестве ответчика привлечен Воронин С.А.

В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Зуев М.В. уточнили исковые требования, просили признать договор купли-продажи квартиры от 17.11.2010 года, заключенный между К. и Н.

недействительным, применить последствия недействительности сделки, а именно: признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> за К., обязать К. выплатить в пользу правопреемника Н. денежные средства в размере 1130000 рублей.

Представитель ответчика по доверенности Воронина Т.А. исковые требования не признала в полном объеме.

Свидетель Б. в судебном заседании пояснил, что на момент совершения сделки К. являлась абсолютно адекватным человеком, деньги ей были переведены в полном объеме. Если у человек психически нездоров, он может это определить, с К. он общался около получаса, она все спокойно воспринимала, на все вопросы отвечала. Медицинского образования не имеет. У него не возникло сомнений в ее психическом здоровье. Им были переведены денежные средства со счета, имеется расписка, 30000 рублей получил посредник, после возникновения проблемы, денежные средства вернули.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что 17.11.2010 года между К. и Н. был заключен договор купли-продажи квартиры, согласно которому Н. приобрела у К. квартиру общей площадью 30,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, стоимостью 1130000 рублей.

Данная сделка зарегистрирована в УФРС по Вологодской области 18.11.2010 года, запись регистрации .

Согласно ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с ч.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Определением Вологодского городского суда от 08.02.2011 года по делу назначена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза.

Согласно заключению комиссии судебно-психиатрических экспертов от 06.07.2011 года БУЗ ВО <данные изъяты> К. страдает психическим расстройством в форме – сосудистой деменции. Об этом свидетельствуют: неврологическая симптоматика, дезориентировка во времени, резкое снижение памяти и интеллекта, неустойчивое внимание, непродуктивное мышление, соскальзывание по собственным ощущениям, эмоциональная лабильность. Степень психического расстройства такова, что К. на момент заключения договора купли-продажи квартиры от 17 ноября 2010 года не могла понимать значение своих действий и руководить ими.

Суд принимает во внимание при вынесении решения заключение комиссии судебно-психиатрических экспертов от 06.07.2011 года БУЗ ВО <данные изъяты>, поскольку оно выполнено компетентными экспертами, имеющими большой стаж экспертной работы в данной области. При проведении экспертизы эксперты руководствовались соответствующими методами, указанными в заключении. Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется. При проведении экспертизы эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

При этом суд не принимает во внимание показания свидетеля Б. о том, что у него не возникало сомнений в психической полноценности К., поскольку данный свидетель не имеет медицинского образования, его суждения носят субъективный характер.

В соответствии с ч.1 ст.171 ГК РФ ничтожна сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства. Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах. Дееспособная сторона обязана, кроме того, возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны.

При таких обстоятельствах суд полагает правомерным признать договор купли-продажи квартиры от 17.11.2010 года, заключенный между К. и Н., недействительным.

Согласно свидетельству о смерти Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со справкой нотариуса по нотариальному округу <данные изъяты> района Вологодской области Р. от 14.09.2011 года, Воронин С.А. является единственным наследником, принявшим наследство после Н..

В связи с вышеизложенным суд считает необходимым применить последствия недействительности сделки в виде признания права собственности на квартиру по адресу: <адрес> за К. и обязать К. выплатить в пользу Воронина С.А. денежные средства в размере 1130000 рублей.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.153, 166, 170 ГК РФ, ГПК РФ, суд

решил:

Признать договор купли-продажи квартиры от 17 ноября 2010 года, заключенный между К. и Н., недействительным.

Применить последствия недействительности сделки к договору купли-продажи от 17 ноября 2010 года, а именно:

- признать право собственности на однокомнатную квартиру общей площадью 30,5 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, за К..

- обязать К. выплатить в пользу Воронина С.А. денежные средства в размере 1130000 (один миллион сто тридцать тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Е.Л. Губина

Мотивированное решение изготовлено 11.10.2011 года