Дело № 2-9871/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда « 01 » ноября 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Марковой М.В. при секретаре Десятовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Вологды, действующего в интересах неопределённого круга лиц с ограниченными физическими возможностями к МУ ПАТП № 1 об обязании исполнить квоту по трудоустройству инвалидов, у с т а н о в и л: Прокурор города Вологды, действуя в интересах неопределённого круга лиц с ограниченными возможностями обратился в суд с иском к МУ ПАТП № 1, мотивируя тем, что прокуратурой города Вологды проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о занятости инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МУ ПАТП № 1. В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 181 -ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, установления в организациях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Согласно ст. 1 Закона Вологодской области от 22.10.2004 № 1065-03 «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области» организациям, расположенным на территории Вологодской области, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников. В МУ ПАТП №1 среднесписочная численность работников по состоянию на 07.09.2011 составила 785 человек. Таким образом, квота по приему инвалидов в МУ ПАТП №1 составляет 16 человек. Фактически трудоустроено 12 человек, имеющих инвалидность. Просит суд обязать МУ ПАТП №1 исполнить квоту по трудоустройству инвалидов. В судебном заседании представитель прокуратуры города Вологды на основании прав по должности - помощник прокурора города Вологды – Пальваль А.В. исковые требования поддержала. Представитель ответчика МУ ПАТП №1 по доверенности Чебыкин В.В. в судебном заседании исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Пояснил, что все меры по созданию рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты предприятием приняты. Если по состоянию здоровья лицам указанной категории не противопоказана деятельность, предлагаемая учреждением, в приёме на работу не отказывают. ОТ выполнения квоты не уклоняются, наличие рабочих мест не занятых инвалидами связано с тем, что инвалиды сами не изъявляют желание работать в МУ ПАТП № 1. Представитель третьего лица КУ «Центр занятости населения города Вологды», извещённого надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на заявление, в котором указал, что требования прокурора города Вологды поддерживает. Просит рассмотреть дело в своё отсутствие. Суд, заслушав мнение явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему: Установлено, что прокуратурой города Вологды проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о занятости инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МУ ПАТП № 1. Среднесписочная численность работников предприятия по состоянию на 07.09.2011 составила 785 человек. Квота по приему инвалидов в МУ ПАТП №1 не выполнена. Трудоустроено 12 человек, из 15 – ти необходимых согласно квоте. В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что среднесписочная численность работников МУ ПАТП № 1 составляет 774 человека; установленная квота от среднесписочной численности работников – 15 человек; по состоянию на 18.10.2011 трудоустроено инвалидов на работу – 13 человек; не трудоустроено в счёт квоты – 2 человека. Согласно ст. 27 Конвенции о правах инвалидов каждое государство признаёт право инвалидов на труд наравне с другими. Это право подразумевает предоставление инвалиду возможности зарабатывать себе на жизнь турдом, который инвалид свободно выбрал или на который свободно согласился в условиях открытого рынка. Согласно ст. 21 Федерального закона № 181 - ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Законом Вологодской области от 22.10.2004 № 1065-03 «О квоте для приёма на работу инвалидов на территории Вологодской области» квота для приёма на работу инвалидов организациям установлена в размере 2 % к среднесписочной численности работников. Из содержания данных норм следует, что установление квоты для приёма на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приёма на работу инвалидов представляет собой минимальное количество мест для граждан (инвалидов) в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории. Под квотированием рабочих мет понимается резервирование рабочих мест в организациях (предприятиях, учреждениях) всех форм собственности для приёма на работу инвалидов. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путём создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда для инвалидов), установления квоты для приёма на работу инвалидов. Согласно ч.1, ст. 25 указанного Закона работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В силу требований ст. 24 Федерального закона № 181 -ФЗ от 241.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагается обязанность в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. В соответствии со ст. 22 указанного Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов. Статьёй 23 Закона предусмотрено, что инвалидами, занятыми в организациях, независимо от организационно – правовых норм форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Согласно ч. 1, ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В обоснование своих исковых требований прокурор города Вологды ссылается на то, что действия ответчика ограничивают занятость неопределённого круга лиц из числа инвалидов, которые могут быть трудоустроены в МУ ПАТП № 1 в соответствии с квотой. При этом истец не указывает, в чём конкретно выражается нарушение прав инвалидов со стороны ответчика, и какие именно действия ответчика не соответствуют требованиям федерального законодательства о занятости инвалидов. В качестве оснований для предъявления настоящего иска в суд прокурор города Вологды ссылается на то, что в МК ПАТП № 1 имеются не занятые инвалидами рабочие места в счёт квоты в количестве двух человек. Между тем, в судебном заседании установлено, и подтверждено материалами дела, что ответчиком МУ ПАТП № 1 принимаются все меры, необходимые для исполнения требований законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, а именно: Согласно информации о выполнении закона Вологодской области «О квоте приёма на работу инвалидов за октябрь 2011 года, предоставленная МУ ПАТП № 1 в адрес Центра занятости населения города Вологды среднесписочная численность работников за отчётный месяц – 774 человека; установленная квота для приёма на работу инвалидов в среднесписочной численности – 15 человек, трудоустроено инвалидов на работу – 13 человек, количество не занятых инвалидами рабочих мест в счёт квоты - 2 человека; количество вакансий, заявленных в службу занятости для инвалидов за отчётный месяц – 2; принято инвалидов за отчётный период – 1 человек (л/д. 20). В сведениях о потребности в работниках, наличии свободных (вакантных) мест (должностей), направляемых в Центр занятости населения города Вологды, МУ ПАТП № 1 указано: «Возможен приём инвалидов, если такая работа не запрещена по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Данная ссылка содержится и в частных объявлениях МУ ПАТП № 1 о приглашении на работу в организацию, опубликованных в СМИ – периодических изданиях (газетах) «Наша Вологда», «Городок», «Моя реклама». Кроме того, информационные листки с данным содержанием размещены в салонах автобусов МУ ПАТП № 1, на досках объявлений, находящихся на остановочных комплексах города Вологды, на обозримых местах в МУ ПАТП №1. Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, каждому соискателю – инвалиду, разъясняется порядок получения соответствующего медицинского заключения, обсуждаются условия и график работы, разъясняется режим работы и отдыха в случае трудоустройства. Во исполнение требований Федерального законодательства и с целью исполнения квоты МУ ПАТП № 1 выделено 5 рабочих мест кондукторов с наименьшими пассажиропотоками для трудоустройства инвалидов, посредством сокращения иных должностей, ранее занятых работниками – не инвалидами, что подтверждается приказом директора МУ ПАТП № 1 от 17.08.2011 № «Об изменении штатного расписания» (л/д. 19). В соответствии с п. 4.2 указанного приказа заместителю директора по управлению персоналом Чебыкину В.В., уполномоченному заключать и расторгать трудовые договоры с работниками МУ ПАТП № 1, поручено при заполнении вакансий в штатном расписании предпочтение отдавать инвалидам. 17.10.2011 на должность <данные изъяты> в МУ ПАТП № 1 принята Л., являющаяся инвалидом. Суд при вынесении решения считает необходимым учитывать, что в МУ ПАТП № 1 действительно имеет место быть наличие не занятых инвалидами рабочих мест в счёт квоты в количестве двух человек. Однако предприятием выполнены все условия, и приняты все необходимые меры предусмотренные ст. 24 Федерального закона № 181 -ФЗ от 241.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для исполнения обязанности работодателя по соблюдению установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а именно: созданы или выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов; созданы условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; информация, необходимая для организации занятости инвалидов предоставлена в Центр занятости населения города Вологды. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик МУ ПАТП № 1 не уклоняется от выполнения обязанности по созданию квоты для приёма на работу инвалидов, предусмотренной Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а незаполнение квоты является следствием нежелания инвалидов работать в МУ ПАТП № 1. Так, согласно справке от 11.10.2011, выданной КУ ВО «Центр занятости населения города Вологды», в целях выполнения квоты МУ ПАТП № 1 включено в программу дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Вологодской области на 2011 год по направлению – содействие трудоустройству инвалидов и оборудование им специальных рабочих мест. По заявленным Центром занятости населения города Вологды вакансиям, в том числе и для инвалидов, были направлены 6 граждан, имеющих инвалидность, все они отказались от предложенной работы. Кроме того, специфика производства в МУ ПАТП № 1 представляет собой повышенную опасность для людей с ограниченными возможностями, вследствие нахождения на территории предприятия движущихся транспортных средств, механизмов и агрегатов, в связи с чем не является подходящей для инвалидов. Наиболее приемлема для инвалидов была бы работа в административно – бытовом корпусе предприятия. По данным ответчика вакантных мест здесь нет, и приём инвалида на такую работу возможен лишь посредством увольнения других работников, либо сокращения их должностей для создания должностей, которые бы по своей специфике подходили для трудоустройства лиц, с ограниченными возможностями здоровья. Однако, суд считает, что предоставление рабочих мест инвалидам посредством сокращения должностей, занятых иными категориями граждан, либо увольнения работающего сотрудника предприятия без имеющихся на то достаточных оснований, а лишь в связи с предоставлением государством дополнительных социальных гарантий отдельным категориям граждан (в данном случае инвалидам) не может быть поставлено в зависимость, и не должно влиять на права (ущемлять права) иных граждан, предоставленные им законом. Иное противоречило бы самому принципу равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, закреплённому в главе 2 ст. 17,19 Конституции Российской Федерации. При таких установленных по делу обстоятельствах, суд полагает в удовлетворении требований прокурора отказать. В соответствии со ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. В силу ст.3 ГПК РФ предметом защиты в суде являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы обратившегося заинтересованного лица. Право на иск по смыслу названной статьи ГПК РФ и, как следствие, право на судебную защиту определяется именно данными обстоятельствами - действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите. Истец самостоятельно выбирает способы защиты своих прав, в соответствии со ст.12 ГК РФ, другими нормами Гражданского Кодекса РФ и иными федеральными законами. При этом истец должен определить, каким образом оно подлежит восстановлению конкретным избранным способом судебном защиты. Отказывая в удовлетворении исковых требований исходит из того, что прокурором избран неправильный способ защиты прав инвалидов, так как при удовлетворении исковых требований об обязании исполнить квоту по трудоустройству инвалидов в данном случае не достигают цели по восстановлению нарушенных прав инвалидов на трудовую занятость. Руководствуясь ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований прокурору города Вологды отказать. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней. Судья: М.В.Маркова Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2011 года