Дело № 2-8745/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Вологда 07 октября 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., с участием истца Жужгиной А.А., при секретаре Бурлуцкой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жужгиной А. А. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении вне очереди жилого помещения, установил: Истец Жужгина А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении вне очереди жилого помещения, в обоснование которого указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 10.04.1997 года по 01.09.2008 года Жужгина А.А. являлась воспитанницей ГОУ <данные изъяты> и находилась на полном государственном обеспечении. Постановлением Главы города Вологды от 23.03.2001 года № за Жужгиной А.А. закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>, где также прописан отец Жужгиной А.А., лишённый в отношении дочери родительских прав, и сестра Жужгиной А.А. – М. Просит суд: обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Жужгиной А.А. жилое помещение вне очереди по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим нормам в городе Вологде. В судебном заседании истец Жужгина А.А. исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебном заседании не присутствовал, представлено заявление о рассмотрении дела без представителя ответчика и отзыв на исковое заявление. Выслушав объяснения истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришёл к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 ЖК РФ). Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 статьи 57 ЖК РФ случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ). Статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). В Вологодской области вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения, регулируется законами области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» и от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», а также Долгосрочной целевой программой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на получение жилого помещения, на 2011 - 2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 04.10.2010 № 1136. Статьёй 22 Закона Вологодской области от 29.12.2003 № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма вне очереди и на получение жилищных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств областного бюджета в случаях и порядке, установленных законом области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области». Согласно части 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» к категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях, при прекращении опеки (попечительства), в том числе по окончании пребывания их в приёмной семье, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы: а) в случаях отсутствия закреплённого жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности; б) в случае, если имеющееся закреплённое жилое помещение или жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности, при вселении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет меньше установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством учётной нормы; в) в случае признания закреплённого за ними жилого помещения непригодным для проживания; г) в случае утраты закреплённого за ними жилого помещения в результате пожара, стихийного бедствия; д) в случае, если при вселении в закреплённое за ними жилое помещение они будут вынуждены проживать в одном жилом помещении с родителями, лишёнными в отношении их родительских прав, и отсутствует возможность обмена жилого помещения; е) в случае, если лицо, подлежащее вселению в закрепленное за ним жилое помещение по договору социального найма, находилось под опекой (попечительством) в семье, в том числе в приёмной семье, а также в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, десять и более лет. В соответствии с законом Вологодской области от 02.02.2011 № 2463-ОЗ действие подпунктов «б-е» пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-ОЗ с 15.02.2011 года до 1 января 2012 года приостановлено. Постановлением Правительства Вологодского области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области» определён круг лиц, на которых в пределах предоставленных полномочий возложено управление и распоряжение жилищным фондом области. В частности пунктом 1.4.1 Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утверждённого указанным постановлением, предусмотрено, что решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области гражданам, нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным действующим жилищным законодательством, принимает Департамент развития муниципальных образований области. Установлено, что Жужгина А. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Жужгиной А.А. – Ж. умерла ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>). Отец – Н. вступившим в законную силу решением Вологодского городского суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19) лишён родительских прав в отношении дочери. Материалами дела (л.д. 12) подтверждено, что Жужгина А.А. являлась воспитанницей ГОУ <данные изъяты> с 10.04.1997 года по 01.09.2008 года и находилась на полном государственном обеспечении. По сведениям, предоставленным ГП ВО «Вологдатехинвентаризация», Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области права собственности на недвижимое имущество в г. Вологде за Жужгиной А.А. не регистрировались. В соответствии с постановлением Главы города Вологды от 12 декабря 2006 года № «Об учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, малоимущих граждан» Жужгина А.А. с 26 апреля 2006 года включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (<данные изъяты>). Таким образом, учитывая, что Жужгина А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; находилась в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более 10 лет; в собственности какого-либо иного жилого помещения Жужгина А.А. не имеет; право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма не реализовала, стоит на учёте в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также, принимая во внимание отсутствие возражений против удовлетворения исковых требований со стороны ответчика, суд считает, что Жужгина А.А. имеет право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения с учётом жилищных и санитарных норм по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При таких обстоятельствах по делу исковые требования Жужгиной А.А. подлежат удовлетворению, поскольку основаны на законе, подтверждены материалами дела. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Жужгиной А. А. удовлетворить. Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Жужгиной А. А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма в городе Вологде Вологодской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим законодательством за счёт средств областного бюджета. Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.В. Колодезный Мотивированное решение изготовлено 12.10.2011 года.