Дело № 2-10679/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда « 22 » ноября 2011 г. Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Образцова О.В., при секретаре Зажигиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Белозерского района в интересах Аксенова А. В. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор Белозерского района в интересах Аксенова А.В. обратился в суд с иском к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивируя требования тем, что родители Аксенова А.В. были лишены родительских прав. Решением <данные изъяты> районного суда от 13 марта 2007 года Н. лишён родительских прав в отношении сына Аксенова А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Решением <данные изъяты> районного суда от 18 апреля 1996 года В. лишена родительских прав в отношении сына Аксенова А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения. На основании решения органа опеки и попечительства - постановления главы <данные изъяты> муниципального района № от 23 августа 1996 года Аксенов А.В. определён в детское государственное учреждение общественного воспитания. Аксенов А.В.. учился в ГОУ <данные изъяты> с 01 сентября 2007 года по 30 июня 2010 года, находился на полном государственном обеспечении, обучение в данном учебном заведении окончил. Аксенов А.В. является воспитанников ГОУ <данные изъяты> закреплённого жилого помещения не имеет. Аксенов А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> на данный момент снимает квартиру по адресу: <адрес>. Сведения о наличии у Аксенова А.В. в собственности объектов недвижимости отсутствуют. Аксенов А.В. состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в <адрес> в списке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц данной категории, имеющих право на внеочередное получение жилья, под номером №. Однако, с момента выпуска из воспитательного учреждения до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, и он вынужден снимать комнату. Просил суд обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Аксенову А.В. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, взыскать с ответчика госпошлину в доход государства. В судебном заседании помощник прокурора г.Вологды Григорова С.Г. исковые требования поддержала в полном объёме. В судебном заседании истец Аксенов А.В. исковые требования поддержал в полном объёме. Пояснил суду, что нуждается в жилье, состоит на учёте нуждающихся в предоставлении жилья в <адрес>. В судебное заседание представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области, надлежащим образом извещённого о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, представил отзыв, в котором указал, что решение вопроса о предоставлении Аксенову А.В. жилого помещения оставляет на усмотрение суда. В части требований о взыскании госпошлины указал, что данное дело не относится к категории сложных, необходимости обращаться в прокуратуру с заявлением об обращении в суд не имелось. Для рассмотрения дела по существу не требуется определённых затрат для представления доказательств (большинство документов находятся в учётном деле). Жилые помещения категориям лиц, к числу которых относится Аксенов А.В., предоставляются исходя из статуса и нуждаемости. Подобные категории дел, в принципе, являются бесспорными. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента. В судебное заседание представитель третьего лица управления образования администрации Белозерского муниципального района, надлежащим образом извещённого о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования считает подлежащими удовлетворению. Суд, заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему. Судом установлено, что Аксенов А. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Справкой управления образования администрации <данные изъяты> муниципального района от 06 октября 2011 года № подтверждается тот факт, что Аксенов А.В. не имеет закреплённого жилого помещения. Постановлением администрации <данные изъяты> от 12 ноября 2010 года № Аксенов А.В. принят на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 05 сентября 2007 года и включён в список сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте на получение жилой площади под №. Согласно выписке из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте на получение (улучшение) жилой площади от 17 марта 2011 года №, справке администрации <данные изъяты> от 10 ноября 2011 года №, Аксенов А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, проживающий по адресу: <адрес>, состоит в очереди под № с 05 сентября 2007 года. По сведениям Управления Росреестра по Вологодской области, <данные изъяты> районного филиала ГП ВО «Череповецтехинвентаризация», ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» за истцом не зарегистрировано прав на жилые помещения. В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со статьёй 5 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьёй 8 настоящего закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В Вологодской области дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены статьёй 22 Закона Вологодской области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области». В соответствии со статьёй 22 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма вне очереди и на получение жилищных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений за счёт средств областного бюджета в случаях и порядке, установленных законом области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области». В соответствии со статьёй 3 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» к категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях, при прекращении опеки (попечительства), в том числе по окончании пребывания их в приёмной семье, а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в случае отсутствия закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности. Учитывая, что Аксенов А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что истец не имеет закреплённого жилого помещения, принимая во внимание тот факт, что в собственности жилья Аксенов А.В. не имеет, истец имеет право на получение вне очереди жилого помещения с учётом жилищных и санитарных норм по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со статьёй 5 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма принимается уполномоченным государственным органом области в порядке, установленном Правительством области. В соответствии с Положением о Департаменте развития муниципальных образований Вологодской области, утверждённым постановлением Правительства области от 23 декабря 2008 года № 2498, в сфере жилищных отношений Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом области в соответствии с Положением об управлении и распоряжении жилищным фондом области, утверждённым постановлением Правительства области. В соответствии с п.п. 1.4.1 Положения, утверждённого постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года № 723, Департамент развития муниципальных образований Вологодской области осуществляет полномочия собственника в отношении находящихся в собственности области жилых помещений, за исключением полномочий по их отчуждению, а также принимает решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан по вопросу обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. На основании изложенного исковые требования прокурора Белозерского района в интересах Аксенова А.В. подлежат удовлетворению. Далее, согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте развития муниципальных образований Вологодской области, утверждённого постановлением Правительства области от 23 декабря 2008 года № 2498, Департамент развития муниципальных образований Вологодской области (далее - Департамент) является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции по реализации государственной политики области в сферах местного самоуправления (за исключением вопросов муниципальной службы), административно-территориального устройства области, строительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства. На основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного, оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины не имеется. Руководствуясь Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Вологодской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области», ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Аксенову А. В. вне очереди жилое помещение в <данные изъяты> Вологодской области с учётом жилищных и санитарных норм по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счёт средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья О.В. Образцов Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2011 года.