Решение по делу № 2-7325/2011



Дело № 2-7325/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

«

29

»

сентября

2011 г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Леоновой И.М.,

при секретаре Куликовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Топеха В. В. к Администрации г.Вологды о признании незаконным постановления от 19.05.2011 года,

установил:

Истица обратилась в суд с иском, мотивируя тем, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители истицы лишены в отношении нее родительских прав. Постановлением Главы города Вологды от 17.06.1997 года , попечителем Топеха В.В. назначен С. Права на жилое помещение за истицей не закреплено, жилых помещений в собственности никогда не имелось и не имеется. С 30.07.1998 года Топеха В.В. совместно с С. была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в общем списке. На данный вид учета Топеха В.В. встала ошибочно, полагая, что фактически состоит на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. 12.05.2011 года Топеха В.В. обратилась в Жилищный отдел Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Уведомлением от 23.05.2011 года Топеха В.В. было отказано во включении ее в данный список (основание - Постановление Администрации города Вологды от 19.05.2011 года № 2618 «Об учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», так как не представлены документы, которые подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако, необходимые документы в Жилищное управление Топеха были представлены в требуемом объеме, оснований для отказа в удовлетворении ее требований не имелось. Полагает, что достижение ею 23-летнего возраста само по себе не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было ею получено и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Просит признать незаконным постановление Администрации города Вологды от 19.05.2011 года № 2618 «Об учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Топеха В. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения; обязать Администрацию города Вологды включить Топеха В. В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности Зуев М.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Пояснил, что истица в 2005 году обращалась в Администрацию г.Вологды с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На данное заявление ею было получено два ответа, один из которых датирован маем 2005 года. Считает, что Администрация г.Вологды препятствовала истице в постановке на учет.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Носкова С.Е. с исковыми требованиями не согласилась, в части признания незаконным постановления Администрации г.Вологды от 19.05.2011 года . Пояснила, что истица состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи своего деда. Пояснить по какой причине истица была снята с учета, представитель не смогла. В дальнейшем, истица была восстановлена на учете нуждающихся. С заявлением в Администрацию г.Вологды Топеха обратилась в возрасте 23 лет. Доказательств того, что Топеха обращалась в Администрацию г.Вологды с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как сирота, не представлено. Решение по заявленному требованию об обязании Администрацию г.Вологды включить истицу в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, оставила на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель третьего лица Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. с исковыми требованиями не согласилась. В части признания незаконным оспариваемого постановления поддержала позицию представителя ответчика. Полагает, что оснований для удовлетворения требований в части постановки истицы на учет, не имеется, поскольку заявление в установленной форме и с необходимыми документами было подано истицей только 21.12.2005 года, когда ей уже исполнилось 23 года. В настоящее время права на постановку на учет у истицы не имеется.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что Топеха В.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители лишены в отношении нее родительских прав.

На основании постановления Главы г.Вологды от 17.06.1997 года опекуном (попечителем) Топеха В.В. являлся С., вместе с которым истица проживала по адресу: <адрес>, до своего совершеннолетия.

Право на жилое помещение за Топеха В.В. не закреплено, поскольку на момент определения ее под опеку, истица не была зарегистрирована в <адрес> и не имела жилья, подлежащего закреплению.

С 30.07.1998 года Топеха В.В. вместе с С. состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в общем списке. В дальнейшем, Топеха В.В. была снята с учета; постановлением Администрации г.Вологды от 19.05.2011 года – восстановлена на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Вместе с тем, указанным постановлением Топеха В.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма. Причиной отказа послужило предоставление документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствии с положениями ст. 1 Закона Вологодской области от 29.06.2005 года № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления области.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право: граждане, указанные в статье 2 указанного закона области, признанные малоимущими в порядке, установленном законом области «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», - в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные категории граждан, определенные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законами области, - в целях предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа).

Частью 3 статьи 4 вышеуказанного закона предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социально­го найма, ведется по спискам очередников. Списки очередников формируются по каждой категории граждан, указанной в ч. 3 ст. 1 настоящего закона, при этом граждане, имеющие право на внеочередное предоставление им жилых по­мещений по договорам социального найма включаются в отдельные списки.

Законом Вологодской области от 17.07.2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма, ведется по отдельным спискам в соответствии с категориями граждан, указанными в статье 3 настоящего закона.

Согласно ч. 2 ст. 6 данного закона граждане, имеющие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как специальная категория граждан.

Из вышеизложенного следует, что постановка на учет в установленном порядке является обязательным условием для предоставления жилых помещений по до­говорам социального найма.

В соответствии с ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в воз­расте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые оста­лись без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по соци­альной поддержке.

В судебном заседании установлено, что Топеха В.В. до достижения ею 23-летнего возраста в Администрацию г.Вологды с заявлением о включении ее в списки детей-сирот, не обращалась, доказательств обратного суду не представлено. С указанным заявлением обратилась лишь в возрасте 28 лет.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 4 Закона Вологодской области «О ре­гулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», в случае возникновения оснований для получения жилого помещения после достижения 18-летнего возраста лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента возникновения оснований, но не позднее, чем до достижения возраста 23 лет.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в настоящее время Топеха В.В. не подпадает под действие вышеуказанных законов, так как ее возраст составляет на дату вынесения судебного решения 29 лет, следовательно, суд признает оспариваемое постановление Администрации г.Вологды от 19.05.2011 года законным и обоснованным, оснований для отмены постановления судом не установлено.

При таких обстоятельствах дела, суд считает исковые требования Топеха В.В., не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Вологодской области «О ре­гулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», ст.57 ЖК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Топеха В. В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья: И.М. Леонова

Мотивированное решение изготовлено 04.10.2011 года.