Дело № 2-10531/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда « 17 » ноября 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи А.А. Коничевой, с участием помощника прокурора г.Вологды С.Г. Григоровой, при секретаре И.П. Селяниной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Вологды в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями к ООО «Вологодское морожено» об обязании исполнить квоту по трудоустройству инвалидов, у с т а н о в и л: Прокурор города Вологды, действующий в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями, обратился в суд с иском к ООО «Вологодское мороженое», мотивируя тем, что прокуратурой города Вологды проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о занятости инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ООО «Вологодское мороженое». В ООО «Вологодское мороженое» среднесписочная численность работников по состоянию на 07.09.2011 составила 724 человека. Таким образом, квота по приему инвалидов в ООО «Вологодское мороженое» составляет 14,48 человек. Фактически трудоустроено 0 человек, имеющих инвалидность. Просит суд обязать ООО «Вологодское мороженое» исполнить квоту по трудоустройству инвалидов. В судебном заседании помощник прокурора города Вологды Григорова С.Г. исковые требования поддержала. Представитель ответчика по доверенности Мишуринская О.Л. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснила, что общая численность работников организации составляет 636 человек, для инвалидов создано 20 рабочих мест. В настоящее время трудоустроено 10 человек с ограниченными физическими возможностями. Ведутся переговоры об устройстве еще двух человек. Представитель третьего лица КУ ВО «Центр занятости населения города Вологды» в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что требования прокурора города Вологды поддерживает. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Установлено, что прокуратурой города Вологды проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о занятости инвалидов. Проверкой было установлено, что в ООО «Вологодское мороженое» среднесписочная численность работников по состоянию на 07.09.2011 составила 724 человека. Таким образом, квота по приему инвалидов в ООО «Вологодское мороженое» на момент проверки предполагала 14,48 человек. Согласно ст. 27 Конвенции о правах инвалидов каждое государство признает право инвалидов на труд наравне с другими. Это право подразумевает предоставление инвалиду возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который свободно согласился в условиях открытого рынка. Согласно ст.21 Федерального закона №181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Законом Вологодской области от 22.10.2004 №1065 «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области» квота для приема на работу инвалидов организациям установлена в размере 2% к среднесписочной численности работников. Из содержания данных норм следует, что установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество мест для граждан (инвалидов) в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях (предприятиях, учреждениях) всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст.13 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда для инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ч.1 ст.25 указанного закона работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В силу требований ст.24 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагается обязанность в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. В соответствии со ст.22 указанного закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов. Статьёй 23 Закона предусмотрено, что инвалидами, занятыми в организациях, независимо от организационно-правовых норм форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В обоснование своих исковых требований прокурор города Вологды ссылается на то, что действия ответчика ограничивают занятость неопределенного круга лиц из числа инвалидов, которые могут быть трудоустроены в ООО «Вологодское мороженое» в соответствии с квотой. При этом истец не указывает, в чем конкретно выражается нарушение прав инвалидов со стороны ответчика, и какие именно действия ответчика не соответствуют требованиям федерального законодательства о занятости инвалидов. В качестве оснований для предъявления настоящего иска в суд прокурор города Вологды ссылается на то, что в ООО «Вологодское мороженое» имеются не занятые инвалидами рабочие места в счет квоты. Между тем, в судебном заседании установлено, и подтверждено материалами дела, что ответчиком принимаются все меры, необходимые для исполнения требований законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, а именно: согласно информации о выполнении закона Вологодской области «О квоте для приема на работу инвалидов» за октябрь 2011 года, предоставленной ООО «Вологодское мороженое» в адрес Центра занятости населения города Вологды, среднесписочная численность работников ООО «Вологодское мороженое» составляет 636 человек, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет 12,72, трудоустроено 9 человек, количество рабочих мест в счет квоты, незанятых инвалидами - 4, количество вакансий, заявленных в службу занятости для инвалидов за отчетный месяц - 4. Суд при вынесении решения считает необходимым учитывать, что в ООО «Вологодское мороженое» действительно имеет место быть наличие не занятых инвалидами рабочих мест в счет квоты в количестве 4 человек. Однако предприятием выполнены все условия, и приняты все необходимые меры, предусмотренные ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для исполнения обязанности работодателя по соблюдению установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а именно: созданы или выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов; созданы условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; информация, необходимая для организации занятости инвалидов предоставлена в Центр занятости населения города Вологды. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик не уклоняется от выполнения обязанности по созданию квоты для приема на работу инвалидов, предусмотренной Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а не заполнение квоты является следствием нежелания инвалидов работать в ООО «Вологодское мороженое» Во исполнение требований Федерального законодательства и с целью исполнения квоты 01 ноября 2011 года ООО «Вологодское мороженое» в КУ ВО «Центр занятости населения города Вологды» направлены сведения о потребности в работниках для трудоустройства инвалидов, 5 вакансий укладчика-упаковщика. По заявленным в Центр занятости вакансиям направлено 5 граждан, ищущих работу, одни из которых по направлению Центра занятости трудоустроился, результат трудоустройства остальных неизвестен. При таких по делу обстоятельствах суд полагает необходимым в удовлетворении требований отказать. Руководствуясь ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований прокурору города Вологды, действующему в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями, к ООО «Вологодское мороженое» об обязании исполнить квоту по трудоустройству инвалидов отказать. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья: А.А. Коничева Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2011 года