Решение по делу № 2-11117/2011



Дело № 2-11117/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Вологда

«

05

»

декабря

2011 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Бахаревой Е.Е.,

при секретаре Ростопша Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рычкова С. Н. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о признании лицом, оставшимся без попечения родителей в возрасте 18 лет и предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Рычков С.Н. обратилась в суд с иском к ответчику, мотивируя тем, что он относиться к лицам из категории детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет.

В обоснование указал, что с 1961 по 1967 г.г. находился в <данные изъяты>; с 1967 по 1969 г.г. - <данные изъяты>; с 1969 по 1970 гг. - в <данные изъяты>.

В период нахождения в детских домах жилого помещения в собственности не имел, в список по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, включен не был.

Однако, документами, подтверждающими факт лишения родителей родительских прав, не располагает. Информация о смерти его родителей также отсутствует.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Рос­сийской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Также статья 8 Закона Вологодской области от 29.12.2003 г. № 982-03 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» возлагает финансирование мероприятий по охране семьи, материнства, отцовства и детства в области за счет средств областного бюджета в соответствии с законом об областном бюджете.

Таким образом, финансирование по обеспечению жильем детей-сирот являет­ся обязательством субъекта Российской Федерации.

Статьей 22 Закона Вологодской области от 29.12.2003 № 982-03 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» обязанность по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот возложена на орган исполни­тельной власти, осуществляющий управление жилищным фондом области.

Истец просит суд обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области признать оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет и предоставить ему жилое помещение по договору социального найма по установленным законодательством нормам.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что он воспитывался в детском доме с трех месяцев. В 1980 году, когда ему было 19 лет, в мэрии ему посоветовали встать на учет. Он подал документы, но повторно не обращался, переписки не было. Документально факт обращения подтвердить не может. На учет он так и не встал. Своего жилья в собственности не имел. Его мать умерла где-то на Украине, его никогда не воспитывала. Впервые он ее увидел в 17 лет, отца вообще ни разу не видел.

Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в отзыве.

Суд, рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и собранные по нему доказательства, приходит к следующему.

Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях г социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступил в силу со дня его официального опубликования 27 декабря 1996 года, пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 данного Федерального закона вступили в силу с 1 января 1998 года. В силу ст. 4 Гражданского кодекса РФ акт гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения закона в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствии с вышеуказанным законом: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - ли) в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умер оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На момент вступления в силу Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истцу исполнилось 35 лет. Поскольку обратной силы норм данного закона придано не было, истец не имеет права на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке категорий граждан, указанных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и дет оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений. Истцом не представлено суду сведений о смерти, либо лишении родительских прав своей матери. Согласно ответу на запрос суда из Управления образования Вологодского муниципального района, исполняющему отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности опеки и попечительству в отношении несовершеннолетних, указанный государственный орган не располагает сведениями о лишении родительских прав Н., являющейся матерью Рычкова С. Н.. Из ответа Вологодского территориального отдела ЗАГСа на запрос суда следует, что в отделе отсутствуют записи акта смерти Н.. Следовательно, несмотря на нахождение истца в детских домах, документального подтверждения того, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, суду не представ­лено.

В соответствии с ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципаль­ного жилищного фонда. В силу ч. 2 данной статьи малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, по догово­рам социального найма предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Частью 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по­рядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Фе­дерации.

Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Как следует из части 2, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с положениями ст.1 Закона Вологодской области от 29.06.2005 года № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качест­ве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным катего­риям граждан» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления области.

Категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социаль­ного найма, определены в ст. 3 Закона области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регули­ровании отдельных жилищных отношений в Вологодской области». К указанным катего­риям относятся - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях, при прекращении опеки (попечительства), в том числе по окончании пребывания их в приемной семье, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Рос­сийской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Также в законе указано, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма, ведется по отдельным спискам в соответствии с категориями граждан, указанными в статье 3 указанного закона.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона граждане, имеющие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как специальная категория граждан.

При этом претендовать на получение жилого помещения лица, относящиеся к ука­занной категории, вправе при наличии следующих условий:

а) в случаях отсутствия закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности;

б) в случае, если имеющееся закрепленное жилое помещение или жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности, при вселении лица из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, будет меньше установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством учетной нормы;

в) в случае признания закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания;

г) в случае утраты закрепленного за ними жилого помещения в результате пожара, стихийного бедствия;

д) в случае, если при вселении в закрепленное за ними жилое помещение, они будут вынуждены проживать в одном жилом помещении с родителями, лишенными родительских прав, и отсутствует возможность обмена жилого помещения;

е) в случае, если лицо, подлежащее вселению в закрепленное за ним жилое помеще­ние по договору социального найма, находилось под опекой (попечительством) в семье, в том числе приемной семье, а также в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, десять и более лет.

Постановка на учет в установленном порядке является обязательным условием для предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Документов о том, что истец состоит на учете или когда-либо состоял на уче­те в качестве нуждающегося, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также документов о том, что истец когда-либо обращался с заявлени­ем о постановке его на учет в органы местного самоуправления, суду не представлено.

Согласно материалам дела, истец родился в 1961 году, то есть в настоящее время возраст истца составляет 50 лет. Истец, находясь в возрасте до 23 лет, в органы местного самоуправления с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался. Доказательств обратного суду не представлено. Следовательно, истцом не соблюден порядок постановки на учет в органе местного самоуправления, поэтому у органа исполнительной государственной власти области в настоящее время отсутствуют основания для предоставления истцу жилого помещения.

В связи с чем, истец не относиться к категории лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди.

Согласно ч. 11 ст. 4 Закона области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулирова­нии отдельных жилищных отношений в Вологодской области» в случае возникновения ос­нований для получения жилого помещения после достижения 18-летнего возраста лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право быть приня­тым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента возникновения осно­ваний, по не позднее, чем до достижении возраста 23 лет.

Следовательно, в настоящее время истец не может быть поставлен на учет, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как воз­раст истца, превышает установленный (до 23 лет) и составляет 50 лет.

Кроме того, в определении Конституционного суда Российской Федерации от 19 ок­тября 2010 года № 1282-О-О указано, что если лица из числа детей-сирот не были учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до исполнения им 23 лет, то мера госу­дарственной поддержки на внеочередное обеспечение жилыми помещениями на указан­ных лиц не распространяется.

В силу п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилые помещения предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государствен­ных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Феде­рации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения сво­боды, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Согласно ст. 33 ЖК РСФСР гражданин должен был быть включен в отдельный список граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

Истец ни в настоящее время, ни в период действия ЖК РСФСР не учете нуждающихся не состоял и не состоит.

4 февраля 2011 года внесены изменения в Закон области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», которыми действие подпунктов «б»-«е» пункта 1 части статьи 3 указанного закона приостановлено до 1 января 2012 года.

Соответственно, действует только пункт «а», которым предусмотрено, что претендо­вать на получение жилого помещения лица, относящиеся к указанной категории, вправе в случаях отсутствия закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадле­жащего им на праве собственности.

Истцом никаких сведений о закрепленном (незакрепленном) за ним жилом помещении суду не представлено.

При таких обстоятельствах по делу, суд не может признать истца лицом, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по установленным действующим законодательством нормам, суд не находит, и отказывает истцу в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 15, 49, 57 ЖК РФ, ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом Вологодской области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» (в ред. от 26 ноября 2010 года), законом Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» (в ред. От 03.06.2011 года), ст.ст.56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Рычкову С. Н. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о признании лицом, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет и предоставлении жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок.

Судья Е.Е. Бахарева

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2011 года.