Решение по делу № 2-8667/2011



Дело № 2-8667/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

«

20

»

октября

2011 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Марковой М.В.

при секретаре Десятовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Вологды, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Департаменту здравоохранения Вологодской области, БУЗ "Вологодская областная больница №1" об обязании выполнения работ и выделении денежных средств,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Вологды, действуя в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Вологодской области, БУЗ "Вологодская областная больница №1", мотивируя тем, что прокуратурой города Вологды на основании обращения П. проведена проверка с привлечением специалиста Управления социальной защиты населения по муниципальному образованию «город Вологда» по вопросу обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с ограниченными способностями передвижения к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой установлено, что на входе в здание корпуса травматологического отделения БУЗ «Вологодская областная больница № 1», расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует пандус; туалеты и ванные комнаты не оборудованы специальными поручнями, санитарные комнаты не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001.

Согласно Уставу БУЗ «Вологодская областная больница № 1», утвержденного приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 28.02.2011 , больница является бюджетным учреждением. Учредителем является <адрес>. Согласно п. 3.12. Устава финансирование БУЗ «Вологодская областная больница № 1» осуществляется за счёт средств областного бюджета.

Статьей 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 22.07.1993 (в ред. от 30.12.2008) граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается, в том числе, предоставлением населению доступной медико - социальной помощью. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Статьёй 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам для" свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям.

Обязательность обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социального назначения установлена п. 3 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3.1-3.3 СНиП 35-01-2001 3.1 в проектах должны быть предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения МГН по участку к зданию или по территории предприятия, комплекса сооружений с учетом требований градостроительных норм. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время эксплуатации. Транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения. Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602.

Согласно п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2 %.

Согласно п. 3.66 СНиП 350-01-2001 в санитарно-гигиенических помещениях количество кабин и устройств, необходимых для работающих на предприятии или в учреждении инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и недостатками зрения, следует определять из расчета: не менее 1 универсальной душевой кабины на 3 инвалидов, не менее 1 раковины умывальника на 7 инвалидов независимо от санитарной характеристики производственных процессов. Следует предусматривать закрытые душевые кабины с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной. Согласно п.З.67 СНиП 35-01-2001 универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине и других санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Просит суд обязать Департамент здравоохранения Вологодской области выделить денежные средства для оборудования входа в здание корпуса травматологического отделения БУЗ «Вологодская областная больница №1» пандусом и оборудования санитарных комнат для инвалидов в соответствии со СНиП 35-01-2001. Обязать БУЗ «Вологодская областная больница № 1» оборудовать вход в здание корпуса травматологического отделения пандусом, в санитарно- гигиенических помещениях установить закрытые душевые кабины с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной, установить универсальную кабину уборной общего пользования не менее: ширина - 1,65 м., глубина - 1,8 м., в кабине рядом с унитазом выделить пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей, установить поручни, штанги, поворотные или откидные сидения.

В последствии представитель прокуратуры исковые требования уточнил. Просил суд обязать Департамент здравоохранения Вологодской области выделить денежные средства для оборудования входа в здание корпуса травматологического отделения БУЗ «Вологодская областная больница №1» пандусом и оборудования санитарных комнат для инвалидов. Обязать БУЗ «Вологодская областная больница № 1» оборудовать вход в здание корпуса травматологического отделения пандусом, в санитарно - гигиенических помещениях установить отдельную душевую кабину для инвалидов с открыванием двери наружу, оборудованную поручнями и подвесными трапециями, установить универсальную кабину уборной общего пользования, предусмотрев в ней пространство для размещения кресла-коляски, а также оборудовать устройство вешалки для одежды, костылей и других принадлежностей, установить поручни, штанги.

В судебном заседании представитель прокуратуры города Вологды на основании прав по должности - помощник прокурора города Вологды – Григорова С.Г. требования уточнила. Просила суд обязать БУЗ «Вологодская областная больница № 1» оборудовать вход в здание корпуса травматологического отделения пандусом, в санитарно - гигиенических помещениях установить отдельную душевую кабину для инвалидов с открыванием двери наружу, оборудованную поручнями и подвесными трапециями, установить универсальную кабину уборной общего пользования, предусмотрев в ней пространство для размещения кресла-коляски, а также оборудовать устройство вешалки для одежды, костылей и других принадлежностей, установить поручни, штанги в срок до 01 января 2012 года. В остальном исковые требования оставила без изменения.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Ганичева А.А. в судебном заседании исковые требования не признала по мотивам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к возражениям. Считает, что Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на который ссылается прокурор в исковом заявлении, не предусматривает необходимости переоборудования старых зданий медицинского обслуживания граждан в соответствии с новыми требованиями законодательства.

Представитель ответчика БУЗ "Вологодская областная больница №1" по доверенности Бодня Т.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что выполнить указанные прокурором работы возможно лишь при реконструкции и проектировании здания. На данный момент эти требования не выполнимы в виду отсутствия технических и материальных возможностей.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения по муниципальному образованию «Город Вологда», извещённого надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины неявки суду неизвестны. Ранее в судебном заседании представитель Управления по доверенности Гуляев А.А. требования прокурора поддержал.

Суд, рассмотрев исковое заявление в пределах заявленных требований, заслушав мнение представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

Установлено, что прокуратурой города Вологды на основании обращения П. проведена проверка с привлечением специалиста Управления социальной защиты населения по муниципальному образованию «город Вологда» по вопросу обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с ограниченными способностями передвижения к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой установлено, что на входе в здание корпуса травматологического отделения БУЗ «Вологодская областная больница № 1», расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует пандус; туалеты и ванные комнаты не оборудованы специальными поручнями, санитарные комнаты не соответствуют требованиям СП 35-102-99, а именно: в нарушение указанных норм вход в здание корпуса травматологического отделения не оборудован пандусом, в санитарно - гигиенических помещениях не установлена отдельная душевая кабина для инвалидов с открыванием двери наружу, отсутствуют поручни и подвесные трапеции, не установлена универсальная кабина уборной общего пользования, не оборудовано устройство вешалки для одежды, костылей и других принадлежностей, не установлены поручни, штанги.

Прокурор города Вологда обратился в суд с иском, в котором просит суд обязать Департамент здравоохранения Вологодской области выделить денежные средства для оборудования входа в здание корпуса травматологического отделения БУЗ «Вологодская областная больница №1» пандусом и оборудования санитарных комнат для инвалидов. Обязать БУЗ «Вологодская областная больница № 1» оборудовать вход в здание корпуса травматологического отделения пандусом, в санитарно - гигиенических помещениях установить отдельную душевую кабину для инвалидов с открыванием двери наружу, оборудованную поручнями и подвесными трапециями, установить универсальную кабину уборной общего пользования, предусмотрев в ней пространство для размещения кресла-коляски, а также оборудовать устройство вешалки для одежды, костылей и других принадлежностей, установить поручни, штанги в срок до 01 января 2012 года.

Суд не может согласится с данными требованиями прокурора города Вологды по следующим основаниям:

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЭ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», указанный федеральный закон (далее - Федеральный закон № 384-ФЭ) устанавли­вает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том чис­ле, доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 384-Ф3 Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате которых на обязательное основе обеспечивается соблюдение требований данного федерального за­кона.

Указанный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате приме­нения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В данный перечень СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» не включён.

Указанный свод правил также не включён и в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 № 2079.

В соответствии со СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» под сводом правил понимается норма­тивный документ, рекомендующий технические решения или процедуры инже­нерных изысканий для строительства, проектирования, строительно-монтажных работ и изготовления строительных изделий, а также эксплуатации строительной продукции, и определяющий способы достижения ее соответствия обязатель­ным требованиям строительных норм, правил и стандартов.

Согласно пункту 8.3 СНиП 10-01-94 рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продук­ции) или по требованию заказчика. Указанные положения становятся обязатель­ными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или по­ставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы. При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспортирую­щие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомен­дуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона № 384-ФЗ требования к зданиям и сооружениям, а также связанным со зданиями и сооружениями процес­сам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, экс­плуатации и утилизации (сноса), установленные указанным Федеральным зако­ном, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введённым в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 на существую­щие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными при­водит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.

Таким образом, данный свод правил не применяется для зданий, вве­денных в эксплуатацию до вступления их в силу, к каким относится здание корпуса травматологического отделения БУЗ ВО «Вологодская областная больница № 1». Кроме того данный свод правил не входит в систему стан­дартов и сводов правил, применяемых при реализации Федерального закона № 384-ФЗ.

В целях реализации статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Пра­вительством Вологодской области при участии обществ инвалидов утверждена долгосрочная целевая программа «Безбарьерная среда» на 2010-2014 годы, кото­рой определен перечень мероприятий по обеспечению комфортных условий жиз­недеятельности инвалидам, сроки реализации указанных мероприятий и объёмы их финансирования (в том числе в части учреждений здравоохранения).

При таких обстоятельствах, требования прокурора города об обязании БУЗ «Вологодская областная больница № 1» оборудовать вход в здание корпуса травматологического отделения пандусом, в санитарно - гигиенических помещениях установить отдельную душевую кабину для инвалидов с открыванием двери наружу, оборудованную поручнями и подвесными трапециями, установить универсальную кабину уборной общего пользования, предусмотрев в ней пространство для размещения кресла-коляски, а также оборудовать устройство вешалки для одежды, костылей и других принадлежностей, установить поручни, штанги в срок до 01.01.2012 удовлетворению не подлежат.

Отказывая в удовлетворении данных требования, суд не находит оснований для удовлетворения требований об обязании Департамента здравоохранения Вологодской области выделить денежные средства для оборудования входа в здание корпуса травматологического отделения БУЗ «Вологодская областная больница №1» пандусом и оборудования санитарных комнат для инвалидов.

При этом, суд также учитывает, что Департамент здравоохранения Вологодской области осуществляет свою деятельность на основании Положения о департаменте здравоохранения Вологодской области, ут­вержденного постановлением Правительства области от 26.04.2010 № 458 (далее - Положение). В соответствии с пунктом 2.3.12 Положения департа­мент осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (админист­ратора) доходов областного бюджета, главного распорядителя (администратора) и получателя средств областного бюджета в соответствии с законами области об областном бюджете.

Правовые основы использования средств областного бюджета в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов закреплены законом области от 14 декабря 2010 года № 2433-03 «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Указанным законом установлены основные характеристики областного бюджета, общий объем расходов, в пределах общего объема расходов распределены бюджетные ассигнования.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации испол­нение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств областного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств утверждён приказом де­партамента финансов области от 30.12.2008 .

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также указанным приказом, Департамент здравоохранения Вологодской области, как главный распо­рядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования по подве­домственным получателям бюджетных средств, но самостоятельных решений о выделении дополнительных средств из областного бюджета не принимает.

На основании изложенного исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ФЗ РФ «О пожарной безопасности», ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требования прокурору города Вологды, действующему в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц – отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья: М.В.Маркова

Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2011 года