г. Вологда 31 мая 2011 года Судья Вологодского городского суда Вологодской области Барковская С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ТРУФАНОВОЙ Г.П., <данные изъяты>, на постановление заместителя начальника департамента финансов области, начальника управления областного казначейства Бухмичевой Р.М. от 23 марта 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 ч. 1 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением заместителя начальника департамента финансов области, начальником управления областного казначейства Бухмичевой Р.М. от 23 марта 2011 года первый заместитель главы Кичменгско-Городецкого муниципального района Труфанова Г.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, в связи с тем, что Труфановой Г.П. было нарушено бюджетное законодательство, а именно: в соответствии со статьей 2 закона области от 28 ноября 2005 года № 1369-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере административных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области наделяются отдельными государственными полномочиями по созданию в муниципальных районах и городских округах области комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и административных комиссий с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Статья 6 указанного закона области определяет, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций с выделением отдельной строкой и расшифровкой по каждому муниципальному образованию. Порядок предоставления и расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется Правительством области. Порядок предоставления и расходования средств, направляемых на осуществление отдельных государственных полномочий по созданию в муниципальных районах и городских округах области комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержден постановлением Правительства области от 26 февраля 2006 года № 194. Согласно пункту 2 Порядка предоставления субвенций - субвенции предоставляются за счет средств, предусмотренных в составе регионального фонда компенсаций в законе области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. В соответствии с распределением субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на 2010 год на осуществление отдельных государственных полномочий по формированию состава комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также по финансовому и материально - техническому обеспечению их деятельности, определенному в таблице 4 приложения 14 к Закону области от 17 декабря 2009 года №2187-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» Кичменгско-Городецкому району предусмотрено 312,6 тысяч рублей. Указанная сумма перечислена муниципальному образованию в полном объеме. В пункте 5 Порядка предоставления субвенций установлено, что расходование субвенций осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной сметой при условии предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований первичных документов, предусмотренных установленным порядком санкционирования оплаты денежных обязательств и с учетом положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 11 января 2010 года утверждена смета доходов и расходов Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района на 2010 год, в том числе в части средств субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по формированию состава комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также по финансовому и материально-техническому обеспечению их деятельности в сумме 312,6 тысяч рублей. В соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района от 11 января 2010 года в части средств субвенции по КОСГУ 290 «Прочие расходы» предусмотрено 72 400 рублей, в том числе на четвертый квартал - 23 250 рублей. Согласно расчету плановых сметных показателей, использованных при формировании (изменении) бюджетной сметы на 2010 год, приложение которого к бюджетной смете обязательно в соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Администрации Кичмегско-Городецкого муниципального района, утвержденным постановлением администрации района от 30.11.2009 № 401 (далее - расчет плановых показателей), в части средств субвенции по КОСГУ 290 «Прочие расходы» расходы в сумме 72 400 рублей предусмотрены на проведение конкурсов и мероприятий комиссией по делам несовершеннолетних. Согласно пункту 3.1 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Администрации Кичмегско-Городецкого муниципального района, утвержденного постановлением администрации района от 30.11.2009 № 401, составленная смета утверждается главой Кичменгско-Городецкого муниципального района (в его отсутствие - первым заместителем Главы Кичменгско-Городецкого муниципального района). С 7 декабря 2010 года по 11 февраля 2011 года Глава Кичменгско-Городецкого муниципального района отсутствовал в связи с временной нетрудоспособностью. 24 декабря 2010 года в смету доходов и расходов Администрации Кичмегско- Городецкого муниципального района были внесены изменения, утвержденные первым заместителем главы Кичменгско-Городецкого муниципального района Труфановой Г.П., согласно которым сумма в части средств субвенции по КОСГУ 290 «Прочие расходы» составила 59 700 рублей причем в расчете плановых сметных показателей, использованных при формировании (изменении) бюджетной сметы на 2010 год (так же подписанном Труфановой Г.П.), в перечне расходов на проведение конкурсов и мероприятий комиссией по делам несовершеннолетних в числе денежных призов по итогам проведенных конкурсов указаны денежные призы по распоряжению администрации района № от 21.12.2010 в сумме 16 900 рублей. Распоряжением Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района от 21.12.2010 №, подписанным по поручению Главы района первым заместителем Главы района Труфановой Г.П., предусмотрено поощрить денежными призами членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в размере 1300 рублей. Указаний на то, что денежными призами члены комиссии поощрены по результатам какого-либо конкурса, нет. Документы, подтверждающие проведение комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав конкурса, по результатам которого принято решение о награждении членов комиссии денежными призами в сумме 1300 рублей, нет. Заявление на выдачу аванса по распоряжению Администрации Кичменгско- Городецкого муниципального района № от 21.12.2010 в сумме 16 900 рублей и денежных призов по конкурсу в сумме 7800 рублей по КОСГУ 290 «Прочие расходы» утверждено первым заместителем главы Кичменгско - Городецкого муниципального района Труфановой Г.П. В соответствии с ведомостью на выдачу денег из кассы подотчетным лицам за 27 декабря 2010 года денежные средства в сумме 24 700 рублей выданы подотчетному лицу. Согласно ведомости на получение денежных призов на основании распоряжения № от 21.12.2010 года «О поощрении» денежные средства в общей сумме 16 900 рублей получены членами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Ни закон области от 28 ноября 2005 года № 1369-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере административных отношений», ни Порядок предоставления субвенций, ни утвержденная смета доходов и расходов Администрации Кичменгско - Городецкого муниципального района не предусматривают возможность расходования средств субвенции на выплату денежных призов членам комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии с частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Согласно распоряжению главы Кичменгско-Городецкого муниципального района от 30.12.2008 № Труфанова Г.П. с 1 января 2009 года переведена на должность первого заместителя Главы района. Таким образом, первый заместитель главы Кичменгско-Городецкого муниципального района Труфанова Г.П. допустил нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 16 900 рублей, полученных в форме субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по формированию состава комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Постановлением начальника департамента финансов области, начальника управления областного казначейства Бухмичевой Р.М. от 23 марта 2011 года Труфанова Г.Н. признана виновной в совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 ч. 1 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 4000 рублей. Труфанова Г.П. обратилась в Вологодский городской суд с жалобой, в которой просит восстановить срок для обжалования постановления от 23 марта 2011 года, в связи с тем, что находилась в отпуске, отдыхала в санатории вне места жительства, в связи с чем, постановление получила 18 апреля 2011 года, а также указывает, что неправомерно привлечена к административной ответственности, просит постановление от 23 марта 2011 года отменить, по следующим основаниям. Законом Вологодской области от 28.11.2005 года № 1369-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области наделены отдельными государственными полномочиями по созданию в муниципальных районах и городских округах области комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Постановлением Правительства Вологодской области от 26.02.2006 года № 194 "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по формированию состава комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также по финансовому и материально-техническому обеспечению их деятельности" (с последующими изменениями) определен механизм предоставления, расходования и учета субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области отдельных государственных полномочий по формированию состава комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также по финансовому и материально-техническому обеспечению их деятельности. Пунктом 3 указанного Порядка установлено, что субвенции из регионального фонда компенсаций предоставляются местным бюджетам для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных районов и городских округов в связи с наделением их отдельными государственными полномочиями в сфере административных отношений по формированию состава комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также по финансовому и материально-техническому обеспечению их деятельности. Распоряжение администрации района от 21.12.2010 года № принято по итогам проверки деятельности комиссии за 2010 год, которая была проведена Комитетом социальной безопасности Вологодской области. «Денежные призы» на основании распоряжения администрации района были выданы только членам комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, поэтому данные средства относятся к расходам по финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности комиссии. Поощрение членов комиссии было произведено в пределах суммы субвенции областного бюджета, в соответствии со сметой расходов на содержание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по строке «Прочие расходы». Расценивает работу в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, как дополнительную общественную нагрузку, которая требует отвлечения ее членов от выполнения своих прямых обязанностей, несвойственных для основного рода деятельности, а также выполнение поручений во внерабочее время: дежурство на дискотеках, выезды в поселения и т.п. Таким образом, она, подписывая распоряжение от 21.12.2010 года №, действовала в соответствии с предоставленными полномочиями на основании бюджетной сметы расходов и доходов администрации, не допуская нецелевого использования бюджетных средств. Кроме того, считает неправомерной ссылку в оспариваемом постановлении заместителя начальника департамента финансов Вологодской области, начальником управления областного казначейства Бухмичевой P.M. от 23 марта 2011 года, на то, что для поощрения членов комиссии необходимо проведение какого-либо конкурса. Само по себе слово «конкурс» означает, что по результатам его проведения будет произведено какое-либо поощрение или награждение участников конкурса, будут получены ими материальные либо нематериальные блага. В постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 (в редакции от 26.02.2009 года) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано следующее: при рассмотрении вопроса о законности меры принуждения в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, примененной на основании статьи 289 БК РФ, а также дел о привлечении лиц к административной ответственности на основании статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судам необходимо учитывать следующее. Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Согласно статье 289 БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В силу статьи 19 БК РФ в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления. Порядок применения названной Классификации исходя из пункта 4 статьи 23.1 БК РФ устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей Классификации. В частности, Министерством финансов Российской Федерации устанавливаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи Классификации. Таким образом, если судом будет установлено, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 № 150н (ред. от 28.12.2010) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации") на статью 290 «прочие расходы» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, в том числе на: - выплату окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов российских академий наук, имеющих государственный статус; - выплату научных стипендий ученым, стипендий работникам организаций оборонно-промышленного комплекса, безработным гражданам, обучающимся по направлению службы занятости, студентам» учащимся, аспирантам, докторантам, ординаторам, а также расходы за счет стипендиального фонда на социальную поддержку учащихся, студентов и аспирантов учебных заведений профессионального образования; - выплату государственных премий, грантов в различных областях; - другие аналогичные расходы. Кроме того, Минфин РФ, неоднократно письменно разъяснял вопросы квалификации нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств (письма от 18.12.2009 года №, от 05.02.2010 года №). В частности финансовое ведомство разъяснило, что в В целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по кодам КОСГУ кассовых операций, перечисленных в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, могут быть урегулированы, в том числе бюджетной сметой и иными документами, являющимися правовым основанием получения бюджетных средств. Таким образом, контролирующие органы не вправе квалифицировать осуществление кассовых операций как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если такие расходы отражены по кодам КОСГУ согласно вышеуказанным актам, являющимся правовым основанием получения бюджетных средств, хотя по мнению проверяющих, они не соответствуют методологии применения КОСГУ или порядок из отражения по данным кодам в названных актах отсутствует. В судебном заседании Труфанова Г.П. поддержала свою жалобу по изложенным в ней основаниям. Дополнительно указала, что по итогам проверки за 2010 год работа комиссии по делам несовершеннолетних была признана положительной. В связи с чем, она дала указание юристу и главному бухгалтеру выяснить имеется ли возможность по итогам проверки поощрить членов комиссии. Указанные специалисты уверили, что такая возможность есть, и она в связи с этим подписала распоряжение о поощрении членов комиссии по делам несовершеннолетних. Считает, что денежные средства на поощрение членов комиссии имелись, за пределы финансирования они не вышли. Статья 290 «прочие расходы» предусматривает расходы не связанные с оплатой труда. Поскольку денежные средства шли на материально-техническое обеспечение работы комиссии по делам несовершеннолетних, то ею было принято решение о поощрении членов данной комиссии и проведение какого-либо конкурса в данном случае не требовалось. Ходатайство о восстановлении срока на обжалование Труфанова Г.П. поддержала. Суд, выслушав мнение лица, привлеченного к административной ответственности, исследовав материалы административного дела, пришел к выводу, что жалобу Труфановой Г.П. следует оставить без удовлетворения. В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В силу положений ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей. Поскольку суду представлены данные о том, что Труфанова Г.П. в момент получения обжалуемого постановления находилась в отпуске за пределами места жительства, то суд считает возможным ходатайство Труфановой Г.П. удовлетворить и восстановить срок на обжалование постановления от 23 марта 2011 года. Виновность Труфановой Г.П. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 ч.1 КоАП РФ, подтверждается материалами административного дела в их совокупности. Доводы Труфановой Г.П. о том, что она имела право поощрить членов комиссии поскольку денежные средства поступили для материально-технического обеспечения комиссии по делам несовершеннолетних не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Так, согласно смете расходов областной субвенции выделяемой на деятельность КДН и ЗП на 2010 год, субвенция распределена следующим образом: заработная плата, начисления, приобретение конвертов, приобретение канцтоваров, командировочные расходы, подписка на периодические издания, приобретение оргтехники, проведение конкурсов. Расходов по поощрению членов комиссии по делам несовершеннолетних данной сметой не предусмотрено. Кроме того, согласно расшифровки расходов по статье 290 «Прочие расходы» предусмотрены денежные призы по распоряжению администрации района в сумме 16 9000 рублей. Однако каких-либо первичных документов о проведении конкурса представлено не было. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что поощрение членов комиссии по делам несовершеннолетних денежными призами не соответствует условиям получения средств субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по формированию состава комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также финансовому и материально-техническому обеспечению их деятельности, определенных сметой доходов и расходов и в соответствии со ст. 289 Бюджетного Кодекса РФ является нецелевым использованием средств. В связи с чем, действия Труфановой Г.П. верно квалифицированы по ст. 15.14 ч. 1 КоАП РФ как использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств. При таких обстоятельствах суд считает, что выводы заместителя начальника департамента финансов области Бухмичевой Р.М. соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, наказание назначено в пределах санкции ст. 15.14 ч. 1 КоАП РФ и в минимальном размере. Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Восстановить Труфановой Г.П. срок обжалования постановления заместителя начальника департамента финансов области Бухмичевой Р.М. от 23 марта 2011 года. Постановление заместителя начальника департамента финансов области, начальника управления областного казначейства Бухмичевой Р.М. от 23 марта 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 ч. 1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ТРУФАНОВОЙ Г.П. – без удовлетворения. Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора. <данные изъяты> <данные изъяты>. Судья: С.В. Барковская