Дело № 2-7097/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда | « | 20 | » | сентября | 2011 г. |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Губиной Е.Л.,
помощника прокурора г.Вологды Г.,
при секретаре Дунаевской В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями к Департаменту имущественных отношений Вологодской области, ГП ВО «Дирекция по содержанию автомобильных дорог и автобусных перевозок» об обязании оборудовать вход в здание автостанции в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001,
у с т а н о в и л:
Сокольский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями обратился в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что в связи с обращением инвалидов межрайонной прокуратурой проведена проверка законодательства о защите прав инвалидов в части беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры <адрес>. Установлено, что ответчиками не созданы условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры – зданию автостанции, расположенному по адресу: <адрес>. На территории <данные изъяты> муниципального района проживает 6 591 инвалид, из них членами РО ВОИ «Р» являются 29 инвалидов-колясочников. В местах пересечения тротуара с проезжей частью у здания автостанции высота бортовых камней составляет 10-13 см, что превышает нормативную и не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001. Кроме того, при входе в здание автостанции требуется установить систему информации для обеспечения важной информацией, передаваемой для всех категорий инвалидов, в том числе и глухих инвалидов. Правообладателем здания автостанции является Вологодская область. Учредителем ГП ВО «Дирекция по содержанию автомобильных дорог и автобусных перевозок» является Департамент имущественных отношений Вологодской области. Поэтому обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры зданию автостанции возложена на собственника Департамент имущественных отношений Вологодской области и ГП ВО «Дирекция по содержанию автомобильных дорог и автобусных перевозок». Просят суд обязать Департамент имущественных отношений Вологодской области в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в силу выделить необходимые денежные средства для: приведения участка территории у здания автостанции (в местах пересечения тротуара с проезжей частью) по адресу <адрес>, в соответствие с требованиями п.3.1, 3.4 СНиП 35-01-2001, путем уменьшения высоты бортовых (бордюрных) камней до 4 см; оборудования внутри здания автостанции системы средств информации (визуальной, звуковой, тактильной) для всех категорий инвалидов согласно требований СНиП 35-01-2001. Обязать ГП ВО «Дирекция по содержанию автомобильных дорог и автобусных перевозок» в двухмесячный срок с момента получения денежных средств: привести участок территории у здания автостанции (в местах пересечения тротуара с проезжей частью) по адресу <адрес>, в соответствие с требованиями п.3.1, 3.4 СНиП 35-01-2001, путем уменьшения высоты бортовых (бордюрных) камней до 4 см; оборудовать внутри здания автостанции системы средств информации (визуальной, звуковой, тактильной) для всех категорий инвалидов согласно требований СНиП 35-01-2001.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г.Вологды Г. исковые требования уточнила, просила обязать Департамент имущественных отношений Вологодской области в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в силу выделить необходимые денежные средства для: приведения участка территории у здания автостанции (в местах пересечения тротуара с проезжей частью) по адресу <адрес>, в соответствие с требованиями п.3.1, 3.4 СНиП 35-01-2001, путем уменьшения высоты бортовых (бордюрных) камней до 4 и обязать ГП ВО «Дирекция по содержанию автомобильных дорог и автобусных перевозок» в двухмесячный срок с момента получения денежных средств: привести участок территории у здания автостанции (в местах пересечения тротуара с проезжей частью) по адресу <адрес>, в соответствие с требованиями п.3.1, 3.4 СНиП 35-01-2001, путем уменьшения высоты бортовых (бордюрных) камней до 4 см.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, исковые требования не признают в полном объеме.
Представитель ответчика ГП ВО «Дирекция по содержанию автомобильных дорог и автобусных перевозок» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, исковые требования не признали в полном объеме.
Представитель третьего лица Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, представили отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Вологодской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, представили отзыв на исковое заявление, исковые требования поддержали.
Свидетель З. в судебном заседании пояснила, что у здания автостанции пешеходный тротуар ограничен бордюрным камнем, бордюр сделали повыше, чтобы легковые автомобили не заезжали, если убрать бордюрный камень, то будет проезд для автомобилей. Пандус на автостанции имеется с выхода на посадку.
Суд, заслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 15 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена обязанность Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В то же время, данной нормой установлено, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, из приведенных положений закона следует, что обязанность предусмотреть приспособления для доступа инвалидов в ранее построенные и эксплуатируемые здания возникает при реконструкции или же капитальном ремонте указанных зданий.
Согласно акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 15.05.2004 года, здание автостанции, расположенной по адресу: <адрес>, построено в 1988 году. Реконструкции или капитального ремонта здания в настоящее время не производится.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения является реконструкцией объекта.
В соответствии с положениями ст.ст. 47, 48 Градостроительного Кодекса для проведения реконструкции (а именно установки соответствующих приспособлений для инвалидов) необходима оценка технических решений, увязанных к фактической ситуации, определение технической установки указанных приспособлений, которая возможна только после проведения необходимых мероприятий, установленных правовыми нормами.
В компетенцию же суда согласование технической документации не входит.
В соответствии с п.1.1 СНиП 35-01-2001 при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Вместе с тем, у суда отсутствуют сведения о государственной регистрации СНиП 35-01-2001, а также суд учитывает, что данный стандарт введен в действие с 01.09.2001 года, а постройка здания автостанции осуществлена в 1988 году.
Кроме того, согласно показаниям свидетеля снижение высоты бордюра нецелесообразно, поскольку в таком случае передвижение инвалидов будет еще более затруднительно.
Также суд учитывает, что на автостанции имеется пандус, кроме того, в соответствии с соглашением о намерениях, заключенным 05.08.2011 года с ООО «Т», предусмотрено производство пандусов на автостанции <адрес>.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями к Департаменту имущественных отношений Вологодской области, ГП ВО «Дирекция по содержанию автомобильных дорог и автобусных перевозок» об обязании оборудовать вход в здание автостанции в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок.
Судья Е.Л. Губина
Мотивированное решение изготовлено 23.09.2011 года