Решение по делу № 2-7620/2011



Дело № 2-7620/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 26 сентября 2011 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., с участием истца Зонтова В.В., истицы Зонтовой JI.C., представителя истцов по доверенности Мериц Л.И., представителя Администрации города Вологды по доверенности Моисеевой А.А., представителя Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченковой Ю.С., при секретаре Белоруковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зонтова В. В. и Зонтовой Л. С. к Администрации города Вологды и Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области об оспаривании решения и обязании выдать и вручить жилищный сертификат,

установил:

Зонтов В.В. и Зонтова Л.С. обратились в суд с иском к Администрации города Вологды и Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказе в выдаче жилищного сертификата, обязании восстановить срок на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в обоснование которого указали, что 29.03.1998 года семья Зонтовых в составе 3 человек включена в список граждан, выехавших из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с указанной даты. На 2011 год номер очереди - . Семья имеет право в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья. 11.04.2011 года Зонтов В.В. направил в Департамент запрос о порядковом номере очереди на получение субсидии, количестве человек в его семье, на которых будет выделена субсидия, о сроках предоставления субсидии. В ответе от 05 мая 2011 года было отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на Зонтову Л.С. и Н., в связи с тем, что в их собственности находится по 1/3 доле в однокомнатной квартире общей площадью 37,9 кв.м., то есть фактически Зонтову Л.С. и Н. сняли с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает данный отказ неправомерным, так как основания для снятия Зонтовой Л. С. и Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не возникли. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе лица, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы. Таким образом, считает, что снятие Зонтовой Л.С. и Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий необоснованно и незаконно. Просит признать незаконным решение Департамента имущественных отношений и обязать восстановить Зонтову Л.С. и Н. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель истцов Мериц Л.И. исковые требования увеличила, дополнительно просила обязать надлежащего ответчика выдать жилищный сертификат о выделении социальной выплаты на приобретение жилья семье Зонтовых без отчуждения в государственную или муниципальную собственность имеющихся в собственности Зонтовых Л.С. и И.В. по 1/3 доле в квартире, расположено по адресу: <адрес> и без учета площади этих долей, так как доля в праве общей долевой собственности на квартиру не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта жилищных прав. Ранее заявленные требования также поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему.

Представитель Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. в возражениях на исковое заявление указала, что как следует из материалов дела Зонтов В.В., Зонтова JI.C. (жена) и Н. (дочь), проживают в квартире общей площадью 38,9 кв. метров, также по дан­ному адресу проживает мать Зонтовой Л.С.. Собственниками указанной квартиры по 1/3 являются: Зонтова Л.С., Н. и Г., то есть доля каждого составляет - 12,96 кв. метров и, соответственно, в собственности жены и дочери истца имеется 25,9 кв. метров. Таким образом, при расчете размера социальной выплаты, положенной Зонтову В.В. на состав семьи три человека, обязательно должна учитываться доля собственности жены и дочери истца. Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» установлен порядок выда­чи сертификатов в зависимости от даты постановки на учет.

Представитель Администрации города Вологды по доверенности Моисеева А.А. суду пояснила, что при расчете размера социальной выплаты, положенной Зонтову В.В. на состав семьи три человека, должна учитываться доля собственности жены и дочери истца.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к категории подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы относит граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

В силу пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в качестве меры социальной поддержки таким гражданам предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Таким образом, для получения жилищного сертификата необходимо, чтоб гражданин относился к категории лиц, на которых распространяет свое действие социальная программа, являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет до 1 января 2005 года.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 утверждены также Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным Законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.

Согласно пункту 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для рас­чета размера социальной выплаты устанавливается следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и бо­лее.

Указанный норматив применяется при расчете размера социальной выплаты если: а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, прожи­вающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находя­щемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; в) гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи, прожи­вающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 16.2 Правил, в случае отчуждения гражданином - участ­ником подпрограммы, указанным в подпунктах «а»-«ж» пункта 5 Правил жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собст­венности, или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейше­го проживания.

При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 16.1 настоящих Правил.

В пункте 16.2 Правил идет речь о тех гражданах - участниках подпрограммы, которые имеют в собственности жилое помещение, желают сохранить его или распорядились им по своему усмотрению и не согласились дать в соответствии с подпунктом «в» пункта 16.1 Правил обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Граждане, указанные в подпункте «в» пункта 16.1 Правил, не имеют жилой площади, поскольку безвозмездно передали ее в государственную или муниципальную собственность, а значит имеют право на получение социальной выплаты без учета той жилой площади, которая имелась у них ранее и была безвозмездно передана.

В связи с изложенным применение пункта 16.2 Правил не приводит к снижению уровня социальной поддержки, поскольку жилищный сертификат выдается гражданину с учетом его нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно прожи­вающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - уча­стника подпрограммы.

Пунктами 24, 26-29 Правил установлено, что в целях предварительного рас­пределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируют­ся списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемо­му, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в пла­нируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологиче­ской последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были по­ставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (полу­чении жилых помещений).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сен­тября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявив­ших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по ка­ждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качест­ве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Пунктом 22 предусмотрены основания для отказа в признании гражданина участником подпрограммы, в том числе а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) представление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

Судом установлено, что Зонтов В.В., Зонтова Л.C. и Н. включены в список граждан, выехавших из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 29.03.1998 года. Номер очереди на 2011 год - .

Данная семья проживает в квартире общей площадью 38,9 кв. метров, также по дан­ному адресу проживает мать Зонтовой Л.С. Собственниками указанной квартиры по 1/3 являются: Зонтова Л.С., Н. и Г., то есть доля каждого составляет - 12,96 кв. метров.

24.02.2009 года Зонтов В.В. обратился к Главе города Вологды с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В число участников данной социальной программы Зонтов В.В. и члены его семьи были включены, также были внесены в сводный список граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц на 2011 год по Вологодской области, номер , что следует из письма Департамента имущественных отношений от 05.05.2011 года. Это же письмо содержит разъяснение, что программа применяется только в случае, если гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилого помещения для постоянного проживания и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. На этом основании указано, что в связи с тем, что жена Зонтова В.В. - Зонтова Л.С. и дочь Н. имеют в собственности по 1/3 доли в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 37,9 кв. м, жилищный сертификат может быть выдан на состав семьи из 1 человека.

Рассматривая гражданское дело по существу заявленных требований – о признании указанного отказа во включении Зонтовой Л.С. и Н. в число лиц, имеющих право на его получение, обязании выдать такой сертификат без отчуждения в государственную или муниципальную собственность имеющихся в собственности Зонтовых Л.С. и Н. по 1/3 доле в квартире, находящейся в общей долевой собственности, и без учета площади этих долей, суд считает их подлежащими частичному удовлетворению.

Из смысла приведенных выше положений Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным Законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы следует, что участие в программе лиц, указанных в пункте 5 Правил, имеющих на праве собственности жилые помещения возможно.

Таким образом, Зонтова Л.С. и Н. имеют право участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» и состоять в сводном списке граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц на 2011 год по Вологодской области, то есть отказ Департамента имущественных отношений в выдаче жилищного сертификата на состав семьи из 3 человек является необоснованным.

Вместе с тем, участие в программе предполагает согласие с ее условиями, включая согласие с пунктом 16.2 Правил, то есть социальная выплата выдается из расчета жилой площади в виде разницы между площадью жилого помещения, на которое имеет право участник программы и площадью отчужденного или оставленного в собственности жилого помещения.

Таким образом, требования истца о выделении социальной выплаты на приобретение жилья семье Зонтовых без отчуждения в государственную или муниципальную собственность имеющихся в собственности Зонтовой Л.С. и Н. по 1/3 доле в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, и без учета площади этих долей, не подлежат удовлетворению.

Поскольку семья Зонтовых уже состояла в сводном списке граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц на 2011 год по Вологодской области, под номером оснований для отказа в удовлетворении требований истца в выдаче жилищного сертификата при подходе очереди и достаточном выделении федеральных средств для предоставления выплат на Вологодскую область указанной категории граждан, у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Зонтова В. В. и Зонтовой Л. С. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации города Вологды в выдаче жилищного сертификата в части невключения Зонтовой Л. С. и Н. в число лиц, имеющих право на его получение.

Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области выдать жилищный сертификат о выделении социальной выплаты на приобретение жилья на Зонтова В. В., Зонтову Л. С. и Н..

Обязать Администрацию города Вологды вручить Зонтову В. В., Зонтовой Л. С. и Н. жилищный сертификат о выделении социальной выплаты на приобретение жилья.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья А.В. Колодезный

Мотивированное решение изготовлено 30.09.2011 года.