Дело № 2-8667/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда « 20 » октября 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Марковой М.В. при секретаре Десятовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Вологды, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Департаменту здравоохранения Вологодской области, БУЗ "Вологодская областная больница №1" об обязании выполнения работ и выделении денежных средств, у с т а н о в и л: Прокурор города Вологды, действуя в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Вологодской области, БУЗ "Вологодская областная больница №1", мотивируя тем, что прокуратурой города Вологды на основании обращения П. проведена проверка с привлечением специалиста Управления социальной защиты населения по муниципальному образованию «город Вологда» по вопросу обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с ограниченными способностями передвижения к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой установлено, что на входе в здание корпуса травматологического отделения БУЗ «Вологодская областная больница № 1», расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует пандус; туалеты и ванные комнаты не оборудованы специальными поручнями, санитарные комнаты не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001. Согласно Уставу БУЗ «Вологодская областная больница № 1», утвержденного приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 28.02.2011 №, больница является бюджетным учреждением. Учредителем является <адрес>. Согласно п. 3.12. Устава финансирование БУЗ «Вологодская областная больница № 1» осуществляется за счёт средств областного бюджета. Статьей 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 22.07.1993 № (в ред. от 30.12.2008) граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается, в том числе, предоставлением населению доступной медико - социальной помощью. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Статьёй 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам для" свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям. Обязательность обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социального назначения установлена п. 3 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 3.1-3.3 СНиП 35-01-2001 3.1 в проектах должны быть предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения МГН по участку к зданию или по территории предприятия, комплекса сооружений с учетом требований градостроительных норм. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время эксплуатации. Транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения. Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Согласно п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2 %. Согласно п. 3.66 СНиП 350-01-2001 в санитарно-гигиенических помещениях количество кабин и устройств, необходимых для работающих на предприятии или в учреждении инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и недостатками зрения, следует определять из расчета: не менее 1 универсальной душевой кабины на 3 инвалидов, не менее 1 раковины умывальника на 7 инвалидов независимо от санитарной характеристики производственных процессов. Следует предусматривать закрытые душевые кабины с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной. Согласно п.З.67 СНиП 35-01-2001 универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине и других санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. Просит суд обязать Департамент здравоохранения Вологодской области выделить денежные средства для оборудования входа в здание корпуса травматологического отделения БУЗ «Вологодская областная больница №1» пандусом и оборудования санитарных комнат для инвалидов в соответствии со СНиП 35-01-2001. Обязать БУЗ «Вологодская областная больница № 1» оборудовать вход в здание корпуса травматологического отделения пандусом, в санитарно- гигиенических помещениях установить закрытые душевые кабины с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной, установить универсальную кабину уборной общего пользования не менее: ширина - 1,65 м., глубина - 1,8 м., в кабине рядом с унитазом выделить пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей, установить поручни, штанги, поворотные или откидные сидения. В последствии представитель прокуратуры исковые требования уточнил. Просил суд обязать Департамент здравоохранения Вологодской области выделить денежные средства для оборудования входа в здание корпуса травматологического отделения БУЗ «Вологодская областная больница №1» пандусом и оборудования санитарных комнат для инвалидов. Обязать БУЗ «Вологодская областная больница № 1» оборудовать вход в здание корпуса травматологического отделения пандусом, в санитарно - гигиенических помещениях установить отдельную душевую кабину для инвалидов с открыванием двери наружу, оборудованную поручнями и подвесными трапециями, установить универсальную кабину уборной общего пользования, предусмотрев в ней пространство для размещения кресла-коляски, а также оборудовать устройство вешалки для одежды, костылей и других принадлежностей, установить поручни, штанги. В судебном заседании представитель прокуратуры города Вологды на основании прав по должности - помощник прокурора города Вологды – Григорова С.Г. требования уточнила. Просила суд обязать БУЗ «Вологодская областная больница № 1» оборудовать вход в здание корпуса травматологического отделения пандусом, в санитарно - гигиенических помещениях установить отдельную душевую кабину для инвалидов с открыванием двери наружу, оборудованную поручнями и подвесными трапециями, установить универсальную кабину уборной общего пользования, предусмотрев в ней пространство для размещения кресла-коляски, а также оборудовать устройство вешалки для одежды, костылей и других принадлежностей, установить поручни, штанги в срок до 01 января 2012 года. В остальном исковые требования оставила без изменения. Представитель ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Ганичева А.А. в судебном заседании исковые требования не признала по мотивам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к возражениям. Считает, что Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на который ссылается прокурор в исковом заявлении, не предусматривает необходимости переоборудования старых зданий медицинского обслуживания граждан в соответствии с новыми требованиями законодательства. Представитель ответчика БУЗ "Вологодская областная больница №1" по доверенности Бодня Т.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что выполнить указанные прокурором работы возможно лишь при реконструкции и проектировании здания. На данный момент эти требования не выполнимы в виду отсутствия технических и материальных возможностей. Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения по муниципальному образованию «Город Вологда», извещённого надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины неявки суду неизвестны. Ранее в судебном заседании представитель Управления по доверенности Гуляев А.А. требования прокурора поддержал. Суд, рассмотрев исковое заявление в пределах заявленных требований, заслушав мнение представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему: Установлено, что прокуратурой города Вологды на основании обращения П. проведена проверка с привлечением специалиста Управления социальной защиты населения по муниципальному образованию «город Вологда» по вопросу обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с ограниченными способностями передвижения к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой установлено, что на входе в здание корпуса травматологического отделения БУЗ «Вологодская областная больница № 1», расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует пандус; туалеты и ванные комнаты не оборудованы специальными поручнями, санитарные комнаты не соответствуют требованиям СП 35-102-99, а именно: в нарушение указанных норм вход в здание корпуса травматологического отделения не оборудован пандусом, в санитарно - гигиенических помещениях не установлена отдельная душевая кабина для инвалидов с открыванием двери наружу, отсутствуют поручни и подвесные трапеции, не установлена универсальная кабина уборной общего пользования, не оборудовано устройство вешалки для одежды, костылей и других принадлежностей, не установлены поручни, штанги. Прокурор города Вологда обратился в суд с иском, в котором просит суд обязать Департамент здравоохранения Вологодской области выделить денежные средства для оборудования входа в здание корпуса травматологического отделения БУЗ «Вологодская областная больница №1» пандусом и оборудования санитарных комнат для инвалидов. Обязать БУЗ «Вологодская областная больница № 1» оборудовать вход в здание корпуса травматологического отделения пандусом, в санитарно - гигиенических помещениях установить отдельную душевую кабину для инвалидов с открыванием двери наружу, оборудованную поручнями и подвесными трапециями, установить универсальную кабину уборной общего пользования, предусмотрев в ней пространство для размещения кресла-коляски, а также оборудовать устройство вешалки для одежды, костылей и других принадлежностей, установить поручни, штанги в срок до 01 января 2012 года. Суд не может согласится с данными требованиями прокурора города Вологды по следующим основаниям: В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЭ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», указанный федеральный закон (далее - Федеральный закон № 384-ФЭ) устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе, доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 384-Ф3 Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате которых на обязательное основе обеспечивается соблюдение требований данного федерального закона. Указанный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В данный перечень СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» не включён. Указанный свод правил также не включён и в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 № 2079. В соответствии со СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» под сводом правил понимается нормативный документ, рекомендующий технические решения или процедуры инженерных изысканий для строительства, проектирования, строительно-монтажных работ и изготовления строительных изделий, а также эксплуатации строительной продукции, и определяющий способы достижения ее соответствия обязательным требованиям строительных норм, правил и стандартов. Согласно пункту 8.3 СНиП 10-01-94 рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика. Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы. При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспортирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах. В соответствии со статьей 42 Федерального закона № 384-ФЗ требования к зданиям и сооружениям, а также связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные указанным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введённым в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Кроме того, в соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. Таким образом, данный свод правил не применяется для зданий, введенных в эксплуатацию до вступления их в силу, к каким относится здание корпуса травматологического отделения БУЗ ВО «Вологодская областная больница № 1». Кроме того данный свод правил не входит в систему стандартов и сводов правил, применяемых при реализации Федерального закона № 384-ФЗ. В целях реализации статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Вологодской области при участии обществ инвалидов утверждена долгосрочная целевая программа «Безбарьерная среда» на 2010-2014 годы, которой определен перечень мероприятий по обеспечению комфортных условий жизнедеятельности инвалидам, сроки реализации указанных мероприятий и объёмы их финансирования (в том числе в части учреждений здравоохранения). При таких обстоятельствах, требования прокурора города об обязании БУЗ «Вологодская областная больница № 1» оборудовать вход в здание корпуса травматологического отделения пандусом, в санитарно - гигиенических помещениях установить отдельную душевую кабину для инвалидов с открыванием двери наружу, оборудованную поручнями и подвесными трапециями, установить универсальную кабину уборной общего пользования, предусмотрев в ней пространство для размещения кресла-коляски, а также оборудовать устройство вешалки для одежды, костылей и других принадлежностей, установить поручни, штанги в срок до 01.01.2012 удовлетворению не подлежат. Отказывая в удовлетворении данных требования, суд не находит оснований для удовлетворения требований об обязании Департамента здравоохранения Вологодской области выделить денежные средства для оборудования входа в здание корпуса травматологического отделения БУЗ «Вологодская областная больница №1» пандусом и оборудования санитарных комнат для инвалидов. При этом, суд также учитывает, что Департамент здравоохранения Вологодской области осуществляет свою деятельность на основании Положения о департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства области от 26.04.2010 № 458 (далее - Положение). В соответствии с пунктом 2.3.12 Положения департамент осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, главного распорядителя (администратора) и получателя средств областного бюджета в соответствии с законами области об областном бюджете. Правовые основы использования средств областного бюджета в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов закреплены законом области от 14 декабря 2010 года № 2433-03 «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Указанным законом установлены основные характеристики областного бюджета, общий объем расходов, в пределах общего объема расходов распределены бюджетные ассигнования. Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств областного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств утверждён приказом департамента финансов области от 30.12.2008 №. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также указанным приказом, Департамент здравоохранения Вологодской области, как главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств, но самостоятельных решений о выделении дополнительных средств из областного бюджета не принимает. На основании изложенного исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению в полном объёме. Руководствуясь ФЗ РФ «О пожарной безопасности», ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требования прокурору города Вологды, действующему в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц – отказать. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней. Судья: М.В.Маркова Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2011 года