Дело № 2-10485/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда « 01 » декабря 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Марковой М.В. при секретаре Десятовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Череповецкого района, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, ОАО "Вологодавтодор" о понуждению к обеспечению безопасности дорожного движения, у с т а н о в и л: Прокурор Череповецкого района, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам, мотивируя тем, что прокуратурой Череповецкого района проведена проверка соблюдения Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и ОАО «Вологодавтодор» законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в нарушение требований действующего федерального законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге <данные изъяты> имеются следующие нарушения: отсутствие дорожных знаков 8.2.1 «Зона действия» у знака 3.20 «Обгон запрещен» на 15 км. 883 м., 8.2.1 «Зона действия» у знака 6.4 «Место стоянки» на км. 236 м., 2.4 «Уступите дорогу» на 19 км. 634 м., 8.2.1 «Зона действия» у знака 1.27 «Дикие животные» на 44 км 819 м., 1.22 «Пешеходный переход» на 45 км. 756 м.; наличие менее трёх сигнальных столбиков на каждой стороне автомобильной дороги на 13 км. 396 м., 18 км. 481 м., 19 км. 753 м., 25 км. 955 м., 26 км. 720 м., 29 км. 568 м., 31 км. 074 м., 34 км. 773 м., 49 км. 538 м.; повреждения барьерного ограждения на участке с 27 км. 361 м. по 27 км. 392 м., световозвращающих элементов барьерного ограждения на 16 км. 300 м., деформация стойки с дорожными знаками 7.2 «Больница», 7.3 «Автозаправочная станция», 7.9 «Гостиница или мотель» на 37 км. 657 м.; отсутствие краевой разметки 1.2.1 на 12, 13, 21, 27, 28, 29, 30, 35, 40, 43, 46, 47, 48, 50 км. Непринятие Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и ОАО «Вологодавтодор» мер по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге <данные изъяты> путём устранения выявленных нарушений является грубым нарушением требований Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с приложением № 25, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 08.04.2005 № 369, в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Череповецкого муниципального района включена автодорога «<данные изъяты>», протяженностью 52,2 км., идентификационный номер № Постановлением Правительства Вологодской области от 30.06.2009 № 1006 утверждено Положение о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, который является органом исполнительной государственной власти Вологодской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики области в сфере осуществления дорожной деятельности и транспортного обслуживания населения области. В силу положений пунктов 2.1 и 2.3 указанного Положения, задачей Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области является обеспечение реализации государственной политики Вологодской области в сфере осуществления дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания населения в области, в целях реализации полномочий (функций) в установленной сфере деятельности Департамент осуществляет оперативное управление дорогами области и имуществом, необходимым для их содержания. Согласно государственному контракту на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения от 30.12.2010 № 1-25 Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, как орган исполнительной власти области, в оперативном управлении которого находятся дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, поручил ОАО «Вологодавтодор» выполнять полный комплекс работ по содержанию дорог, в том числе дороги «<данные изъяты>», в период с 01.01.2011 по 31.12.2011. Таким образом, обязанность по содержанию автомобильной дороги «<данные изъяты>» лежит на Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и ОАО «Вологодавтодор». Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 утверждён государственный стандарт Российской Федерации «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93». В соответствии с пунктом 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией (проектом организации дорожного движения). Согласно пункту 4.5 ГОСТ Р 50597-93 сигнальные столбики следует устанавливать в соответствии с требованиями ГОСТ 23457, при этом они не "П-гжны иметь видимых разрушений и деформаций и должны быть отчетливо видны в светлое время суток с расстояния не менее 100 м. В силу требований пункта 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами (проектами организации дорожного движения). Пунктом 4.4 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что опасные для движения гки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, 2.05.02 и СНиП 2.05.03, при этом поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст утверждён «ГОСТ Р 59-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, юй разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах. В силу пункта 8.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 сигнальные столбики ливают на автомобильных дорогах без искусственного освещения при условиях, не требующих установки удерживающих ограждений в пределах кривых в продольном профиле и на подходах к ним по три столбика на подходе с каждой стороны дороги. Непринятие Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и ОАО «Вологодавтодор» действенных мер по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении содержания автомобильной дороги «<данные изъяты>» отрицательно влияет на безопасность дорожного движения на автодороге и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан. В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортных происшествий может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно, в связи с чем прокурор Череповецкого района обращается в суд с иском в интересах неопределенного хруга лиц. Просит суд обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и ОАО «Вологодавтодор» с целью устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в срок не позднее 31.12.2011 установить на автомобильной дороге «<данные изъяты>» дорожные знаки 8.2.1 «Зона действия» у знака 3.20 «Обгон запрещен» на 15 км. 883 м., 8.2.1 «Зона действия» у знака 6.4 «Место стоянки» на 18 км. 236 м., 2.4 «Уступите дорогу» на 19 км. 634 м., 8.2.1 «Зона действия» у знака 1.27 «Дикие животные» на 44 км. 819 м., 1.22 «Пешеходный переход» на 45 км. 756 м. Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и ОАО «Вологодавтодор» с целью устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в срок не позднее 31.12.2011 установить на каждой стороне автомобильной дороги «<данные изъяты>» сигнальные столбики на 13 км. 396 м., 18 км. 481 м., 19 км. 753 м., 25 км 955 м., 26 км. 720 м., 29 км. 568 м., 31 км. 074 м., 34 км. 773 м., 49 км. 538 м. Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и ОАО «Вологодавтодор» с целью устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в срок не позднее 31.12.2011 восстановить барьерное ограждение на участке автомобильной дороги «<данные изъяты>» с 27 км. 361 м. по 27 км. 392 м., световозвращающие элементы барьерного ограждения на 16 км. 300 м., заменить стойку с дорожными знаками 7.2 «Больница», 7.3 «Автозаправочная станция», 7.9 «Гостиница или мотель» на 37 км. 657 м. Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области с целью устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в срок не позднее 01.06.2011 осуществить заказ на проведение работ по нанесению краевой разметки 1.2.1 на 12, 13, 21, 27, 28, 29, 30, 35, 40, 43, 46, 47, 48, 50 км. автомобильной дороги «<данные изъяты>». В судебном заседании представитель прокуратуры Череповецкого района по доверенности помощник прокурора города Вологды Пальваль А.В. исковые требования поддержала. Представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области по доверенности Алалыкина Е.Н. в судебном заседании требования прокурора Череповецкого района не признала по мотивам, изложенным в отзыве. Представитель ответчика ОАО «Вологодавтодор» по доверенности Костромин В.Е. в судебном заседании требования прокурора Череповецкого района не признал. Поддержал позицию представителя Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. Считает ОАО «Вологодавтодор» ненадлежащим ответчиком по данному делу. Пояснил, что обеспечение организации безопасности дорожного движения возложено на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. Департамент распределяет денежные средства, в соответствии с действующим законодательством объявляет торги. По результатам проведенных торгов в форме открытого аукциона с ОАО «Вологодавтодор» может быть заключён государственный контракт на выполнение работ по содержанию указанного участка дороги. В приложении к контракту указывается весь перечень и цикличность работ. Установка дорожных знаков, нанесение дорожной разметки и т.д. не входит в данный перечень работ, денежных средств не выделено, а выйти за рамки заключённого контракте Общество не может, поскольку это повлечёт нецелевой использование средств. Просил в удовлетворении исковых требований к ОАО «Вологодавтодор» отказать. Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу, извещённого надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на заявление, в котором указал, что требования прокурора Череповецкого района считает законными и обоснованными, просит рассмотреть дело в своё отсутствие. Свидетель Н. суду показал, что все проекты на согласование поступают в ГИБДД от представителей прокатных институтов, которые по заявке владельцев дорог проводят исследование. Затем проект передаётся на согласовании подрядной организации. Один экземпляр остаётся в ГАИ. В данном случае проектная документация была согласована с ГИБДД и владельцем дороги. Все три экземпляра проекта были переданы в проектный институт и подрядные организации. В ГИБДД проект, согласованный с владельцем дороги, не вернули, хотя должны были направить утверждённую копию. Никаких документов на согласование внесения изменений в проект через линию ГИБДД не поступало, следовательно, проверка проводилась по согласованному ГИБДД проекту. Суд, заслушав мнение сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему: В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающего степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являющихся приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации определено, что должностные и иных лица, ответственные за состояние дорог, дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, которая распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации. В соответствии с разделом IV. «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» в состав мероприятий по содержанию входят в том числе установка недостающих дорожных знаков, сигнальных столбиков и световозвращающих устройств, замена поврежденных дорожных знаков и стоек, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, замена поврежденных или не соответствующих действующим стандартам секций барьерных ограждений. Судом установлено, что прокуратурой Череповецкого района по заданию прокуратуры области № от 07.07.2011 проведена проверка соблюдения Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и ОАО «Вологодавтодор» законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в 2007 году ООО «<данные изъяты>» разработан Проект дислокации дорожных знаков с разработкой схемы горизонтальной разметки по автомобильной дороге общего пользования регионального значения «<данные изъяты>», участок 0к-51км+400м в Череповецком районе (корректировка) Объект № (л/д. 45-60). Как установлено в судебном заседании указанный проект согласован с ОГИБДД УМВД по городу Череповцу и утверждён Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. Доводы представителя Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области о том, что данный проект не был согласован с Департаментом, следовательно проверка проведена не по согласованному проекту, опровергаются показаниями свидетеля Н., из которых следует, что проект согласован с ОГИБДД УМВД по городу Череповцу. Документов о внесении изменений в указанный проект в ГИБДД от Департамента не поступало. Следовательно проект от 2007 года не вызвал у последнего сомнений. Доказательств обратного, в том числе документов, которые бы свидетельствовали о несогласии Департамента с разработанным проектом, оформленных в установленные сроки и надлежащим образом представителем ответчика Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области суду не представлено. На основании требования прокуратуры Череповецкого района №-2011 от 14.09.2011 составлен акт совместной проверки ОГИБДД УМВД г. Череповца, прокурора Череповецкого района, КУ ВО ВО «Дортехнадзор», Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, ДРСУ ОАО «Вологдавтодор» соблюдений требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения и норм и правил содержания строительства, реконструкции автомобильных дорог, в соответствии с которым выявлено, что в нарушение требований действующего федерального законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге <данные изъяты> имеются следующие нарушения: отсутствие дорожных знаков 8.2.1 «Зона действия» у знака 3.20 «Обгон запрещен» на 15 км. 883 м., 8.2.1 «Зона действия» у знака 6.4 «Место стоянки» на км. 236 м., 2.4 «Уступите дорогу» на 19 км. 634 м., 8.2.1 «Зона действия» у знака 1.27 «Дикие животные» на 44 км 819 м., 1.22 «Пешеходный переход» на 45 км. 756 м.; наличие менее трёх сигнальных столбиков на каждой стороне автомобильной дороги на 13 км. 396 м., 18 км. 481 м., 19 км. 753 м., 25 км. 955 м., 26 км. 720 м., 29 км. 568 м., 31 км. 074 м., 34 км. 773 м., 49 км. 538 м.; повреждения барьерного ограждения на участке с 27 км. 361 м. по 27 км. 392 м., световозвращающих элементов барьерного ограждения на 16 км. 300 м., деформация стойки с дорожными знаками 7.2 «Больница», 7.3 «Автозаправочная станция», 7.9 «Гостиница или мотель» на 37 км. 657 м.; отсутствие краевой разметки 1.2.1 на 12, 13, 21, 27, 28, 29, 30, 35, 40, 43, 46, 47, 48, 50 км. В соответствии со ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения являются собственностью субъекта Российской Федерации. В соответствии с приложением № 25, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 08.04.2005 № 369, в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Череповецкого муниципального района включена автодорога «<данные изъяты>», протяженностью 52,2 км., идентификационный номер №. Согласно ст. 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Вологодской области от 30.06.2009 года № 1006 «О Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области» определено, что Департамент является органом исполнительной власти области, осуществляющим функции по реализации государственной политики области в сфере осуществления дорожной деятельности и транспортного обслуживания населения области. Задачей Департамента является обеспечение реализации государственной политики области в сфере осуществления дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания населения в области. В рамках возложенных задач, Департамент осуществляет функции государственного заказчика по размещению государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд области по вопросам деятельности Департамента в соответствии с действующим законодательством. Осуществляя возложенные полномочия, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области 30.12.2010 года по результатам проведенных торгов в форме открытого аукциона заключил с ОАО «Вологодавтодор» государственный контракт № на выполнение работ по содержанию указанного участка дороги. Согласно п.п.1.1., 7.1 государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог ОАО «Вологодавтодор» выполняет полный комплекс работ по содержанию автодорог в период с 01.01.2011 по 31.12.2011, и несёт полную имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами за последствия ДТП, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий. Согласно ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его Участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и ОАО «Вологодавтодор» возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения. Непринятие Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и ОАО «Вологодавтодор» действенных мер по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении содержания автомобильной дороги «<данные изъяты>» нарушают права граждан в области безопасности дорожного движения на автодороге и на охрану жизни и здоровья. В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При таких обстоятельствах дела, исковые требования прокурора Череповецкого района подлежат удовлетворению в полном объёме. Руководствуясь ст.ст.45, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Череповецкого района, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, удовлетворить. Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и ОАО «Вологодавтодор» в срок не позднее 31.12.2011 установить на автомобильной дороге «<данные изъяты>» дорожные знаки 8.2.1 «Зона действия» у знака 3.20 «Обгон запрещен» на 15 км. 883 м., 8.2.1 «Зона действия» у знака 6.4 «Место стоянки» на 18 км. 236 м., 2.4 «Уступите дорогу» на 19 км. 634 м., 8.2.1 «Зона действия» у знака 1.27 «Дикие животные» на 44 км. 819 м., 1.22 «Пешеходный переход» на 45 км. 756 м. Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и ОАО «Вологодавтодор» в срок не позднее 31.12.2011 установить на каждой стороне автомобильной дороги «<данные изъяты>» сигнальные столбики на 13 км. 396 м., 18 км. 481 м., 19 км. 753 м., 25 км 955 м., 26 км. 720 м., 29 км. 568 м., 31 км. 074 м., 34 км. 773 м., 49 км. 538 м. Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и ОАО «Вологодавтодор» в срок не позднее 31.12.2011 восстановить барьерное ограждение на участке автомобильной дороги «<данные изъяты>» с 27 км. 361 м. по 27 км. 392 м., световозвращающие элементы барьерного ограждения на 16 км. 300 м., заменить стойку с дорожными знаками 7.2 «Больница», 7.3 «Автозаправочная станция», 7.9 «Гостиница или мотель» на 37 км. 657 м. Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области в срок не позднее 01.06.2011 осуществить заказ на проведение работ по нанесению краевой разметки 1.2.1 на 12, 13, 21, 27, 28, 29, 30, 35, 40, 43, 46, 47, 48, 50 км. автомобильной дороги «<данные изъяты>». Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней. Судья: М.В.Маркова Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2011 года