Дело № 2-9872/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда « 01 » ноября 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Марковой М.В. при секретаре Десятовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Вологды, действующего в интересах неопределённого круга лиц с ограниченными физическими возможностями к ЗАО «Агромясопром» об обязании исполнить квоту по трудоустройству инвалидов, у с т а н о в и л: Прокурор города Вологды, действуя в интересах неопределённого круга лиц с ограниченными возможностями обратился в суд с иском к ЗАО «Агромясопром», мотивируя тем, что прокуратурой города Вологды проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о занятости инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ЗАО «Агромясопром». В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 181 -ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, установления в организациях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Согласно ст. 1 Закона Вологодской области от 22.10.2004 № 1065-03 «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области» организациям, расположенным на территории Вологодской области, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников. В ЗАО «Агромясопром» среднесписочная численность работников по состоянию на 06.09.2011 составила 164,58 человек. Таким образом, квота по приему инвалидов в ЗАО «Агромясопром» составляет 3,29 человек. Фактически трудоустроено 2 человека, имеющих инвалидность. Просит суд обязать ЗАО «Агромясопром» исполнить квоту по трудоустройству инвалидов. В судебном заседании представитель прокуратуры города Вологды на основании прав по должности - помощник прокурора города Вологды – Пальваль А.В. исковые требования поддержала. Представитель ответчика ЗАО «Агромясопром» по доверенности Кудрявцев И.В. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что данные требования не выполнимы. Для оформления инвалида на работу необходимо заключить двухсторонний договор, в связи с чем требуется волеизъявление и согласие работника. С целью трудоустройства безработные инвалиды в Общество не обращались, КУ «Центр занятости населения города Вологды» не направлялись. В приёме на работу Общество никому не отказывало, и готово принимать на работу инвалидов. Однако работать в ЗАО «Агромясопром» инвалиды не идут. На данный момент в Обществе имеются вакантные должности, которые могут занять инвалиды. Представитель третьего лица КУ «Центр занятости населения города Вологды», извещённого надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на заявление в котором указал, что требования прокурора города Вологды поддерживает. Просит рассмотреть дело в своё отсутствие. Суд, заслушав мнение явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему: Установлено, что прокуратурой города Вологды проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о занятости инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ЗАО «Агромясопром», а именно: в ЗАО «Агромясопром» среднесписочная численность работников по состоянию на 06.09.2011 составила 164,58 человек. Таким образом, квота по приёму инвалидов в ЗАО «Агромясопром» в соответствии с требованиями действующего законодательства составляет 3,29 человек. Фактически же трудоустроено 2 человека, имеющих инвалидность. Согласно ст. 27 Конвенции о правах инвалидов каждое государство признаёт право инвалидов на труд наравне с другими. Это право подразумевает предоставление инвалиду возможности зарабатывать себе на жизнь турдом, который инвалид свободно выбрал или на который свободно согласился в условиях открытого рынка. Согласно ст. 21 Федерального закона № 181 - ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Законом Вологодской области от 22.10.2004 № 1065-03 «О квоте для приёма на работу инвалидов на территории Вологодской области» квота для приёма на работу инвалидов организациям установлена в размере 2 % к среднесписочной численности работников. Из содержания данных норм следует, что установление квоты для приёма на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приёма на работу инвалидов представляет собой минимальное количество мест для граждан (инвалидов) в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях (предприятиях, учреждениях) всех форм собственности для приёма на работу инвалидов. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путём создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда для инвалидов), установления квоты для приёма на работу инвалидов. Согласно ч.1, ст. 25 указанного Закона работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В силу требований ст. 24 Федерального закона № 181 -ФЗ от 241.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагается обязанность в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. В соответствии со ст. 22 указанного Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов. Статьёй 23 Закона предусмотрено, что инвалидами, занятыми в организациях, независимо от организационно – правовых норм форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Как следует из материалов дела, при проведении прокуратурой города Вологды проверки соблюдения ответчиком требований федерального законодательства в сфере занятости населения в Российской Федерации, было установлено, что ЗАО «Агромясопром» не выполняются требования законодательства в части создания рабочих мест для инвалидов и предоставления органам службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов по установленной форме. Установлено, что среднесписочная численность работников ЗАО «Агромясопром» по состоянию на 06.09.2011 составила 164,58 человек. Таким образом, квота по приему инвалидов в ЗАО «Агромясопром» составляет 3,29 человек. Фактически же в Обществе трудоустроено 2 человека, имеющих инвалидность. Согласно Информации о выполнении закона Вологодской области «О квоте для приёма на работу инвалидов» за сентябрь 2011 года ЗАО «Агромясопром», представленной в Центр занятости населения 06 октября 2011 года (л/д. 12), среднесписочная численность работников за отчётный месяц составляет 170, 17 человек; установленная квота от среднесписочной численности работников – 3 человека; трудоустроено инвалидов на работу – 2 человека; количество рабочих мест в счёт квоты незанятых инвалидами – 1 человек; принято на работу инвалидов за отчётный период – 0 человек, в том числе по направлению службы занятости – 0 человек. При этом сведения о выделенных или созданных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счёт установленной квоты в соответствии с требованиями действующего законодательства о трудоустройстве инвалидов отсутствуют. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не созданы рабочие места для инвалидов в объёме, согласно установленной законом квоте, поскольку по данным, предоставленным КУ «Центр занятости населения города Вологды», сведения о наличии вакантных рабочих мест в базе данных центра занятости города Вологды не размещены. При этом, суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что работодатель не имеет возможности и не в праве создавать неопределённое количество рабочих мест не имея волеизъявления инвалида трудоустроится в Общество, поскольку такая обязанность ответчика прямо предусмотрена Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с положениями которого к работодателю предъявлены требования об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов согласно установленной квоте. Соответственно квота также считается выполненной, если на все созданные, выделенные в счёт установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. При вынесении решения, суд также учитывает, что квотирование по смыслу закона предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан предпринять меры по устройству трудовых мест, пригодных для выполнения трудовой функции инвалидом. Действия работодателя в таком случае должны быть активными, включающими в себя целый комплекс мероприятий по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом личностных и физических характеристик инвалида. В соответствии с ч. 3, ст. 25 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 (в ред. от 27.12.2009) «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приёма на работу инвалидов. Согласно п. 10 Порядка регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 458, оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приёма на работу инвалидов. При этом не допускается направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей). Отсутствие у Центра занятости населения информации о выполнении квоты, то есть создания условий для труда инвалидов, делает невозможным направление лиц данной категории для трудоустройства в такие организации. В ходе судебного заседания представителем ответчика не опровергнуто, что количество инвалидов, работающих в Обществе не соответствует установленной квоте, при этом сведения о том, какие конкретно рабочие места выделены или созданы для приёма на работу инвалидов (должность, их количество, характеристики рабочих мест), позволяющие Центру занятости населения осуществить подбор и направить заинтересованных лиц для трудоустройства, ЗАО «Агромясопром» в КУ «Центр занятости населения города Вологды» не предоставлялись. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц - это круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истца, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. На основании изложенного, суд полагает исковые требования прокурора города Вологды законными и обоснованными, и считает необходимым обязать ответчика создать рабочие места в пределах установленной квоты для приёма инвалидов в ЗАО «Агромясопром». Руководствуясь ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора города Вологды, действующего в интересах неопределённого круга лиц с ограниченными физическими возможностями удовлетворить. Обязать ЗАО «Агромясопром» создать рабочие места в пределах установленной квоты для трудоустройства инвалидов в ЗАО «Агромясопром». Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней. Судья: М.В.Маркова Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2011 года