Дело № 12-1041/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Вологда «02» декабря 2010 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Шевченко Г.П.,
при секретаре Десятовой А. С..,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Кованина И.А. об отмене постановления МИФНС № 11 по Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Кованин И. А. обратился в суд с жалобой об отмене постановления МИФНС № 11 по Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ, по которому он, как должностное лицо директор ООО «А» был привлечен к административной ответственности по ст. 15. 1 КоАП РФ и подвергнут штрафу 4000 рублей.
В судебном заседании заявитель Кованин И. А. жалобу поддержал, просил удовлетворить, применить ст. 2.9 КоАП РФ и освободить от административной ответственности за малозначительностью и взыскать 2500 рублей в возмещение судебных расходов за оказание юридической помощи.
Представитель заинтересованного лица МИФНС № 11 по Вологодской области по доверенности Ивашевская С. О. с жалобой не согласна, представила письменный отзыв.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что МИФНС № 11 по Вологодской области была проведена проверки в ООО «А» в ходе которой установлено и в акте от ДД.ММ.ГГГГ № зафиксировано, что ДД.ММ.ГГГГ заявителем в кассовой книге организации не отражена выручка, полученная с применением ККТ, в общей сумме 10 000 руб. (общая сумма выручки по фискальному отчету ККТ за ДД.ММ.ГГГГ составила 11 440 руб., сумма выручки по данным кассовой книги - 1440 руб.). При таких обстоятельствах налоговый орган пришел к выводу о нарушении обществом статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон № 54-ФЗ), пунктов 3, 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций), пунктов 6, 7, 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утвержденных письмом Центрального банка России от 18.08.1993 № 51 (далее - Методические рекомендации), пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно- кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.1993 № 104 (далее - Типовые правила).
По результатам проверки инспекцией в присутствии законного представителя общества составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ № об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 15. 1 КоАП РФ.
В силу пункта 3 части 2 статьи 23.5 КоАП РФ руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах и районах вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.1, а их должностные лица - составлять протоколы в порядке части 1 статьи 28.3 КоАП РФ.
В данном случае протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами в пределах их полномочий.
Статьей 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а на должностных лиц влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 рублей до 5000 рублей.
При этом под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Согласно пункту 3 вышеназванного Порядка для осуществления расчетов с наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В силу пунктов 22, 23 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге, которая у предприятия должна быть только одна.
Пунктом 24 Порядка предусмотрено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
В соответствии с пунктом 7 вышеназванных Методических рекомендаций в книге кассира-операциониста в обязательном порядке указываются показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки. Записи в книге производятся в хронологическом порядке чернилами, без помарок, подчисток и неоговоренных исправлений, с подписями кассира и представителей администрации предприятия.
Согласно пункту 11 Методических рекомендаций и пункту 6.1 Типовых правил представитель администрации в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту. Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы. По показаниям секционных сметчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленты. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины. После снятия показаний счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
Таким образом, установлено, что ООО «А», осуществляя расчеты с денежной наличностью с использованием ККТ, допустило неоприходование в кассовой книге суммы 10000 рублей, полученной ДД.ММ.ГГГГ от ООО «Т» по приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ №. Данный факт должностным лицом не отрицается, что следует из заявления, возражения на протокол по делу об административном правонарушении.
Однако суд не находит оснований для применения ст. 2. 9 КоАП РФ, которая предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное | лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Следовательно, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Однако, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях и применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае Кованин И. А., оспаривая постановление инспекции от ДД.ММ.ГГГГ года №, указал на то, что неоприходование в кассовой книге 10 000 рублей произошло ошибочно, своевременно обнаружено не было ввиду своевременно обнаружено не было ввиду того, что такая же сумма выдана из кассы организации по расходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ № на погашение займа. С учетом этого заявитель полагает, что неоприходование денежной наличности не повлекло каких-либо вредных последствий, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем деяние может быть квалифицировано как малозначительное.
Между тем ошибочное неоприходование денежных средств в кассовой книге не является исключительным обстоятельством, влекущим возможность признания правонарушения малозначительным.
По своей конструкции состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, является формальным, поэтому отсутствие вредных последствий не является основанием для применения статьи 2.9 данного Кодекса. Следовательно, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности.
Ссылка заявителя на отсутствие в штате организации бухгалтера не является обстоятельством, свидетельствующим о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ
При установленных обстоятельствах основания для отмены, изменения постановления отсутствуют
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд,
решил:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области Н. в отношении директора ООО «А» Кованина И.А., по которому он привлечен к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ и наложен штраф 4000 рублей оставить без изменения, а жалобу Кованина И.А. без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.
Судья Г.П.Шевченко