Дело № 2 – 10139/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Вологда « 03 » ноября 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: судьи Молоковой Л.К., при секретаре Оленевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова А. В. к Администрации города Вологды, Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды об обязании провести оценку дома на пригодность для проживания, УСТАНОВИЛ : Степанов А.В. обратился в суд с иском к ответчикам, мотивируя тем, что Степановым А.В. в 1991 году приобретены половина частного дома и прилегающий к нему земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> Общая площадь дома 111,3 кв.м. Фактически проживал и проживает по месту регистрации по адресу: <адрес>, с ним в трехкомнатной квартире зарегистрированы и проживают: бывшая супруга Н., дочь К., 1983 года рождения, со своим несовершеннолетним сыном М., 2006 года рождения. В летнее время года из-за необходимости заниматься хозяйственными работами на территории участка, в огороде с семьей проживали в частном доме. Время от времени в его половине дома проводился косметический ремонт, зимой регулярно протапливалась печь, чтобы дом не промерзал. В 2010 году в принадлежащую истцу часть жилого дома <адрес> переехал сын В., 1988 года рождения, со своей женой С., 1987 года рождения, несовершеннолетней дочерью Т., 2010 года рождения. Ранее сын проходил военную службу по контракту в <адрес>, где и обзавелся семьей. До 2008 года сын был зарегистрирован по месту жительства истца в квартире по <адрес>. Дальнейшее проживание сына в частном доме весьма затруднительно в связи с тем, что дом находится в аварийном состоянии, имеются трещины в стенах, протекает крыша, обваливается потолок, оконные блоки прогнили. Второй половиной дома соседи не пользуются, ремонт не делают, поэтому идет перекос стен, углы проседают, образуются щели. Согласно техническому паспорту, действительному до 12.01.2012, состояние дома неудовлетворительное, физический износ помещения на 2007 год составляет 77%. Необходимость в признании дома аварийным возникла в связи с постановкой семьи сына на учет в жилищный отдел Администрации города на социальную выплату на приобретение жилья по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. На обращение истца в Департамент городского хозяйства Администрации г. Вологды о признании дома непригодным для проживания отказано. Просит суд обязать межведомственную комиссию провести оценку соответствия помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установленным требованиям пожарной, санитарной и технической безопасности, признать принадлежащую истцу часть жилого дома непригодной для проживания. В судебном заседании 20.10.2011 Степанов А.В. исковые требования уточнил, просил обязать межведомственную комиссию провести оценку соответствия помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установленным требованиям пожарной, санитарной и технической безопасности. В судебном заседании к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Рогова И.В. В судебном заседании истец Степанов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, пояснил, что готов оплатить расходы на проведение проверки. Представитель ответчика Администрации города Вологды по доверенности Носкова С.Е., представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды по доверенности Замшева И.Е. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Третье лицо Рогова И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что возражает против проведения обследования дома. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему. Установлено, что Степанов А.В. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности жилого дома по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 02.03.1991, заключенного между Степановым А.В. и Производственным объединением «<данные изъяты>». Из свидетельства о праве собственности на землю №, выданного 04.05.1994, усматривается, что на основании решения Администрации г. Вологды от 01.04.1994 № Степанову А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 0,07 га, расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии с «описанием конструктивных элементов и определением износа жилого дома» физический износ дома <адрес> по состоянию на 2007 год составляет 77%. 29.08.2011 Степанов А.В. обратился в Департамент городского хозяйства с заявлением, содержащим просьбу провести оценку соответствия помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установленным требованиям пожарной, санитарной и технической безопасности, признать принадлежащую ему часть дома непригодной для проживания. В письме № от 26.09.2011, адресованном Степанову А.В., Департамент городского хозяйства Администрации г. Вологды указал, что жилых помещений в доме <адрес> в реестре муниципальной собственности «Город Вологда» не числится, в связи с чем оснований для обследования дома межведомственной комиссией по оценке жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда города Вологды не имеется. Вместе с тем, суд считает исковые требования Степанова А.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ 1 жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 20 ЖК РФ государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ст.ст. 12-14 ЖК РФ определена компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области жилищных отношений. В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится жилой дом. Следовательно, органы местного самоуправления имеют полномочия осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда на территории РФ независимо от его формы собственности, в том числе, проводить оценку жилых объектов на предмет аварийности и непригодности для проживания. Никакой другой субъект этими полномочиями законом не наделен. Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания.. .» установлено, что действие этого положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ. Пунктом 8 указанного Постановления Правительства РФ установлено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан. Из пункта 42 указанного Постановления Правительства РФ следует, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствия помещения установленным Положением требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. Согласно ч. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следовательно, согласно вышеуказанных норм закона, орган местного самоуправления должен по заявлению гражданина, независимо от того, является ли тот собственником жилого дома или нанимателем, провести обследование жилого помещения на предмет аварийности и непригодности его для проживания, поскольку никакой другой орган на территории г. Вологды не наделен такими полномочиями. При таких обстоятельствах по делу исковые требования Степанова А.В. подлежат удовлетворению. Вместе с тем, учитывая, что в силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, суд считает необходимым расходы по проведению оценки дома на предмет пригодности (непригодности) для проживания возложить на Степанова А.В. Руководствуясь ст. 72 Конституции РФ, ст.ст. 5, 12-16. 19, 20 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания.. .», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Степанова А. В. удовлетворить. Обязать Администрацию города Вологды провести оценку жилого дома <адрес> на предмет пригодности (непригодности) для проживания. Расходы по проведению оценки жилого дома <адрес> на предмет пригодности (непригодности) для проживания возложить на Степанова А. В.. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок с момент изготовления решения в окончательной форме. Судья Л.К. Молокова Мотивированное решение изготовлено 08.11.2011.