Решение по делу № 2-8383/2011



Дело № 2-8383/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 15 ноября 2011 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., с участием истицы Дмитриевой Е.В., ее представителя адвоката Воеводиной Е.А., представителя ответчика по доверенности Моисеевой А.А., при секретаре Белоруковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой Е. В. к Администрации города Вологды об обязании включения ее и ее сына в состав участников подпрограммы по обеспечению жильем,

установил:

Дмитриева Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Вологды об обязании включения ее и ее сына Н. в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в обоснование которого указала, что с 05.01.1990 по 08.08.2008 она была зарегистрирована и проживала по адресу <адрес>. С 26.02.2007 по 08.08.2008 по указанному адресу был зарегистрирован и проживал и ее сын, Н., 2007 г.р. Указанное жилое помещение общей площадью 80,8 кв.м принадлежит на праве собственности ее отцу В. и ее матери К. в равных долях. После рождения сына Н. ее отношения с отцом психологически не сложились. Чтобы постоянные конфликты между ней и отцом и накаленная обстановка пагубно не отражались на психологическом развитии ребенка, она с сыном были вынуждены выехать с указанного адреса и зарегистрироваться у брата Д. по адресу: <адрес>, где и проживают в настоящее время. Площадь указанного жилого помещения составляет 29,9 кв.м. 30.05.2011 она обратилась в Администрацию г. Вологды с заявлением о включении ее с сыном в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с приложением всех необходимых документов. Уведомлением Администрацией г. Вологды от 06.06.2011 было отказано в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, ввиду того, что ею намеренно были ухудшены жилищные условия. С данным решением она не согласна по следующим основаниям. Статьей 53 ЖК РФ установлены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако, ЖК РФ не приводит перечня таких действий, т.е. данный вопрос решается в каждом случае индивидуально с учетом имеющейся информации, подтвержденной документально. Ограничения в постановке граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Считает, что умышленных действий по ухудшению жилищных условий ею совершено не было, что может подтвердить свидетельскими показаниями. В собственности каких-либо жилых помещений она и сын не имеют и никогда не имели. Просит признать отказ Администрации г. Вологды незаконным, обязать Администрацию г. Вологды включить ее и ее сына Н. в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

В судебном заседании истица Дмитриева Е.В. и ее представитель по доверенности Воеводина Е.А. требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Администрации города Вологды по доверенности Моисеева А.А. исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве, а именно: из представленных истцом документов для учета следует, что Дмитриева Е. В. и её несовершеннолетний сын Н. проживают по адресу: <адрес>. По данному адресу проживает также собственник квартиры, брат Дмитриевой Е. В. - Д. Площадь жилого помещения составляет 29.9 кв. м. Однако, как видно из представленных документов, до 8 августа 2008 года семья Дмитриевой Е. В. проживала по адресу: <адрес>, в квартире своих родителей, общей площадью 80,7 кв. м. В квартире совместно с Дмитриевой Е. В. проживало 3 человека - её сын, отец и мать. Площадь жилого помещения на одного проживающего составляла более 20 кв. м. Соответственно, в данном случае имело место намеренное ухудшение жилищных условий истцом.

В судебном заседании свидетель К. пояснила, что Дмитриева Е., является ее дочерью из 3 детей. Ее муж - неплохой человек, но когда дети выросли и у Дмитриевой Е. В. родился ребенок, муж стал ревновать ее к дочери и внуку, делал все, чтобы дочь переехала. Внук Н. очень переживал, он видел все скандалы. Старшую дочь Т. 10 лет назад муж тоже выгнал из квартиры. Муж злоупотребляет спиртными напитками и когда выпьет 2-3 рюмки, становится неадекватным, очень вспыльчивым. Квартира приватизирована только на ее и мужа, дети в приватизации не участвовали. Квартиру им не разменять.

Свидетель С. суду пояснила, что с Дмитриевой Е. знакома с 7 лет, они подруги. Дмитриева Е.В. жила вместе с родителями по <адрес>. Перестала жить с родителями, когда родился Н.. Она приходила в гости к Дмитриевой Е. В., когда она жила с родителями, но старалась приходить, когда не было ее отца. Дмитриевой Е. В. отец не хотел, чтобы она жила у них вместе с ребенком. В настоящее время Дмитриева Е.В. живет у брата на <адрес>. У ребенка нет своей комнаты, играть ему негде. Она знает старшую сестру Дмитриеву Е.В. Т. и брата, у них у всех был конфликт с отцом.

Из материалов дела следует, что 30.05.2011года Дмитриева Е.В. обратилась в Администрацию города Вологды с заявлением о включении ее и ее сына в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Уведомлением от 06.06.2011 Администрация г. Вологды отказала Дмитриевой Е.В. и Н. в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, ввиду того, что ею намеренно были ухудшены жилищные условия.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, являющихся приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.

Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 7 Правил установлено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно положениям статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Другими словами, ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях, но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий - постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - должна быть установлена прямая причинная связь. В каждом отдельно взятом случае решение о намеренности действий гражданина должно приниматься объективно, с учетом оценки всех обстоятельств жилищных условий заявителя.

При принятии решения об отказе Администрацией города Вологды принималось во внимание, что Дмитриева Е.В. и её несовершеннолетний сын Н. проживают по адресу: <адрес>. По данному адресу проживает также собственник квартиры, брат Дмитриевой Е.В. - Д. Площадь жилого помещения составляет 29.9 кв. м. До 08.08.2008 года семья Дмитриевой Е.В. проживала по адресу: <адрес>, в квартире своих родителей, общей площадью 80,7 кв. м. В квартире совместно с Дмитриевой Е. В. проживало 3 человека - её сын, отец и мать. Площадь жилого помещения на одного проживающего составляла более 20 кв. м.

Вместе с тем, при рассмотрении дела судом совокупностью собранных доказательств установлено, что выезд истицы с ребенком в 2008 году носил вынужденный характер в связи с неприязненными отношениями с отцом и не был связан с намерением умышленно ухудшить свои жилищные условия с целью участия в программе по предоставлению жилья.

Данное суждение подтверждает и давность совершения Дмитриевой Е.В. указанных действий – в 2008 году она с малолетним ребенком выехала из квартиры площадью 80,7 кв. м, где проживала с родителями, в квартиру площадью 29,9 кв.м к своему брату.

В связи с тем, что прямая причинная связь между выездом Дмитриевой Е.В. в худшие в сравнении с прежними жилищные условия, и постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в судебном заседании не нашла своего подтверждения, отказ ответчика следует признать неправомерным.

Таким образом, исковые требования Дмитриевой Е.В подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать постановление Администрации города Вологды от 03.06.2011 года «О признании молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявившей желание получить социальную выплату в 2012 году» незаконным.

Обязать Администрацию города Вологды включить Дмитриеву Е. В. и Н. в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 , на 2012 год.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья А.В. Колодезный

Мотивированное решение изготовлено 18.11.2011 года.