Р Е Ш Е Н И Е г. Вологда 27 января 2011 года Судья Вологодского городского суда Губина Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Рогалева Е.Х. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 13.11.2010 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 5-4/29-10, установил: Рогалев Е.Х. обратился в суд с жалобой на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 13.11.2010 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 5-4/29-10, мотивируя тем, что 13 ноября 2010 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 13.11.2010 г. № 5-4/29-10 согласно которому Рогалев Е.Х. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с которым подвергнут административному наказанию в виде штрафа 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. Считает, что постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 13.11.2010 г. № 5-4/29-10 вынесено незаконно и необоснованно и подлежит отмене в связи со следующим. В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Более того, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2 указанной статьи). Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ введен Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 20 августа 2009 года. Объективная сторона, указанного выше состава заключается в неразмещении должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) размещение заказов государственные заказчики обязаны осуществлять у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты. Размер размещения заказа, который государственные заказчики обязаны осуществлять у субъектов малого предпринимательства, в соответствии счастью 1 статьи 15 Закона определяется в процентном отношении от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В мотивировочной части постановления указано, что государственный заказчик - Департамент лесного комплекса области за 2009 год не выделил для субъекта малого предпринимательства ни одного процента от закупок проведенных Департаментом для государственных нужд. Следовательно, Рогалеву Е.Х. вменяется в вину не размещение заказа у субъектов малого предпринимательства в течение всего 2009 года, в том числе и до 20 августа 2009 года. Но до указанной даты нарушение обязанности предусмотренной частью 1 статьи 15 Закона не являлось административным правонарушением. Более того, часть 1 статьи 15 Закона не устанавливает возможность определения размера размещения заказа, который государственные заказчики обязаны осуществлять у субъектов малого предпринимательства за период меньше года. А размера размещения заказа, является обязательным критерием объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ. Таким образом, ввиду того, что закон, устанавливающий административную ответственность за административное правонарушение обратной силы не имеет, часть 11 статьи 7.30 КоАП РФ не может применятся к правоотношениям возникшим до 20 августа 2009 года. Следовательно, производство по делу об административном правонарушении № 5-4/29-10, возбужденное в отношении заявителя подлежит прекращению, так как отсутствует событие административного правонарушения (п.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Просит отменить постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 13.11.2010 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 5-4/29-10 и прекратить производство по делу. В судебном заседании Рогалев Е.Х. и его представитель по доверенности Кукушкин П.О. поддержали доводы, изложенные в жалобе, просят отменить постановление по делу об административном правонарушении. Представитель Управления ФАС по ВО по доверенности Сазонов А.И. в судебном заседании представил письменный отзыв. В удовлетворении жалобы просил отказать, суду пояснил, что административная ответственность введена за неразмещение заказов у субъектов малого предпринимательства в течение года, что предусмотрено ФЗ-94, а не за часть времени года. Кроме того, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Считает, что в данном случае имеет место длящееся административное правонарушение, начало срока административного правонарушения 01.01.2009 года, окончание 31.12.2009 года. Представитель Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Шарагин А.А. в судебном заседании представил письменные возражения на жалобу. Пояснил, что требование о необходимости размещения государственных заказов установлено законом от 20.04.2007 года, в течение всего 2009 года данные требования Рогалевым не исполнялись. Деяние было окончено Роалевым Е.Х. 01.01.2010 года, то есть когда закон, устанавливающий административную ответственность за это деяние, уже действовал. Просит суд постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу Рогалева Е.Х.- без удовлетворения. Суд, заслушав Рогалева Е.Х., его представителя, представителя УФАС по ВО, зам. Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора, исследовав материалы дела, административный материал в отношении Рогалева Е.Х., приходит к следующему. Департамент лесного комплекса является государственным заказчиком и подпадает под действие норм ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Отдел материально-технического обеспечения департамента в соответствии с положением об отделе является структурным подразделением департамента ответственным за размещение заказов для государственных нужд и нужд самого заказчика. Отдел возглавляет начальник отдела Рогалев Е.Х., назначенный на должность приказом начальника департамента лесного комплекса от 12.02.2007 года №. В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. В соответствии с положением о департаменте лесного комплекса, положением об отделе материально-технического обеспечения департамента Рогалев Е.Х. является должностным лицом. В силу части 1 статьи 15 Закона о размещении заказов государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, (в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 53-Ф3, от 30.12.2008 N Э08-ФЗ). Материалами дела установлено, что государственный заказчик департамент лесного комплекса Вологодской области за 2009 год не выделил для субъектов малого предпринимательства ни одного процента от тех закупок, проведенных департаментом, для государственных нужд. Размещением заказов для нужд департамента в соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 06.12.2006 года № (с последующими изменениями) «Об органе исполнительной государственной власти области, уполномоченном на осуществлении функций по размещению заказов для государственных заказчиков области» является комитет государственного заказа Вологодской области - уполномоченный орган. Согласно части 3 статьи 15 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи и в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, информация о проведении таких торгов, запроса котировок должна содержаться в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 53-Ф3). В силу положения о взаимодействии государственных заказчиков и уполномоченного органа департамент представляет в уполномоченный орган заявку с указанием технических характеристик, объема требуемых товаров, работ, услуг, начальной (максимальной) цены контракта и т.п. В данных заявках при выделении конкретного заказа (лота) департамент должен указать, что этот заказ (лот) необходимо разместить среди субъектов малого предпринимательства. Согласно регламенту размещения заказов на официальном сайте Вологодской области по web адресу: www.gz.gov35.ru уполномоченный орган размещает заказ среди субъектов малого предпринимательства. Согласно письму уполномоченного органа от 09.04.2010 года № в течение 2009 года таких заявок от департамента лесного комплекса не поступало. Ответственность за размещение заказов возложена на отдел материально- технического обеспечения департамента и его начальника должностного лица Рогалева Е.Х. В соответствии с частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ, неразмещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей (часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ). В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Суд полагает, что в данном случае имеет место длящееся административное правонарушение, начало срока административного правонарушения 01.01.2009 года, окончание 31.12.2009 года. У Рогалева Е.Х. имелась возможность не допускать совершения правонарушения, так как размещение необходимого объема заказов среди субъектов малого предпринимательства было возможным в течение всего 2009 года, в том числе и в период августа- декабря 2009 года. Таким образом, Рогалев Е.Х., не разместив в 2009 году установленный законодательством объем у субъектов малого предпринимательства, нарушил установленный частью 1 статьи 15 Закона о размещении заказов порядок размещения заказов государственным заказчиком. Состав правонарушения полностью доказан протоколом об административном правонарушении от 29.11.2010 года, положением об отделе материально-технического обеспечения, актом ревизии и другими материалами дела в их совокупности. Таким образом, Рогалевым Е.Х. совершено правонарушение, предусмотренное частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ, а именно - неразмещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, что противоречит ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Исходя из изложенного, суд полагает постановление Управления федеральной антимонопольной службы по ВО от 13 ноября 2010 года № 5-4/29-10 оставить без изменения, жалобу Рогалева Е.Х. - без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст. 7.30, 30.7 КоАП РФ, суд р е ш и л: Постановление № 5-4/29-10 по делу об административном правонарушении от 13 ноября 2010 года, вынесенное Управлением федеральной антимонопольной службы по Вологодской области оставить без изменения, жалобу Рогалева Е.Х. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней. Судья Е.Л. Губина