Решение по делу № 2-9371/2011



Дело № 2-9371/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 03 октября 2011 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., с участием истца Ветровой Н.К., при секретаре Ростопша Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ветровой Н.К. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения,

установил:

Истец Ветрова Н.К. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указала, что является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Ветровой Н.К.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – К. решением <данные изъяты> районного суда от 06.09.2006 года лишён родительских прав (умер ДД.ММ.ГГГГ). За истцом закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания. Постановлением администрации <данные изъяты> сельского поселения от 08.06.2009 года истец Ветрова Н.К. принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просит суд: обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Ветровой Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В судебном заседании истец Ветрова Н.К. исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебном заседании не присутствовал, представлено заявление о рассмотрении дела без представителя ответчика и отзыв на исковое заявление, согласно которому Департамент решение вопроса о предоставлении Ветровой Н.К. жилого помещения оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Управления образования Череповецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Заявления о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменных объяснений либо возражений по заявленным исковым требованиям не представлено, об уважительных причинах неявки суд не проинформирован.

При изложенных обстоятельствах, с учётом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 статьи 57 ЖК РФ случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ).

Статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

По смыслу положений статей 49, 52, 57 ЖК РФ, статей 1 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не только дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), но и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, вставшие на учёт в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения указанного возраста, своевременно не обеспеченные вне очереди жилым помещением, имеют право на реализацию внеочередного получения благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям по договору социального найма по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счёт средств соответствующего субъекта Российской Федерации. Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста, поставленного на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, и не получившего вне очереди жилого помещения, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение вне очереди.

В Вологодской области вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения, регулируется законами области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» и от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», а также Долгосрочной целевой программой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на получение жилого помещения, на 2011 - 2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 04.10.2010 № 1136.

Статьёй 22 Закона Вологодской области от 29.12.2003 № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма вне очереди и на получение жилищных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств областного бюджета в случаях и порядке, установленных законом области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области».

Согласно части 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» к категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях, при прекращении опеки (попечительства), в том числе по окончании пребывания их в приёмной семье, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы: а) в случаях отсутствия закреплённого жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности; б) в случае, если имеющееся закреплённое жилое помещение или жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности, при вселении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет меньше установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством учетной нормы; в) в случае признания закреплённого за ними жилого помещения непригодным для проживания; г) в случае утраты закреплённого за ними жилого помещения в результате пожара, стихийного бедствия; д) в случае, если при вселении в закреплённое за ними жилое помещение они будут вынуждены проживать в одном жилом помещении с родителями, лишёнными в отношении их родительских прав, и отсутствует возможность обмена жилого помещения; е) в случае, если лицо, подлежащее вселению в закрепленное за ним жилое помещение по договору социального найма, находилось под опекой (попечительством) в семье, в том числе в приёмной семье, а также в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, десять и более лет.

В соответствии с законом Вологодской области от 02.02.2011 № 2463-ОЗ действие подпунктов «б-е» пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-ОЗ с 15.02.2011 года до 1 января 2012 года приостановлено.

Постановлением Правительства Вологодского области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области» определён круг лиц, на которых в пределах предоставленных полномочий возложено управление и распоряжение жилищным фондом области. В частности пунктом 1.4.1 Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утверждённого указанным постановлением, предусмотрено, что решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области гражданам, нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным действующим жилищным законодательством, принимает Департамент развития муниципальных образований области.

Установлено, что Ветрова Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Ветровой Н.К.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти ). Отец – К. вступившим в законную силу решением <данные изъяты> районного суда Вологодской области от 06.09.2006 года (л.д. 10) лишён родительских прав в отношении дочери. Кроме того, К. умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти ).

На основании распоряжения Управления образования Череповецкого муниципального района Вологодской области от 13.10.2006 года (л.д. 11) попечителем несовершеннолетней Ветровой Н.К. назначена В. (п. 2 распоряжения). Тем же распоряжением за Ветровой Н.К. закреплено право пользования жилой площадью в доме по адресу: <адрес> (дом неблагоустроенный, общей и жилой площадью 30 кв.м., состоит из двух комнат, в доме зарегистрировано два человека).

Материалами дела (акт обследования жилищно-бытовых условий от 04.06.2008 года на л.д. 16; акт обследования помещения от 19.04.2010 года на л.д. 21-22; заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 19.04.2010 года на л.д. 23-24) подтверждено, что закреплённое за Ветровой Н.К. жилое помещение по адресу: <адрес> установленном законом порядке признано непригодным для проживания.

По сведениям, предоставленным Череповецким отделением Вологодского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области (л.д. 45, 46), за Ветровой Н.К. зарегистрировано право собственности лишь на указанное выше жилое помещение, а также на земельный участок по адресу: <адрес>

В соответствии с постановлением администрации <данные изъяты> сельского поселения от 08.06.2009 года Ветрова Н.К. принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Установлено, что в настоящее время Ветрова Н.К. проживает по адресу: <адрес>, у бывшего попечителя – В.

Исходя из буквального толкования приведённых выше правовых норм, учитывая, что Ветрова Н.К. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; закрепленное за ней жилое помещение по адресу: <адрес> установленном законом порядке признано непригодным для проживания; в собственности какого-либо иного жилого помещения Ветрова Н.К. не имеет; право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма не реализовала, стоит на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также, принимая во внимание отсутствие возражений против удовлетворения исковых требований со стороны ответчика, суд считает, что Ветрова Н.К. имеет право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения с учётом жилищных и санитарных норм по договору социального найма по месту своего проживания и принятия на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (<адрес>) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

При таких обстоятельствах по делу исковые требования Ветровой Н.К. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Ветровой Н.К. удовлетворить частично.

Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Ветровой Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма в <адрес> района, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счёт средств областного бюджета.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.В. Колодезный

Мотивированное решение изготовлено 07.10.2011 года.