Решение по делу № 12-37/12



Дело № 12-37/12

Р Е Ш Е Н И Е

г. Вологда 01 февраля 2012 года

Судья Вологодского городского суда <адрес> Чесноков И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО «Прогресс-М» Киселева И. Н. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среда <адрес> А, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным государственным инспектором в области охраны окружающей среды (по охране природы) <адрес> А, генеральный директор ООО «Прогресс-М» Киселев И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Киселев И.Н. представил жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что в постановлении указано, что ООО «Прогресс-М» в нарушение ст.16 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду. Не согласен с этим, т.к. законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является юридическое лицо собственником отходов или нет. Обязанность по внесению платы возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

ООО «Прогресс-М» не осуществляет хранения и захоронения отходов, а все отходы от своей деятельности передает для размещения специализированным организациям в соответствии с заключенными договорами. В результате деятельности ООО «Прогресс-М» не происходит негативного воздействия на окружающую среду, следовательно, ООО «Прогресс-М» не обязано делать расчеты и вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Данная позиция изложена в возражениях на протокол по делу об административном правонарушении, однако не учтена при рассмотрении дела и мотивы ее непринятия не отражены в постановлении.

Протокол по делу об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, поскольку главный специалист отдела экологического контроля комитета по контролю в сфере благоустройства и охраны окружающей среды <адрес> Б не является государственным инспектором по охране природы.

Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено по месту совершения административного правонарушения, т.е. в <адрес>. Киселеву И.Н. не разъяснено его право на заявление ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства.

В судебное заседание Киселев И.Н. не явился, представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии.

Представитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> А считает, что постановление вынесено законно и обоснованно, просит оставить без изменения.

Судья, заслушав представителя департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> А, исследовав материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что при осуществлении своей деятельности по закупу и реализации лома черных и цветных металлов ООО «Прогресс-М» эксплуатирует офисное помещение по адресу <адрес> и производственную базу по адресу: <адрес>.

Протокол, которым возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Прогресс-М» Киселева И.Н., составлен главным специалистом отдела экологического контроля комитета по контролю в сфере благоустройства и охраны окружающей среды <адрес> Б

В соответствии с ч.3 ст. 1.3.1 КоАП РФ, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды», органы местно самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по осуществлению, регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории соответствующего муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 4.1 Закона Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ, должностные лица органов местного самоуправления имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.41 КоАП РФ.

Постановлением мера <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден перечень должностных лиц комитета по контролю в сфере благоустройства и охраны окружающей среды города, замещающих должности муниципальной службы, уполномоченных осуществлять государственный экологический контроль. В указанный перечень включена должность главного специалиста комитета по контролю в сфере благоустройства и охраны окружающей среды <адрес>

Таким образом, протокол об административном правонарушении в области охраны окружающей среды, от ДД.ММ.ГГГГ, составлен надлежащим должностным лицом.

Материалы дела об административном правонарушении содержат доказательства того, что при осуществлении деятельности ООО «Прогресс-М» образовались отходы, имеющие коды в соответствии с ФККО: код - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; код - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); код - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; код - смет с территории. Отходы, накоплены в урнах и в металлических контейнерах, установленных на производственной базе и в офисных помещениях общества, и далее специализированной организацией вывезены на свалку ТБО <адрес>.

Вывоз отходов, образовавшихся от деятельности ООО «Прогресс-М» осуществляло ООО «ЭкоТрансСервис» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ , в ДД.ММ.ГГГГ году вывоз отходов осуществлял ЧМП «Спецавтотранс» (представлены акты выполненных работ ЧМП «Спецавтотранс» и ООО «ЭкоТрансСервис»: от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ). В соответствии с представленными актами выполненных работ ЧМП «Спецавтотранс» и ООО «ЭкоТрансСервис» вывезено на городской полигон ТБО отходов от деятельности ООО «Прогресс-М»: за 4 кв. 2010 г. - 0,75 куб.м., за 1 кв. 2011 - 1,5 куб. м., за 2 кв. 2011 - 1,5 куб. м. отходов.

Из постановления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов за 4 квартал 2010 года, и 1,2 кварталы 2011 года, ООО «Прогресс- М» не внесена.

Необходимость внесения указанной платы оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности, т.к. в соответствии с договорами, заключенными с ООО «ЭкоТрансСервис» и ЧМП «Спецавтотранс», последние приняли на себя обязательство вывезти отходы от деятельности ООО «Прогресс – М» и утилизировать, т.е. сжечь и (или) захоронить, с целью предотвращения их воздействия на окружающую среду.

Вместе с тем, ст. 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в числе прочего и размещение отходов производства и потребления.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В силу ст.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Согласно письму Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случаях, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.

Из материалов дела видно, что в договорах, заключенных ООО «Прогресс – М» со специализированными организациями ООО «ЭкоТрансСервис» и ЧМП «Спецавтотранс», не предусмотрена обязанность специализированной организации производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, являющиеся собственностью ООО "Прогресс- М".

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 632 утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещением отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещения отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц, в результате деятельности которых происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом «Об охране окружающей среды».

Согласно правовой позиции содержащейся в Определении Конституционного суда РФ -О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу статей 51,57,62 Бюджетного кодекса РФ подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ООО «Прогресс – М».

Настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено в <адрес>, в соответствии с ч.2 ст. 23.29 КоАП РФ, надлежащим должностным лицом органа, осуществляющего государственный экологический контроль, законно и обосновано, т.к. департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> не имеет территориальных подразделений на территории области, в том числе и в <адрес>.

Наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом данных о личности правонарушителя.

При таких обстоятельствах по делу, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды (по охране природы) <адрес> А в отношении генерального директора ООО «Прогресс-М» Киселева И. Н. оставить без изменения, жалобу Киселева И.Н. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок.

Судья И.В. Чесноков