Дело № 2-9981/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда « 24 » октября 2011 г. Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи А.А. Коничевой, при секретаре И.П. Селяниной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спасской В.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Вологодской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии, периодов работы, назначении пенсии, установил: Истец обратилась в суд с иском к ответчику с заявлением об оспаривании решения об отказе в назначении трудовой пенсии досрочно. Мотивирует тем, что решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда от 22 августа 2011 года № ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не включены следующие периоды её работы: - с 01.04.1983 по 08.04.1987 в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом <данные изъяты> ЦРБ ни в календарном, ни в льготном исчислении; с 15.04.1987 по 20.12.1998 в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты>, поскольку в соответствии с Номенклатурой должностей медицинского персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 №377, данные должности относятся к руководителям структурных подразделений, а документально не подтвержден факт работы в должностях среднего медицинского персонала (фельдшера, медсестры); - с 27.08.2001 по 31.07.2005 в должности заведующей здравпунктом и с 01.08.2005 по 06.06.2011 в должности заведующей фельдшерским здравпунктом ОАО <данные изъяты> не засчитаны в специальный стаж, так как сведения администрацией ОАО <данные изъяты> представлены без подтверждения специального стажа, поскольку данные должности и первое структурное учреждение не предусмотрены Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной работой, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 и от 29.10.2002 №781. Просит признать решение недействительным и не порождающим правовых последствий; обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда зачесть в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, указанные выше периоды. Истец Спасская В.Н., ее представитель в судебном заседании заявленные исковые требования уточнили: просили признать решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда от 22 августа 2011 года № недействительным и не порождающим правовых последствий в части во включении Спасской В.Н. в специальный стаж следующих периодов работы: с 01.04.1983 по 08.04.1987 в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом <данные изъяты> ЦРБ в льготном исчислении как 1 год работы на 1 год и 3 месяца; с 15.04.1987 по 31.01.1990 в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты>; с 01.02.1990 по 20.12.1998 в должности заведующей здравпунктом объединения <данные изъяты>; с 27.08.2001 по 31.07.2005 в должности заведующей здравпунктом и с 01.08.2005 по 06.06.2011 в должности заведующей фельдшерским здравпунктом ОАО <данные изъяты>. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда зачесть в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, данные периоды, назначить Спасской В.Н. трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 11 июля 2011 года, взыскать расходы по оплате госпошлины. Истец дополнительно пояснила, что работала в <данные изъяты> при Вологодской городской больнице одна. В основном осуществляла медицинскую деятельность: делала профилактические прививки, инъекции и т.п. В объединении <данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты> изначально работала одна, когда численности штата увеличилась, с ней стала работать фельдшер. Представитель ответчика по доверенности Андреева С.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в решении об отказе, а также в отзыве на исковое заявление. Пояснила, что запись № в трудовой книжке истца говорит, что 15.04.1987 истец принята на должность заведующей здравпунктом <данные изъяты>», согласно записи № 01.02.1990 переведена на должность заведующей здравпунктом в «<данные изъяты>. Однако в пенсионном деле имеется справка Вологодской городской больницы № от 28.06.2011 №, суть которой заключается в том, что при Вологодской городской больнице № существовали здравпункты. Полагает, что заведующая медицинским пунктом - это руководящая должность, не доказано осуществление истцом функций деятельности среднего медицинского персонала. Кроме того, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения за периоды работы с 27.08.2001 по 31.07.2005 и с 01.08.2005 по 06.06.2011 работодателем представлены общими условиями, без подтверждения особых условий труда, дающих право на досрочное назначение пенсии, не указан код медицинской деятельности. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Б. суду показала, что истца знает. Она (Б.) работает в ОАО <данные изъяты> с 1986 года, начальником отдел кадров работает последние 4 года. В должностные обязанности истца входило: медицинская работа по обслуживанию работников предприятия. Истец делала уколы, физеопроцедуры, инъекции. Согласно карте аттестации рабочих мест на данной должности истцу было положено дополнительно 12 дней к отпуску. Изначально истец работала одна, но когда количество работников увеличилось, наняли еще одного человека. У завода двухсменный режим работы. Истец осуществляла в первую очередь медицинскую работу, но также делала отчеты, заявки на медикаменты и другое. Количество работников на заводе доходило до 1200. Допрошенная в качестве свидетеля Н. суду показала, что истца знает, вместе работали в Вологодской городской больнице №, но в разных медпунктах. Истец работала в Вологодском объединении <данные изъяты>». Потом произошла реорганизация, часть здравпунктов отошли к первой поликлинике. Она (Н.) работала в районе Заречье, на ЖБИ <адрес>). В 1997 года ушла с ЖБИ и перешла работать в первую поликлинику. Когда освободилась должность в ОАО <данные изъяты>, содействовала трудоустройству Спасской, сама она курировала работу истца. В должностные обязанности истца входило следующее: проводить профилактическую работу, делать прививки (грипп, гепатит и другое), проводить физеопроцедуры, делать инъекции, оказывать первую медицинскую помощь, выписывать медикаменты, составлять планы, наводить дезинфицирующий раствор, готовить стерильный материл. Истец осуществляла и медицинскую работу и административную работу. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Установлено, что решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда от 22 августа 2011 года № Спасской В.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ, как медицинскому работнику, в связи с отсутствием 30-летнего специального стажа. По состоянию на 11 июля 2011 года стаж на соответствующих видах работ с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П составляет 4 года 8 месяцев 23 дня. В специальный стаж не включены следующие периоды работы: - с 01.04.1983 по 08.04.1987 в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом <данные изъяты> ЦРБ ни в календарном, ни в льготном исчислении как 1 год работы на 1 год и 3 месяца, с 15.04.1987 по 20.12.1998 в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты> Вологодской городской больницы, поскольку в соответствии с Номенклатурой должностей медицинского персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 №377, данные должности относятся к руководителям структурных подразделений, а документально не подтвержден факт работы в должностях среднего медицинского персонала (фельдшера, медсестры); - с 27.08.2001 по 31.07.2005 в должности заведующей здравпунктом и с 01.08.2005 по 06.06.2011 в должности заведующей фельдшерским здравпунктом ОАО <данные изъяты> не засчитаны в специальный стаж, так как сведения администрацией ОАО <данные изъяты> представлены без подтверждения специального стажа, поскольку данные должности и первое структурное учреждение не предусмотрены Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной работой, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 и от 29.10.2002 №781. Суд не может признать данное решение в части отказа во включение в специальный стаж указанных периодов обоснованным по следующим основаниям. В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ право на досрочное назначение пенсии имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Установлено, что Спасская В.Н. работала с 01.04.1983 по 08.04.1987 в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом <данные изъяты> ЦРБ, что подтверждается записями в трудовой книжке. В соответствии со справкой, уточняющей особый характер или условия работы, выданной МУ «<данные изъяты> от 12.07.2011 №, Спасская В.Н. работала полный рабочий день в <данные изъяты> центральной районной больнице с 01 апреля 1983 года (приказ о приеме № от 01.04.1983) в качестве заведующей ФАП - фельдшера <данные изъяты> ФАП, который находился на территории сельской местности на полную ставку по 08.04.1987 (приказ об увольнении № от 02.04.1987). В указанный период времени Спасская В.Н. непосредственно была занята выполнением работ, предусмотренных п.п.20 п.1 ст.27 закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ. <данные изъяты> центральная районная больница переименована в <данные изъяты> территориальное медицинское объединение с 20.01.1993, затем <данные изъяты> территориальное медицинское объединение переименовано в МУ «<данные изъяты>» с 28.06.2000 и по настоящее время. Штатные нормативы медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов рассчитываются на основании приказа Минздрава СССР № 900 от 26 сентября 1978 года. Должность заведующей (фельдшера, акушерки, медсестры) вводится на каждом фельдшерско-акушерском пункте, медицинском пункте. На основании приказа № 160 Министерства Здравоохранения РФ от 24 апреля 2003 года должность заведующего ФАПом - фельдшер (акушерка, медсестра), заведующего медпунктом - фельдшер (медсестра) относится по номенклатуре должностей к среднему медицинскому персоналу. В постановлении совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало в период работы истца (утратило силу 26.10.1993), в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт на пенсию за выслугу лет, в п.п.1 Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения, раздела 11 Врачи и другие медицинские работники в «Наименование учреждений и организаций» – указаны больничные учреждения всех типов и наименований, амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здравпункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты); в разделе «Наименование должностей» поименованы акушерки, фельдшера и медицинские сестры - все независимо от наименования должности. Согласно п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», постановлению от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» врачам и среднему медицинскому персоналу, работающему в сельской местности или поселке городского типа, один год работы засчитывается за один год три месяца. Кроме того, в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, которым предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Таким образом, суд полагает, что указанный период работы истца подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. В период с 15.04.1987 по 31.01.1990 Спасская В.Н. работала заведующей здравпунктом <данные изъяты> при Вологодской городской больнице №. С 01.02.1990 по 20.12.1998 работала заведующей здравпунктом объединения <данные изъяты> при Вологодской городской больнице №. Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца, справкой МУЗ <данные изъяты> В период с 27.08.2001 по 31.07.2005 истец работала в должности заведующей здравпунктом и с 01.08.2005 по 06.06.2011 в должности заведующей фельдшерским здравпунктом ОАО <данные изъяты> В п.5 примечаний к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 г. №627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» зарегистрировано в Минюсте РФ 12 октября 2005 г. (Регистрационный №7070), сказано, что «Здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся». В Приложении №3 к приказу Минздрава РФ от 24 апреля 2003 г. №160, приказа Минздрава РФ от 24 апреля 2003 г. №160 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. №377» в разделе «Средний медицинский» поименованы - заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра). В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464) правом на досрочную трудовую пенсию до 01.11.1999 пользовались «Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности». С 01 ноября 1999 года согласно постановлению Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» должность «заведующий здравпунктом» стала именоваться «заведующий фельдшерским здравпунктом», а согласно «Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу…», утвержденного постановлением Правительства РФ №781 от 02.10.2002, должность стала именоваться «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер». Должность «заведующий здравпунктом» относится к должностям среднего медицинского персонала согласно приказу МЗ СССР «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения» №1250 от 30.12.1976 4 раздел «Размеры и порядок определения должностных окладов среднего медицинского персонала (п.51, где предусмотрено повышение должностного оклада заведующему здравпунктом на 8 рублей). В лицевом счете Спасской В.Н. за 1987-1998 годы заработная плата соответствует ее должности, а именно: 95 рублей (ставка, оклад) + 8 рублей (за заведование здравпунктом). Изменение названия должности функциональные обязанности работников не меняют: заведующий здравпунктом выполняет функции среднего медицинского персонала наряду с организационными вопросами. Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей, а также пояснениями самого истца. Оснований не доверять показаниям указанных лиц у суда не имеется. При этом в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», где к медперсоналу отнесены «Средний медицинский персонал» пункта 3 как руководитель - «заведующий здравпунктом». Таким образом, указанные периоды работы истца суд также находит подлежащими включению в стаж, дающий право на назначении досрочной пенсии. Доводы представителя ответчика о том, что сведения администрацией ОАО «СКДМ» представлены без подтверждения специального стажа, несостоятельны, вины истца в этом суд не усматривает. При таких обстоятельствах по делу суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ, ст.ст.98, 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать недействительным и не порождающим правовых последствий решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Вологодской области № от 22 августа 2011 года об отказе Спасской В.Н. во включении в специальный медицинский стаж периодов работы: с 01.04.1983 по 08.04.1987 в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом <данные изъяты> ЦРБ; с 15.04.1987 по 31.01.1990 в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты> Вологодской городской больницы №; с 01.02.1990 по 20.12.1998 в должности заведующей здравпунктом объединения <данные изъяты> Вологодской городской больницы №; с 27.08.2001 по 31.07.2005 в должности заведующей здравпунктом и с 01.08.2005 по 06.06.2011 в должности заведующей фельдшерским здравпунктом ОАО <данные изъяты> - с момента его принятия. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Вологодской области зачесть Спасской В.Н. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы: с 01.04.1983 по 08.04.1987 в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом <данные изъяты> ЦРБ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; с 15.04.1987 по 31.01.1990 в должности заведующей здравпунктом Вологодского объединения «<данные изъяты> Вологодской городской больницы №; с 01.02.1990 по 20.12.1998 в должности заведующей здравпунктом объединения <данные изъяты> Вологодской городской больницы №; с 27.08.2001 по 31.07.2005 в должности заведующей здравпунктом и с 01.08.2005 по 06.06.2011 в должности заведующей фельдшерским здравпунктом ОАО <данные изъяты> Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Вологодской области назначить Спасской В.Н. трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 11 июля 2011 года. Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Вологодской области в пользу Спасской В.Н. расходы по уплате госпошлины в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья А.А. Коничева Мотивированное решение изготовлено 27.10.2011