Решение по делу № 2-667/2012



Дело № 2-667/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

«

18

»

января

2012 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Бахаревой Е.Е.

при секретаре Ростопша Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города <адрес>, действующего в интересах Шадриной А. Л., к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » об обязании доначислить заработную плату, произвести необходимые налоговые и пенсионные отчисления

у с т а н о в и л:

Прокурор города <адрес>, действуя в интересах Шадриной А. Л., обратился в суд с иском к МОУ «Средняя общеобразовательная школа » об обязании произвести перерасчет заработной платы и выплатить недоначисленную заработную плату, произвести необходимые налоговые и пенсионные отчисления, мотивируя тем, что прокуратурой города Вологды проведена проверка соблюдения трудового законодательства, в ходе которой выявлены нарушения закона.

Установлено, что Шадрина А. Л. состоит в должности гардеробщика в МОУ «Средняя общеобразовательная школа » по трудовому договору, в соответствии с которым работнику установлен оклад в размере 1606,50 рублей.

Ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости oт квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавка компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В ходе проведенной прокуратурой города проверки установлено, что районный коэффициент начисляется Шадриной A.JI. на оклад и иные доплаты, после чего к полученной сумме производится доплата до МРОТ, что противоречит ст. 315-316 Трудового кодекса РФ. Таким образом, Шадрина A.JI. получает заработную плату, равную МРОТ за минусом НДФЛ, а районный коэффициент в размере 15 % ей не выплачивается.

Как следует из материалов проверки, за январь - май 2011 года Шадриной A.JT. начислено по 4330,01 рублей = МРОТ, т.е. недоначислено по 649,50 рублей за каждый месяц; за июнь начислено 4310,80 рублей, недоначислено 646,62 рублей; за июль-октябрь начислено по 4611,01 рублей, недоначислено по 691,65 рублей. Итого за 10 месяцев 2011 года недоначислено 6660,73 рублей. С данной суммы надлежит удержать НДФЛ и произвести необходимые отчисления в государственные фонды.

Таким образом, в связи с образовавшейся задолженностью по заработной плате, права Шадриной А.Л., предусмотренные федеральным законодательством, трудовым договором, нарушены и подлежат восстановлению.

В соответствии с п.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор города обращается в интересах Шадриной А.Л. с заявлением в суд, поскольку она самостоятельно решить вопрос о взыскании задолженности не может, не имеет юридического образования, а также достаточных средств для оплаты юридических услуг.

Просит суд обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» доначислить Шадриной А.Л. заработную плату за 10 месяцев 2011 года в размере 6660,73 рублей. С данной суммы удержать НДФЛ и произвести необходимые отчисления в государственные фонды.

В судебном заседании представитель прокуратуры города Вологды на основании прав по должности - помощник прокурора города Вологды – Григорова С.Г. требования уточнила, просила обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» доначислить Шадриной А.Л. заработную плату за 10 месяцев 2011 года в размере 6660,73 рублей. С данной суммы удержать НДФЛ и произвести необходимые отчисления в государственные фонды: ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Вологде, Межрайонную инспекцию ФНС России № 11 по Вологодской области, ГУ - ВРО Фонд социального страхования Российской Федерации по Вологодской области.

Представитель ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» - директор В. уточненные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители третьего лица Муниципальное учреждение «Центральная бухгалтерия обслуживающая муниципальные образовательные учреждения г. <адрес>» по доверенности Зуева Е.Н. и Цикаришвили Г.Н. уточненные исковые требования не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Кроме того, Зуева Е.Н. суду пояснила, что по должности гардеробщика Шадриной установлен оклад в размере 1530 руб., к которому применяется отраслевой коэффициент 1,05. Из произведения оклада и отраслевого коэффициента складывается должностной оклад работника 1606,50 руб., к которому применяется районный коэффициент на эту сумму в размере 240,98 руб. и производится доплата до МРОТ в сумме 2482, 52 руб.. Итого заработная плата Шадриной А.Л. до ДД.ММ.ГГГГ составляла 4330 руб.. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время доплата до МРОТ начисляется Шадриной А.Л. в размере 2763,52 руб., что в сумме с окладом и районным коэффициентом составляет 4611 руб..

Суд, рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, заслушав стороны, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела и собранные по нему доказательства, приходит к следующему:

Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Шадрина А. Л. состоит в трудовых отношениях с МОУ «Средняя общеобразовательная школа » в должности гардеробщика, что подтверждается копией трудовой книжки, приказом о приеме на работу и трудовым договором, представленными в материалах дела. В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору Шадриной А.Л. установлен должностной оклад в размере 1606,50 руб..

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки установленные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилам внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.

Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутренней трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости oт квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавка компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу гл. 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. В соответствии с ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекса) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно ст. 2 Кодекса обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7 Конституции РФ).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы гл. 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст. 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.1992 № 494 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области» и п. 1 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.06.1990 № 258/10-64 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены в северных и восточных районах Вологодской области» в городе Вологде установлен районный коэффициент в размере 1,15.

Как следует из материалов дела, заработная плата работникам образовательных учреждений начисляется на основании Постановления Главы города Вологды № 5730 от 30.10.2009г., которым установлены минимальные размеры окладов (должностных окладов, ставок, заработной платы) работников муниципальных учреждений, финансовое обеспечение которых относится к государственным полномочиям субъекта Российской Федерации, согласно которым, должности работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня, к которым относится и должность гардеробщика, соответствует оклад 1530 руб.. Из показаний представителя третьего лица Муниципальное учреждение «Центральная бухгалтерия обслуживающая муниципальные образовательные учреждения г. Вологды» по доверенности Зуевой Е.Н. следует, что к окладу в размере 1530 руб. применяется отраслевой коэффициент 1,05. Из произведения оклада и отраслевого коэффициента складывается должностной оклад работника 1606,50 руб., к которому уже применяется районный коэффициент на эту сумму в размере 240,98 руб. и производится доплата до МРОТ в сумме 2482, 52 руб.. Итого заработная плата Шадриной А.Л. до ДД.ММ.ГГГГ составляла 4330 руб.. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время доплата до МРОТ начисляется Шадриной А.Л. в размере 2763,52 руб., что в сумме с окладом и районным коэффициентом составляет 4611 руб..

Таким образом, районный коэффициент начислялся Шадриной A.JI. на оклад, к которому применялся отраслевой коэффициент, после чего к полученной сумме производилась доплата до МРОТ, что противоречит ст. 315-316 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким образом, Шадрина A.JI. получала заработную плату, равную МРОТ за минусом НДФЛ, а районный коэффициент в размере 15 % фактически Шадриной А.Л. не выплачивался.

Установленный в судебном заседании порядок начисления заработной платы Шадриной А.Л. подтверждает выводы проверки соблюдения трудового законодательства в МОУ «Средняя общеобразовательная школа », проведенной Прокуратурой города <адрес>.

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) за январь - май 2011 года Шадриной A.Л. начислено по 4330,01 рублей = МРОТ, т.е. недоначислено по 649,50 рублей за каждый месяц; за июнь начислено 4310,80 рублей, недоначислено 646,62 рублей; за июль-октябрь начислено по 4611,01 рублей, недоначислено по 691,65 рублей. Итого за 10 месяцев 2011 года недоначислено 6660,73 рублей. С данной суммы надлежит удержать НДФЛ и произвести необходимые отчисления в государственные фонды.

Довод ответчика о том, что требований по изменению системы оплаты труда технического персонала к МОУ «Средняя общеобразовательная школа » не было, поэтому заработная плата продолжает начисляться как и прежде, является несостоятельным, поскольку не основан на законе.

Таким образом, в связи с образовавшейся задолженностью по заработной плате, права Шадриной А.Л., предусмотренные федеральным законодательством, трудовым договором, нарушены и подлежат восстановлению.

В силу ст. 391 Трудового кодекса РФ работник вправе обратиться в суд за защитой своих трудовых прав.

Согласно п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора города Вологды, действующего в интересах Шадриной А. Л., следует удовлетворить в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

При таких обстоятельствах, с МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» подлежит взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей в пользу местного бюджета.

Руководствуясь Трудовым кодексом Российской Федерации, ст.ст. 45, 103, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Вологды, действующего в интересах Шадриной А. Л. - удовлетворить.

Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» доначислить Шадриной А. Л. заработную плату за 10 месяцев 2011 года в размере 6660,73 рублей. С данной суммы удержать НДФЛ и произвести необходимые отчисления в государственные фонды: ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. <адрес>, Межрайонную инспекцию ФНС России по Вологодской области, ГУ- ВРО Фонд социального страхования Российской Федерации по Вологодской области.

Взыскать с МОУ «Средняя общеобразовательная школа в пользу местного бюджета судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца.

Судья: Е.Е. Бахарева

Мотивированное решение изготовлено 23 января 2012 года