Дело № 2-10001/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Вологда « 26 » октября 2011 г. Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи А.А. Коничевой, при секретаре И.П. Селяниной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Череповца в интересах неопределенного круга лиц - маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, к ОАО «Производственно-торговая фирма «Медтехника» об обязании обеспечить доступ в здание магазина, у с т а н о в и л: Прокурор г.Череповца обратился в суд с иском к ответчику, мотивируя тем, что прокуратурой г. Череповца проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. Установлено, что в городе проживает более 24 000 инвалидов, из них 268 инвалидов-колясочников, которые имеют равные со всеми гражданами права на реализацию своих гражданских, экономических и других прав и свобод. Проверкой установлено, что объект недвижимости - здание, расположенное по адресу <адрес>, принадлежащий на праве собственности ОАО «ПТФ МЕдтехника», не соответствует требованиям законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения: в нарушение п.3.13, 3.14 СНиП вход не приспособлен для маломобильных групп населения - отсутствует пандус, во входном тамбуре имеется порог, не обустроенный пандусом. Между тем, в указанном здании располагается социально-значимый объект - магазин медицинской техники, который ввиду отсутствия специальных приспособлений для инвалидов является недоступным для маломобильных групп населения. Просит обязать ответчика в срок до 31 декабря 2011 года обеспечить доступ инвалидов в здание магазина «Медтехника», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2011: установить пандусы на входе в здание и на пути движения маломобильных групп населения при перепадах высот пола и порогах. Прокурор г.Череповца в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие прокурора. Дополнительно указал, что заявленные требования поддерживает в полном объеме. Представитель ответчика по доверенности Полякова Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что доводы истца о необходимости обеспечить доступ в здание путем обустройства специального пандуса являются необоснованными. Строительные нормы, на которые ссылается прокурор, предназначены для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений и не устанавливают требований к действующим зданиям и сооружениям. Нормы федерального законодательства, на которые ссылается истец, говорят о том, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Действующее законодательство не устанавливает обязанности органов местного самоуправления, собственников и владельцев зданий, сооружений, иных объектов по проведению реконструкции указанных объектов с целью обустройства специальными пандусами и иными устройствами для обеспечения доступа инвалидов. Помещение магазин занимает на основании договора купли-продажи от 29.12.2009, заключенного с Комитетом по управлению имуществом г.Череповца. В соответствии с техническим паспортом год постройки здания - 1977. Год ввода здания в эксплуатацию, как и информация о капитальном ремонте здания, неизвестны. С момента приобретения ОАО «Производственно-торговая фирма «Медтехника» помещения магазина в собственность ни капитальный ремонт, ни реконструкция не производились. Кроме того, представитель пояснила, что в магазине продаются товары медицинского назначения по более низким ценам. В ближайшее время планируется открыть дополнительные торговые точки, отделы в крупных торговых центрах, которые будут оборудованы пандусами и приспособлениями для инвалидов. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Представитель 3-го лица Комитета социальной защиты населения г.Череповца по доверенности Евсеева Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала. Пояснила, что объект для прокурорской проверки был выбран не случайно. При выборе данного объекта учитывалось мнение инвалидов, которые сообщили, что испытывают необходимость в посещении данного магазина. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Установлено, что Прокуратурой г.Череповца проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В городе проживает более 24000 инвалидов, из них 268 инвалидов-колясочников. - В соответствии со ст.7, 18 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты. Статьей 15 ФЗ РФ от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрена обязанность организаций независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляется за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп с ограниченными физическими возможностями. Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативно-правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Доступные для маломобильных групп населения здания и сооружения - это здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно- планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям СНиП 35-01-2001 по обеспечению доступности и безопасности маломобильных групп населения. В соответствии с п.3.13 строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли. Согласно п.п. 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2011 помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями, дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м. Пунктом 3.29 СНиП 35-0-2001 установлено, что максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 процентов. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 процентов. Проверкой установлено, что объект недвижимости - здание, расположенное по адресу <адрес>, принадлежащий на праве собственности ОАО «ПТФ МЕдтехника», не соответствует требованиям законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, поскольку в нарушение п.3.13, 3.14 СНиП вход не приспособлен для маломобильных групп населения - отсутствует пандус, во входном тамбуре имеется порог, не обустроенный пандусом. Между тем, в указанном здании располагается социально-значимый объект - магазин медицинской техники, который ввиду отсутствия специальных приспособлений для инвалидов является недоступным для маломобильных групп населения, которые испытывают потребность в его посещении. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц - это круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истца, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. На основании изложенного, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению, однако при этом полагает, что срок, указанный прокурором г.Череповца, следует увеличить, исходя из реальности исполнения решения. Доводы представителя ответчика, озвученный в судебном заседании, суд не принимает во внимание по следующим основаниям. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд полагает, что представителем ответчика в судебном заседании не представлено достаточных обоснований того, что отсутствует техническая возможность установки требуемого оборудования. В соответствии со ст.103 ГПК РФ взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит госпошлина в размере 4000 рублей. Руководствуясь Федеральным законом от 24.11.1995 №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст.ст.103, 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать ОАО «Производственно-торговая фирма «Медтехника» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить доступ инвалидов в здание магазина «Медтехника», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2011: установить пандусы на входе в здание и на пути движения маломобильных групп населения при перепадах высот пола и порогах. Взыскать с ОАО «Производственно-торговая фирма «Медтехника» в доход местного бюджета госпошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья А.А. Коничева Мотивированное решение изготовлено: 28.10.2011