Решение по делу № 2-10077/2011



Дело № 2-10077/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Вологда 28 октября 2011 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи А.А. Коничевой,

при секретаре И.П. Селяниной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Качалова Н. П. к ЗАО «Союзлесмонтаж» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, мотивируя тем, что зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: <адрес>. Здание по указанному адресу зарегистрировано на праве собственности за ЗАО «Союзлесмонтаж». В 1987 году истец был принят на работу <данные изъяты> в <адрес> специализированное управление ТПО «Союзлесмонтаж», преобразовано в ЗАО «Союзлесмонтаж». Стаж работы истца на предприятии составляет боле 10 лет. В 1987 году истцу как работнику предприятия была предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес>, где истец был зарегистрирован. Также в указанном жилом помещении была зарегистрирована его жена Качалова А.С. После производимой в общежитии реконструкции часть комнат объединялась в квартиры, в связи с чем истец стал проживать в <адрес>. Решением Комитета по управлению имуществом Вологодской области от 22.12.1992 был утвержден план приватизации государственного имущества, арендуемого по договору аренды предприятием «Союзлесмонтаж». В уставной фонд «Союзлесмонтаж» было включено наряду с другими объектами и здание общежития, расположенное по адресу <адрес>. Если бы здание общежития в настоящее время находилось в муниципальной собственности, а не было внесено с нарушениями законодательства в уставной капитал ЗАО «Союзлесмонтаж», истец имел бы право приватизировать занимаемое им жилое помещение. Здание общежития, в котором истец зарегистрирован и проживает, не подлежало включению в перечень приватизируемого имущества. Право на приватизацию истцом не использовано. Просит признать за собой право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, в порядке приватизации.

Истец Качалов Н.П. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Молканов А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что ЗАО «Союзлесмонтаж» на основании плана приватизации является собственником спорного помещения, в связи с этим у истца отсутствует право на приватизацию.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится запись о праве собственности ЗАО «Союзлесмонтаж» на квартиру, расположенную по адресу <адрес>. Право собственности ЗАО «Союзлесмонтаж» на указанное жилое помещение зарегистрировано 19.11.2010 на основании плана приватизации, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Администрации Вологодской области от 22.12.1992. Жилой дом, в котором проживает истец, был передан в качестве вклада в уставной капитал АООТ «Союзлесмонтаж», впоследствии преобразованного в ЗАО «Союзлесмонтаж», вследствие чего истец лишен возможности приватизировать занимаемое им жилое помещение. Решение вопроса об удовлетворении заявленных исковых требований оставляет на усмотрение суда. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

3-е лицо Качалова А.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что от приватизации квартиры отказывается в пользу мужа Качалова Н.П.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что в 1987 году Качалову Н.П. было предоставлено жилое помещение для проживания по адресу <адрес> в связи с трудовыми отношениями в Вологодском специализированном управлении ВО «Союзоргбумпром» (впоследствии переименовано в Вологодское специализированное управление ТПО «Союзлесмонтаж», затем в ЗАО «Союзлесмонтаж»). В занимаемом жилом помещении зарегистрированы истец Качалов Н.П., его жена Качалова А.С., что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой ОАО «Ф».

В 1997 году была произведена реконструкция здания общежития, занимаемые жильцами комнаты и часть мест общего пользования объединялись и образовывались квартиры и секции, и истцу, его семье была предоставлена для проживания квартира <адрес>.

Приказом Министра лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР №72 от 15.02.1966 было создано и входило в состав Всесоюзного объединения «Оргбумдрев» Министерства целлюлозно-бумажной промышленности СССР Вологодское специализированное пусконаладочное управление Всесоюзного объединения «Оргбумдрев». Приказом Министерства целлюлозно-бумажной промышленности СССР от 13.09.1971 Вологодское специализированное пусконаладочное управление Всесоюзного объединения «Оргбумдрев» было преобразовано в Вологодское специализированное управление по монтажу, ремонту, модернизации и наладке технологического оборудования Всесоюзного объединения «Союзоргбумпром». В соответствии с Уставом Вологодского СУ, закрепленные за Управлением основные и оборотные средства, образовали его Уставный фонд.

В 1979 году Вологодским специализированным управлением по монтажу, ремонту, модернизации и наладке технологического оборудования Всесоюзного объединения «Союзоргбумпром» было построено здание общежития по адресу: <адрес>.

Приказом Министерства лесной промышленности от 17.06.1988 №1 Вологодское специализированное управление по монтажу, ремонту, модернизации и наладке технологического оборудования было передано в подчинение территориального производственного объединения «Союзлесмонтаж» (далее ТПО «Союзлесмонтаж»).

Приказом ТПО «Союзлесмонтаж» Министерства лесной промышленности СССР от 11.12.1990 №153 в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 23.11.1989 «О порядке введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде» с 01 октября 1990 года на базе Вологодского специализированного управления ТПО «Союзлесмонтаж» было создано Арендное предприятие - Вологодское СУ «Союзлесмонтаж».

01 октября 1990 года между ТПО «Союзлесмонтаж» и Вологодским СУ «Союзлесмонтаж» заключен договор об аренде.

Комитет по управлению имуществом Вологодской области, решением от 22.12.1992 утвердил план приватизации государственного имущества, переданного по договору аренды от 01.10.1990, арендного предприятия - Вологодское управление «Союзлесмонтаж» и устав АООТ «Союзлесмонтаж». АООТ «Союзлесмонтаж» было зарегистрировано постановлением главы администрации г.Вологды от 23.12.1992.

Установлено и не отрицалось представителем ответчика, что здание общежития было приватизировано вместе с другим имуществом арендного предприятия – Вологодское управление «Союзлесмонтаж» и включено в уставный капитал предприятия АООТ «Союзлесмонтаж», которое в последующем было преобразовано в ЗАО «Союзлесмонтаж».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии от 29.03.2006 право собственности на пятиэтажное с подвалом кирпичное здание общежития, площадью 2613,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано на ЗАО «Союзлесмонтаж» на основании Плана приватизации, утвержденного Решением Комитета по управлению имуществом <адрес> от 22.12.1992.

В соответствии со ст.1 закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых жилых помещений в государственной и муниципальном фонде.

В соответствии со ст.18 закона РСФСР от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений принадлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23.12.1992 № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона были внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятия или в оперативном управлении учреждений, должен был быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав, в том числе права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 3 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2003 № 370) был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде гражданина на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которым относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Пунктом 1 Приложения № 3 к постановлению Верховного совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямо указанного закона.

При таких обстоятельствах по делу суд приходит к выводу о том, что при приватизации имущественного комплекса арендного предприятия Вологодское управление «Союзлесмонтаж» в 1992 году здание общежития (в настоящее время жилого дома), в котором зарегистрированы и проживают Качалов Н.П., Качалова А.С., не подлежало включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.

При этом суд учитывает, что включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд на условиях социального найма), вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Таким образом, учитывая, что имели место нарушения законодательства при приватизации арендного предприятия Вологодское управление «Союзлесмонтаж» и включении здания, расположенного по адресу <адрес>, имевшего статус общежития, в уставный капитал АООТ «Союзлесмонтаж» (в настоящее время ЗАО «Союзлесмонтаж»), суд полагает, что не имеется обстоятельств, препятствующих истцу использовать предоставленное ему федеральным законом право на приватизацию занимаемого спорного жилого помещения.

При этом доказательств того, что указанное здание признано аварийным, не представлено.

Ни истец, ни члены его семьи в собственности иного жилого помещения не имеют. По данным МУ «ЖКРЦ г. Вологды» право на приватизацию жилого помещения истцом не использовано.

Доводы представителя ответчика о том, что здание жилого дома (ранее общежития) не было передано в муниципальную собственность, было приватизировано на основании Плана приватизации, утвержденного решением комитета по управлению имуществом Администрации ВО, действовавший закон не запрещал приватизацию зданий общежитий при приватизации предприятий, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с действующим на момент приватизации Жилищным кодексом здания общежитий относились к жилищному фонду, и в соответствии с Федеральным законом от 23.12.1992 № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке. Кроме того, как указано в Определении Верховного суда РФ от 23.06.2009 № 2-ВО9-1 из содержания ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решение органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь законом РФ от 04 июля 1991 года № 1541 – 1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Качаловым Н. П. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> порядке приватизации.

Взыскать с ЗАО «Союзлесмонтаж» в пользу Качалова Н. П. возврат госпошлины 200 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.А. Коничева

Мотивированное решение изготовлено 31.10.2011.