Решение по делу № 2-8931/2011



Дело № 2-8931/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 20 сентября 2011 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., с участием истца Моргай С.Ш., при секретаре Белоруковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску моргай С.Ш. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения,

установил:

Моргай С.Ш. обратилась в суд с иском к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указала, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий она состоит с 7 мая 2007 года. По договору социального найма жилое помещение ей не предоставлялось, в собственности жилья не имеет. Обучение в образовательных учреждениях Моргай С.Ш. завершено. Таким образом, она имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Просит обязать ответчика предоставить Моргай С.Ш. жилую площадь не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании истец Моргай С.Ш. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Уточнила, что жилое помещение просит предоставить в городе <адрес>.

Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебное заседание не явился, извещён надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела без представителя ответчика и отзыв на исковое заявление, в котором указано, что поскольку ранее жилые помещения за Моргай С.Ш. не закреплялись, других жилых помещений в собственности она не имеет, решение вопроса о внеочередном предоставлении жилого помещения оставлено на усмотрение суда.

При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав мнение истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 ЖК РФ случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ).

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

По смыслу положений статей 49, 52, 57 ЖК РФ, статей 1 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не только дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), но и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, вставшие на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения указанного возраста, своевременно не обеспеченные вне очереди жилым помещением, имеют право на реализацию внеочередного получения благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям по договору социального найма по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации. Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста, поставленного на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, и не получившего вне очереди жилого помещения, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение вне очереди.

В Вологодской области вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения, регулируется законами области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» и от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», а также Долгосрочной целевой программой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на получение жилого помещения, на 2011 - 2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 04.10.2010 № 1136.

Статьей 22 Закона Вологодской области от 29.12.2003 № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма вне очереди и на получение жилищных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств областного бюджета в случаях и порядке, установленных законом области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области».

Согласно части 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» к категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях, при прекращении опеки (попечительства), в том числе по окончании пребывания их в приемной семье, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы: а) в случаях отсутствия закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности; б) в случае, если имеющееся закрепленное жилое помещение или жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности, при вселении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет меньше установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством учетной нормы; в) в случае признания закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания; г) в случае утраты закрепленного за ними жилого помещения в результате пожара, стихийного бедствия; д) в случае, если при вселении в закрепленное за ними жилое помещение они будут вынуждены проживать в одном жилом помещении с родителями, лишенными в отношении их родительских прав, и отсутствует возможность обмена жилого помещения; е) в случае, если лицо, подлежащее вселению в закрепленное за ним жилое помещение по договору социального найма, находилось под опекой (попечительством) в семье, в том числе в приемной семье, а также в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, десять и более лет.

В соответствии с законом Вологодской области от 02.02.2011 № 2463-ОЗ действие подпунктов «б-е» пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-ОЗ с 15.02.2011 года до 1 января 2012 года приостановлено.

В соответствии с частью 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе <адрес> установлены Постановлением мэрии <данные изъяты> от 11.08.2005 года № 3266 и составляют: учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере не более 13.0 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере до 15.0 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Постановлением Правительства Вологодского области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области» определен круг лиц, на которых в пределах предоставленных полномочий возложено управление и распоряжение жилищным фондом области. В частности пунктом 1.4.1 Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утвержденного указанным постановлением, предусмотрено, что решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области гражданам, нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным действующим жилищным законодательством, принимает Департамент развития муниципальных образований области.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Моргай С.Ш., 1992 года рождения, является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Моргай С.Ш. - н., решением <данные изъяты> го­родского суда от 17.02.2006 лишена родительских прав.

Сведения об отце в актовой записи о рождении указаны на основа­нии заявления матери.

Постановлением мэра города <данные изъяты> от 01.03.2006 Мор­гай С.Ш. была направлена в учреждение для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей.

Постановлением мэра города <данные изъяты> от 07.05.2007 Моргай С.Ш. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении за . Жилая площадь за Моргай С.Ш. не закреплена, так как она не имела регистрации.

С 16.09.2005 года по 15.03.2006 года Моргай С.Ш. находилась в МУ «<данные изъяты>» на полном государст­венном обеспечении.

С 15.03.2005 года по 31.08.2009 года Моргай С.Ш. являлась воспитанницей МОУ <данные изъяты>

На основании приказа от 29.06.2010 года ГОУ «<данные изъяты>» Моргай С.Ш. была отчислена из со­става обучающихся.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судом материалами дела, в частности справками Управления образования мэрии города <данные изъяты> от 01.03.2006 года и от 19.05.2011 года.

Из справки ГП ВО «<данные изъяты>» следует, что регистрация права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, за Моргай С.Ш. не производилось.

Договоры социального найма жилых помещений с Моргай С.Ш. также не заключались.

Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области уведомило об отсутствии сведений о правах Моргай С.Ш. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества.

Учитывая, что Моргай С.Ш. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; закреплённого за ней и в собственности жилого помещения не имеет; право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма не реализовала, стоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд считает, что Моргай С.Ш. имеет право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения с учётом жилищных и санитарных норм по договору социального найма по месту своего проживания общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в <адрес>.

При таких обстоятельствах по делу исковые требования Моргай С.Ш. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Моргай С.Ш. удовлетворить.

Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Моргай С.Ш. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма в городе <адрес>, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим законодательством за счет средств областного бюджета.

Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.В. Колодезный

Мотивированное решение изготовлено 26.09.2011 года.