Решение по делу № 2-9887/2011



Дело № 2-9887/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

«

24

»

октября

2011 г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Образцова О.В.,

при секретаре Зажигиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьевой М.С. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,

установил:

Игнатьева М.С. обратилась в суд с иском к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивируя требования тем, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 18 лет находилась на полном государственном обеспечении, закреплённой жилой площади не имеет. С апреля 2006 года истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Игнатьева М.С. является одинокой матерью в отношении троих несовершеннолетних детей. Жилья в собственности истец не имеет, в настоящее время проживает у отца, лишённого родительских прав. Просила суд обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить истцу и её троим детям вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В судебном заседании истец Игнатьева М.С. исковые требования поддержала в полном объёме. Пояснила суду, что в настоящее время проживает в квартире отца, в которой зарегистрировано 12 человек. Просит предоставить жильё на себя и троих детей, состоит на учёте нуждающихся в предоставлении жилья.

Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. в судебном заседании представила письменные возражения, в которых указала, что вопрос о предоставлении Игнатьевой М.С. жилого помещения следует решать с учётом следующих обстоятельств. Имеется ли закреплённое за истцом жилое помещение, какова его судьба, является ли оно пригодным для проживания; состоит ли истец в настоящее время на учёте по месту жительства в органе местного самоуправления в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, необходимо исследовать документы, подтверждающие, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требования Игнатьевой М.С. о предоставлении жилого помещения на состав семьи с учётом троих несовершеннолетних детей является несостоятельным, поскольку действующим жилищным законодательством предусмотрено предоставление жилых помещений только определённой категории граждан, имеющим статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставление жилого помещения членам их семей жилищным законодательством не предусмотрено.

Суд, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что Игнатьева М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ответу Департамента имущественных отношений Администрации г.Вологды от 17 октября 2011 года на судебный запрос на основании заочного решения Вологодского городского суда от 02 декабря 2003 года родители Игнатьевой М.С.Г. и С. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе в отношении истца.

В соответствии с постановлением главы г.Вологды от 31 декабря 2003 года Игнатьева М.С. определена в детское воспитательное учреждение и за нею закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>. Согласно акту междуведомственной комиссии по оценке жилых домов и жилых помещений на пригодность для постоянного проживания от 01 марта 2004 года квартира <адрес> была отнесена к категории непригодных для проживания. С 28 декабря 2005 года Игнатьева М.С. являлась воспитанницей <данные изъяты>.

Согласно уведомлению от 11 апреля 2006 года в соответствии с постановлением главы г.Вологды от 07 апреля 2006 года семья Игнатьевой М.С. в составе один человек принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Кроме того, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ответу Департамента имущественных отношений Администрации г.Вологды от 17 октября 2011 года заявление о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Игнатьевой М.С. было представлено в жилищный отдел Департамента имущественных отношений Администрации г.Вологды социальным работником детского дома . Впоследствии по вопросу ежегодной перерегистрации очередности истец либо её законный представитель в жилищный отдел не обращались.

Письмом от 14 февраля 2011 года Департамент развития муниципальных образований Вологодской области сообщил истцу, что в настоящее время свободные жилые помещения социального использования в жилищном фонде области отсутствуют, жилое помещение будет предложено при его наличии.

По сведениям Управления Росреестра по Вологодской области, ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» за истцом не зарегистрировано прав на жилые помещения.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 8 настоящего закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В Вологодской области дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены статьёй 22 Закона Вологодской области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области».

В соответствии со статьёй 22 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма вне очереди и на получение жилищных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений за счёт средств областного бюджета в случаях и порядке, установленных законом области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области».

В соответствии со статьёй 3 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» к категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях, при прекращении опеки (попечительства), в том числе по окончании пребывания их в приёмной семье, а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в случае признания закреплённого за ними жилого помещения непригодным для проживания.

Учитывая, что Игнатьева М.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что закреплённое за истцом жилое помещение признано непригодным для проживания, принимая во внимание тот факт, что в собственности жилья Игнатьева М.С. не имеет, истец имеет право на получение вне очереди жилого помещения с учётом жилищных и санитарных норм по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Одновременно суд принимает во внимание тот факт, что дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, в виде обеспечения жилым помещением в соответствии с действующим законодательством применяются в отношении лиц указанных категорий и не распространяются на членов их семей. Принимая во внимание тот факт, что несовершеннолетние дети истца З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не относятся к числу лиц указанных выше категорий, истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещение на одного человека, без учёта несовершеннолетних детей. Оснований для предоставления истцу жилого помещения с учётом несовершеннолетних детей не имеется.

В соответствии со статьёй 5 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма принимается уполномоченным государственным органом области в порядке, установленном Правительством области.

В соответствии с Положением о Департаменте развития муниципальных образований области, утверждённым постановлением Правительства области от 23 декабря 2008 года , в сфере жилищных отношений Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом области в соответствии с Положением об управлении и распоряжении жилищным фондом области, утверждённым постановлением Правительства области. В соответствии с п.п. 1.4.1 Положения, утверждённого постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года , Департамент развития муниципальных образований Вологодской области осуществляет полномочия собственника в отношении находящихся в собственности области жилых помещений, за исключением полномочий по их отчуждению, а также принимает решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области.

На основании изложенного исковые требования Игнатьевой М.С. подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Вологодской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области», ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Игнатьевой М.С. вне очереди жилое помещение с учётом жилищных и санитарных норм по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счёт средств областного бюджета.

В удовлетворении остальной части исковых требований Игнатьевой М.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Образцов

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2011 года.