Дело № 2-1115/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Вологодский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Давыдовой О.Н., с участием помощника прокурора <адрес> Григоровой С.Г., при секретаре Шпиляевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Нифановой М. В. к муниципальному автономному учреждению «Учсервис» об обязании произвести перерасчет заработной платы и произвести отчисления, у с т а н о в и л: Прокуратурой города проведена проверка соблюдения трудового законодательства МАУ «Учсервис», в ходе которой установлено, что Нифанова М.В. состоит в должности уборщик служебных помещений в МАУ «Учсервис» по трудовому договору от 01.01.2011 года №, в соответствии с которым работнику установлен оклад в размере 5799,64 рублей за норму убираемой площади 1232 кв.м. Нифанова М.В. принята на 1,54 ставки. Как следует из материалов проверки, за январь 2011 года Нифановой М.В. начислено с учетом занимаемой ею 1,54 ставки – 6669,59 рублей = 1,54 МРОТ, т.е. недоначислено 998,84 рублей; за февраль при тех же условиях – 6669,59 рублей, недоначислено 998,84 рублей; за март начислено 6669,59 рублей, недоначислено 998,84 рублей; за апрель начислено 6669,59 рублей, недоначислено 998,84 рублей; за май начислено 6669,59 рублей, недоначислено 998,84 рублей; за июнь начислено 7101,06 рублей, недоначислено 1065,02 рублей; за июль с учетом отпускных и больничного листа начислено 10243,98 рублей, недоначислено 573,54 рублей; за август начислено 3944,96 рублей, недоначислено 591,75 рублей; за сентябрь начислено 7100,94 рублей, недоначислено 1065,14 рублей; за октябрь начислено 7100,94 рублей, недоначислено 1065,14 рублей. Итого за 10 месяцев 2011 года недоначислено 9354,80 рублей. Истец просит суд обязать МАУ «Учсервис» доначислить Нифановой М.В. заработную плату за 10 месяцев 2011 года в размере 9354,80 рублей. С данной суммы удержать НДФЛ и произвести необходимые отчисления в государственные фонды. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Григорова С.Г. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. Заинтересованное лицо Нифанова М.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, причина неявки неизвестна. Представить ответчика МАУ «Учсервис» в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, согласно которым просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. Суд, заслушав мнение явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему: Как следует из Определения Верховного Суда РФ от 1 июля 2011 г. N 72-В11-5, часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7). Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Как следует из Определения Верховного Суда РФ от 24.06.2011 года № 3-В11-16, в силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3). По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146). Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ). Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ. Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Проверкой установлено, что районный коэффициент начисляется Нифановой М.В. на оклад и иные доплаты, после чего к полученной сумме производится доплата до МРОТ, что противоречит ст.ст. 315-316 ТК РФ. Таким образом, Нифанова М.В. получает заработную плату, равную МРОТ, за минусом НДФЛ, а районный коэффициент в размере 15 % ей не выплачивается. Итого за 10 месяцев 2011 года Нифановой М.В. недоначислено 9354,80 рублей, то есть трудовые права Нифановой М.В., предусмотренные законодательством РФ, нарушены и подлежат восстановлению. При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать Муниципальное автономное учреждение «Учсервис» доначислить Нифановой М. В. заработную плату за 10 месяцев 2011 года в размере 9354 (девять тысяч триста пятьдесят четыре) рубля 80 копеек. Обязать Муниципальное автономное учреждение «Учсервис» удержать с данной суммы НДФЛ и произвести отчисления в государственные фонды. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца. Судья О.Н.Давыдова Мотивированное решение изготовлено 25.01.2012 года.