Постановление по делу № 5-428/2010



Дело № 5-428/10

Постановление

г. Вологда 26 июля 2010 года

Судья Вологодского федерального городского суда Вологодской области Шевченко Г.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по ст.16.2 ч. 3 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества «Х.» : юридический адрес и фактический адрес: <адрес>,

с участием представителя Вологодской таможни по доверенности Моисеева Р. В.

представителя ОАО «Х.» по доверенности ЧИЖ С. А.

у с т а н о в и л:

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Х.», в зоне деятельности Вологодской таможни, оформлена временная (ВРД) ГТД № №, по которой с таможенной территории Российской Федерации вывезен товар: балансы березовые, Дв от 16 до 46 см, объем без коры 590.37 мЗ, с корой 661.07 мЗ, цена 45.00 евро/мЗ Код ТН ВЭД России 4403995909). Фактическая отгрузка лесоматериалов произведена в сроки указанные во временной ГТД. ОАО «Х.» оформлена полная (ПВД) ГТД № №, подаваемая на временную ГТД № №. По данным ГТД декларантом (гр. 14 ГТД) выступало ОАО Х.». Отправителем (гр. 2 ГТД) производителем товара (гр. 31 ГТД) выступало ОАО «Б.» (ИНН 3503000059) в рамках договора комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно представленных таможенному органу документов, вывоз товара осуществлялся на теплоходе ГТК - 1019». Порт погрузки товара - <адрес>. Для подтверждения данной информации предприятием представлены соответствующие документы (поручение на погрузку № от ДД.ММ.ГГГГ, коносамент № от ДД.ММ.ГГГГ, грузовой план от ДД.ММ.ГГГГ, манифест на грузы от ДД.ММ.ГГГГ, отгрузочная спецификация б/н от ДД.ММ.ГГГГ протокол № выполнения измерений объема круглых неокоренных лесоматериалов). При воженном оформлении товара по ГТД № № декларантом представлено подтверждение местонахождения вывозимого товара - <адрес>, территория н/склада ОАО «В.». Отгрузка экспортированного товара по ГТД № № на теплоход «<данные изъяты>», бывшего на рейд порта <адрес>, начата ДД.ММ.ГГГГ в 19.45 час. и окончена ДД.ММ.ГГГГ в 01.50 час., что подтверждается Актом б/н от ДД.ММ.ГГГГ о погрузке груза на причале <адрес> ОАО «Б.», груз: березовые балансы длиной 5 м, (1 от 16 до 46 - без коры 590.37 мЗ, с корой 661.07 мЗ. Кроме того, имеются и другие документы, подтверждающие погрузку баланса березового в количестве 590.37 м3 на причале <адрес>, ОАО «В.»: Акт б/н от ДД.ММ.ГГГГ о погрузке груза березовые балансы на причале <адрес> ОАО «В.» и ОАО «Б.». Судно «<данные изъяты>» прибыло на рейд <адрес> порта, пристани ДД.ММ.ГГГГ в 19.00 час, подано к причалу ДД.ММ.ГГГГ в 19.00 час. Погрузка начата ДД.ММ.ГГГГ в 19.45 час и окончена ДД.ММ.ГГГГ в 14.30 час. Количество погруженного груза: ОАО «В.» балансы березовые без коры 747.22 мЗ, с корой 837.56 мЗ. ОАО «Б.» балансы березовые без коры 57 мЗ, с корой 661.07 мЗ. Всего: без коры 1337.59 мЗ, с корой 1498.63 мЗ. Тетрадь учета ОАО «В.» ДД.ММ.ГГГГ сделана запись (№ п/п 64): название судна - «<данные изъяты>». -.2-ало погрузки - ДД.ММ.ГГГГ в 19.30 час, окончание погрузки - ДД.ММ.ГГГГ в 14.30 час, сортимент - баланс березовый всего - 590 мЗ, Шола. Погрузка товара в теплоход «<данные изъяты>» осуществлялась ОАО «В.» на основании приложения № от ДД.ММ.ГГГГ к договору поставки № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «В.» и ОАО «Б.». За оказание услуг по перевалке древесины ГАНЦ ОАО «В.» в адрес ОАО «Б.» выставлен счет- № от ДД.ММ.ГГГГ: (п. 1) перевалка древесины «<данные изъяты>». Товар, классифицируемый в товарной подсубпозиции 4403995909 ТН ВЭД России подлежит карантинному фитосанитарному контролю (вывоз с территории РФ осуществляется на основании Фитосанитарного

продукции» и Приказ Минсельхоза РФ № 163 от 14.03.2007). В соответствии со статьями 131, 138 Таможенного кодекса РФ декларантом при таможенном оформлении товара по ГТД № № представлен фитосанитарный сертификат от ДД.ММ.ГГГГ № (№) на товар - березовый баланс 661.07 мЗ, выданный Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Вологодской области, место выдачи <адрес>. Заявленный способ транспортировки - теплоход «<данные изъяты>».ОАО «Б.» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ № с Федеральным государственным учреждением «Ц.» (далее Вологодский филиал ФГУ «И.») на оказание услуг в области карантина растений. На основании указанного договора ОАО «Б.» подал заявку № от ДД.ММ.ГГГГ в Вологодский филиал ФГУ «И.» на исследование баланса березового в количестве 4800 мЗ, указав в заявке происхождение продукции - <адрес>, место исследования - <адрес>, пункт отправления - <адрес>. На основании Протокола визуального исследования № № от ДД.ММ.ГГГГ березового баланса в количестве 4800 мЗ на площадке: <адрес>, Вологодским филиалом ФГУ «И.» выдано Экспертное заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции № от ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ, для получения фитосанитарных сертификатов ОАО «Б.» (С.А. - доверенное лицо отправителя) поданы соответствующие Заявки в территориальное управление Россельхознадзора по Вологодской области г. <адрес>. В заявке указанно наименование продукции, ^отправляемой на экспорт - березовые балансы в количестве 661.07 мЗ, место досмотра - <адрес>, пункт вывоза груза - <адрес>, способ транспортировки т/х «<данные изъяты>».Фитосанитарный сертификат № выдан на основании экспертного заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции Вологодского филиала ФГУ «И.» № от ДД.ММ.ГГГГ и протокола визуального исследования подкарантийного материала - березовый баланс на площадке <адрес>.Таким образом, при оформлении товаров по ГТД № №, декларантом представлен фитосанитарный сертификат от ДД.ММ.ГГГГ № №) на товар - березовый баланс 661.07 мЗ, который исследовался в <адрес>, а фактически на теплоходе «<данные изъяты>» вывозился иной товар, погруженный в <адрес>, который работниками Вологодского филиала ФГУ «И.» не исследовался.

Данный документ, несмотря на противоречия по месту осмотра и месту нахождения/вывоза товара, был подан С.А., как представителем декларанта ОАО «Х.», для проведения таможенного оформления товара и заполнения ГТД № №.

На основании статьи 131 Таможенного кодекса РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются следующие основные документы:. .. разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Согласно приказа ФТС России от 04.09.2007г. №1057 сертификат соответствия указывается в ГТД в графе 44 под номером 6.

Согласно статье 158 ТК РФ на участников таможенных правоотношений возлагается обязанность соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

ОАО «Х.» в нарушение ст. 8 Федерального закона Российской Федерации «О карантине растений» № 99-ФЗ от 15 июля 2000 года и ст. ст.131, 158 Таможенного кодекса РФ экспортировало товары: балансы березовые, Дв от 16 до 46 см, объем без коры 590.37 мЗ, с корой 661.07 мЗ, цена 45.00 евро/мЗ (Код ТН ВЭД России 4403995909),с представлением для таможенного оформления недействительных документов- ФСС № (№), путем заявления сведений о нем в графе № ГТД №№, что послужило основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Согласно примечания 2 к ст. 16.1 КоАП РФ, «Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы. Данное деяние было квалифицировано по ст.16.2(ч.З) КоАП РФ. По указанному факту ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным по ОВД ОАР Вологодской таможни М.Р. было вынесено определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования. В ходе проведения административного расследования к делу были приобщены материалы объяснений и иная доказательственная база, истребованная из материалов уголовного дела №, возбужденного по факту контрабанды лесоматериалов. Опрошенная по обстоятельствам дела, директор Вологодского филиала ФГУ «И.» Г.И. (<адрес>) пояснила следующее: В указанной должности работает с ДД.ММ.ГГГГ Имеет доверенность на руководство Вологодским филиалом ФГУ «И.», филиал является обособленным подразделением без образования юридического лица. Уполномочены оказывать услуги в соответствии с уставом и нормативной базой, место деятельности- территория <адрес>. В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Устава ФГУ «И.» № от ДД.ММ.ГГГГ, филиал осуществляет деятельность по оценке карантинного, фитосанитарного состояния продукции с выездом к местам хранения товара. Для этого с заказчиком составляется договор установленной формы, на основании которого заказчик делает заявку, в которой указывает наименование, количество товара, место исследования. Заказчик предоставляет транспорт и вывозит сотрудников филиала на место, где хранится товар. Исследование проводится визуально с выборкой продукции. Далее составляется экспертное заключение и протокол визуального исследования. Заключение выдается заказчику, о чем делается отметка в журнале учета. После осмотра подкарантинной продукции выдается соответствующее заключение, юридическая сила которого распространяется только на объем и сортимент товара, указанного в заявке и осмотренного нашими сотрудниками. Заключение не может распространять действие на иной товар и тем более на материалы иной зоны происхождения. Срок действия заключения 30 суток. Представленный в материалах настоящего дела об АП протокол визуального исследования № и последующие экспертные заключения, выданы на основании действующей нормативной базы и согласно территориальной закрепленности сотрудников ФГУ «И.». Оформлялись данные документы работниками <адрес> стационарного места. Процедура оформления протоколов визуального исследования и представления экспертных заключений соблюдена- на основании заявки отправителя осмотрены в установленном порядке в указанном месте заявленные партии лесоматериалов. Последующий контроль за местонахождением партии лесоматериалов и её использованием не проводится.

По имеющейся информации, все исследования подкарантинной продукции осуществлялись на нижнем складе ОАО «Б.» в п. <адрес> с выездом туда сотрудников из <адрес>. Производство исследований подкарантинной продукции на судах, автомашинах, иных транспортных средствах, не производится; оценка подкарантинной продукции на воде так же не производится. Опрошенная по делу начальник отдела Управления Россельхознадзора по Вологодской области Г.И. (<адрес>) сообщила, что отдел занимается оформлением и выдачей фитосанитарных сертификатов (ФСС). Выдача ФСС происходит на основании заявки, к которой прилагаются экспертные заключения «И.» и документы предприятия- заказчика. ФСС оформляется на специальном бланке, его заполнение производится с использованием специализированного программного обеспечения. Номера ФСС присваиваются программой в зависимости от ряда факторов (страна ввоза, вывоза, дата выдачи, номер заключения). Стационарные места нахождения сотрудников совпадают с местами дислокации подразделений «И.». ФСС выдается на осмотренный товар и только на объем, указанный в заявке. Представленные в материалах дел об АП №№№; № фитосанитарные сертификаты (ФСС) №№№, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, выданы на основании действующей нормативной базы, в пределах своей компетенции и согласно территориальной закрепленности сотрудников Россельхознадзора. Указанные ФСС оформлялись в <адрес> и соответствуют установленным нормам- заполнены необходимые графы документов, имеются необходимые печати и подписи. Оформление происходит на основании представляемых заказчиком заявки с указанием наименования товара, его объемов, местонахождения, протоколов визуального исследования подкарантинной продукции и экспертных заключений по подкарантинному материалу. Заказчиком в указанном случае выступало ОАО «Б.». Указанные ФСС выданы заказчикам с соблюдением установленной процедуры, уполномоченными на то органами, на основании действительных документов. Опрошенная по делу агроном вологодского филиала ФГУ «И.» А.Н. (<адрес>) подтвердила показания Г.И., разъяснила процесс проводимой проверки состояния подкарантинных объектов. Дополнительно пояснила следующее: В данной должности работает с ДД.ММ.ГГГГ. В должностные обязанности входит экспертиза подкарантинных лесоматериалов, т. е. обследование вывозимых на экспорт лесоматериалов. Обслуживает <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> районы. В ДД.ММ.ГГГГ в Вологодский филиал ФГУ «И. поступила заявка № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение исследования подкарантинных материалов от ОАО «Б.». В заявке было указано наименование товара - баланс березовый 4800 куб.м., Количество продукции 4800 куб.м. место происхождения указано - <адрес>. Данный товар предназначался для экспорта. Способ транспортировки - судами, пункт отправления <адрес>, место исследования площадка <адрес>. Заявка подписана от имени уполномоченного лица ОАО «Б.» А.О. Заявка оформлена надлежащим образом. Доставку к месту осмотра лесоматериалов осуществляли работники ОАО «Б.». Осмотр указанного в заявке подкарантинного материала проводился О.Н. на нижнем складе <данные изъяты> лесопункта ОАО «Б.» в поселке <адрес> в указанном объеме совместно с заместителем начальника фитосанитарного надзора Г.Г.. По результатам осмотра ими составлен протокол визуального исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены результаты, а именно карантинных объектов не обнаружено. На основании протокола визуального исследования выдано экспертное заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции от ДД.ММ.ГГГГ №. Заключение подписано О.Н.. Последующий контроль за местонахождением осмотренной партии лесоматериалов и ее использованием не производится. На проведение осмотра древесины, принадлежащей ОАО «Б.», но находящейся в поселке <адрес> или поселке <адрес> не выезжали.Опрошенная по делу агроном вологодского филиала ФГУ «И.» О.Н. дала аналогичные показания, подтвердив показания А.Н. Подтвердила, что выезжала на проведение осмотра древесины, принадлежащей ОАО «Б.» в п. <адрес>. В <адрес> или <адрес> на досмотры не выезжала.прошенная по обстоятельствам дела инспектор Вытегорского отдела Россельхознадзора Г.Е. пояснила: работает в должности инспектора отдела по фитосанитарному надзору Управления Росельхознадзора Вологодской области с ДД.ММ.ГГГГ. В своей деятельности руководствуется положениями Федерального Закона № 99 от 15.07.2000 года «О карантине растений». Порядок, выдачи фитосанитарных сертификатов, определяется приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 14.03.2007 года № 163 «Об организации работ по выдаче карантинных сертификатов».

Для получения фитосанитарного сертификата организации отправителю (грузоотправитель) в отдел фитосанитарного надзора необходимо представить: заявку на выдачу фитосанитарного сертификата. В заявке указывается полное наименование грузоотправителя, его юридический адрес, местонахождение грузоотправителя, ИНН, наименование и юридический адрес грузополучателя, место проведения досмотра, наименование продукции, отправляемой на экспорт, количество мест, описание, ботаническое название растения, документ о происхождении груза, место происхождения груза, способ транспортировки груза, наименование пункта вывоза груза, наименование пункта ввоза груза, данные грузополучателя, его контактный телефон.

Заявка подписывается доверенным лицом отправителя, с проставлением даты подачи заявки и оттиска (печати грузоотправителя. К заявке прикладываются следующие документы: оригинал экспертного ЩР заключения, выданного ФГУ «И.» и копии ИНН, ОРГН. После изучения представленных документов мною выдается фитосанитарный сертификат. Достоверность сведений, указанных в представленных документах инспектором не проверяется. Фитосанитарные сертификаты оформляются на стандартных бланках установленного образца, имеющих порядковые номера. Все номера сертификатов вносятся в компьютерную программу «Фитонадзор». Кроме того, выдача фитосанитарных сертификатов фиксируется в журнале «Учета выдачи фитосанитарных сертификатов». В Журнале отражаются следующие сведения: номер по порядку, дата выдачи сертификата, отправитель, получатель, наименование и количество продукции, способ транспортировки и наименование транспортного средства, пункт ввоза, количество мест, при наличии описание упаковки, наименование вывозимой продукции, ее количество, указывается ботаническое название растения, сертификат содержит ссылку на то, что подкарантинные материалы обследованы и признаны свободными от вредных организмов. В сертификате указано место и дата его выдачи, имеется подпись уполномоченного лица выдавшего сертификат и проставляется оттиск печати. Фитосанитарный сертификат № от ДД.ММ.ГГГГ на продукцию: березовый баланс - 661,07 куб. м., выдан ею на основании заявки от ДД.ММ.ГГГГ, полученной от уполномоченного лица ОАО «Б.» С.А. Им было представлено экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное уполномоченным лицом ФГУ «И.». Осмотр указанного товара производился на площадке в поселке <адрес>. При осмотре карантинных объектов не обнаружено. О выдаче фитосанитарного сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ имеется запись в Журнале выдачи фитосанитарных сертификатов №. Достоверность сведений, содержащихся в заявке, не проверяется. Проверка сведений не предусмотрена действующим законодательством.

По имеющимся в отделе документам (экспертное заключение №№, протокол визуального исследования от ДД.ММ.ГГГГ) в ДД.ММ.ГГГГ от ОАО «Б.» поступила только одна заявка от ДД.ММ.ГГГГ, в которой место осмотра древесины указан <адрес>. Был выдан ФСС №. Больше осмотров древесины принадлежащих ОАО «Б.» в поселке <адрес> не проводилось, заявки на выдачу фитосанитарных сертификатов отсутствуют.

Опрошенный по делу инженер отдела сбыта ОАО «Х.» С.В. (<адрес>) сообщил: на указанном предприятии работает инженером отдела сбыта с ДД.ММ.ГГГГ. Основные обязанности- сбор информации о сортименте и количестве лесопродукции, которая заготавливается для экспорта в предприятиях холдинга «Х.». Впоследствии, при подходе транспорта, распределяет приходящие теплоходы по местам погрузки в зависимости от наличия на данных местах лесопродукции. О приходе транспорта и необходимом количестве и сортименте товара информирует представителей леспромхозов. В частности по погрузкам с нижнего склада п. <адрес> информирует заместителя директора ОАО «Б.» М.В. иногда мастера- Г.Л. Информацию, как правило передает по телефону. После погрузки транспорта на предприятие поступают с <адрес> каргопланы и акты погрузки.

Сбором документации, необходимой для таможенного оформления, занимаются представители леспромхозов. Так для получения ФСС заявку на досмотр подкарантинной продукции направляет, как правило, от ОАО «Б.», А.О. Эту заявку передает в представительство ФГУ «И.». На основании такой заявки сотрудники «И.» выезжают в место нахождения товара, осматривают его, дают экспертное заключение о состоянии подкарантинной продукции. Поскольку ОАО «Х.» находится в одном здании с ФГУ «И.», иногда заключения о состоянии подкарантинной продукции, получал на руки сам, при этом копию направлял в леспромхоз. В частности по представленным делам заключения получил С.В. и направлял их в <адрес> С.А. Лично не контролирует соответствие места досмотра с местом фактической погрузки, так как до погрузки товара в предприятии этих документов не имеется

На вопрос о несоответствии места осмотра товара сотрудниками ФГУ «И.» и места отправки товара пояснил, что контроль по данному вопросу не входит в его компетенцию. Документы для получения ФСС направлял с попутным транспортом для передачи С.А. в <адрес>.

На вопрос «Мог ли кто из работников «Б.» самостоятельно, без уведомления Вас или Руководства <данные изъяты> погрузить товар в ином месте?» ответил: «нет без уведомления не могли, потому что вопросы о расстановке транспорта решаю я. Я знал, что на месте принято решение грузиться в <адрес>, поскольку там находится товар».

Экономии от того, что судно грузится в <адрес>, а не <адрес> не существует, поскольку в соответствии с условиями контракта ставка фрахта единая для портов <данные изъяты>.

Инженер ОАО «Х.» С.А. (<адрес>) в своих показаниях сообщил, что на ОАО «Х.» работает с ДД.ММ.ГГГГ. Основные обязанности- оформление товаросопроводительных документов и ГТД по отгрузкам предприятия. В работе руководствуется должностной инструкцией, выполняет указания С.В. Как правило это происходит путем. телефонных переговоров и информация касается предстоящих отгрузок леса, его количества, сортимента "транспортных средств. Сообщил, какие именно документы готовит к ГТД (платежные поручения, счет- фактура, пояснение о местонахождении груза, гарантийное обязательство, поручение на погрузку, протоколы измерения товара, ФСС, копии документов декларанта). Лично С.А. сообщается таможенному органу информация о местонахождении груза и месте погрузки. Документы для получения ФСС получает из <адрес>, акты измерений непосредственно от владельцев леса. Часть документов (манифест, коносамент, грузовой план, отчет о погрузке) получает после погрузки товара. Полученные сведения проверяет частично в части соответствия ГОСТам и сопроводительным документам. Непосредственно на погрузках не присутствует. Часть документов получает в электронном виде от Г.Л. Непосредственного контроля за соответствием места погрузки и места досмотра товара не осуществляет. Ранее кто-то из руководства сообщил, что осмотры товара проводятся на нижних складах п. <адрес>, поэтому при подготовке заявок на получение ФСС, при отсутствии дополнительной информации проставлял место досмотра- <адрес>. Порядок получения информации: мастером ОАО «Б.» Г.Л. ему направляется в электронном виде спецификация, на основании которой он готовит поручение на погрузку, исходя их представленных сведений. Подготовленные документы направляет заказчику.

При оформлении ГТД № № Г.Л. был представлен протокол измерений № на основании, которого в декларацию, поручение на погрузку № от ДД.ММ.ГГГГ, заявку на получение фитосанитарного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ были внесены сведения о месте досмотра древесины - <адрес>, наименование пункта вывоза <адрес>. В соответствии с вышеуказанным порядком был получен фитосанитарный сертификат № от ДД.ММ.ГГГГ. Пункт осмотра- <адрес> Субеев А. А. ставит по умолчанию, при отсутствии иной информации. Кроме того, заключение на осмотренную древесину получены в подразделении ФГУ «И.» в <адрес>. С.А. знает, что <адрес> обслуживает <адрес> отделение ФГУ «И.». Кроме заявки в территориальное Управление Россельхознадзора предоставляет оригинал экспертного заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции. Этот оригинал получают сотрудники ОАО Х.», в данном случае С.В., который имеет доверенность от ОАО «Б.» на получение заключений и передает его с попутными транспортными средствами в <адрес>.

Из показаний главного бухгалтера ОАО «В.» С.Л. (<адрес>): На предприятии работает более 10-ти лет. В указанной должности с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «В.» и ОАО «Б.», предприятие оказывает услуги по погрузке леса «Б.» с воды краном. За оказание услуг по перевалке древесины краном ГАНЦ ОАО «В.» в адрес ОАО «Б.» был выставлен счет-фактура № от ДД.ММ.ГГГГ:. (согласно счет-фактуры и выписки из тетради учета грузовых операций, на <данные изъяты> рейде производилась перевалка древесины на теплоход «<данные изъяты>», товар- балансы березовые, количество 661.07 мЗ дата погрузки- 06- ДД.ММ.ГГГГ) После погрузки в бухгалтерию поступают акты о выполнении работ с указанием даты и объема древесины. Эти акты передаются «Б.» после чего происходит расчет.

Инженер ПТУ ОАО «В.» Ф.А. (<адрес>) показал, что работает на предприятии с ДД.ММ.ГГГГ. Между ОАО «В.» и ОАО «Б.», заключен договор на оказание услуг по погрузке на <данные изъяты> рейде ^ «В.» лесоматериалов, принадлежащих ОАО «Б.». В ДД.ММ.ГГГГ в рамках 9 данного договора осуществлялась погрузка леса, заготовленного в р-оне <адрес>, принадлежащего ОАО «Б.». Лес прибывал плотами и грузился в суда с воды. ОАО «В.» чужие лесоматериалы не досматривал, ФСС на них не получал.

Ст. мастер нижнего склада ОАО «В.» М.О. (<адрес>) показала, что работает в указанной должности 1 год. В обязанности входит сортировка, учет, контроль за погрузкой поступающего леса. В частности, в ДД.ММ.ГГГГ занималась проведением грузовых работ для ОАО «Б.».

Лесоматериалы разных производителей не перемешиваются, сортируются и грузятся отдельно. Информацию о прибытии транспорта передает С.В., либо мастера ОАО «Б.» М.Р., Г.Л..

М.О. оформляет на товар грузовые планы с информацией о сортименте и его расположении на судне. Оформлением ФСС на лес для ОАО «Б.», ОАО «В.» не занимается. Возможности доставать древесину, принадлежащую ОАО «Б.», с воды и помещать ее на площадку для возможного хранения в ОАО «В.» нет, поскольку на площадке нет места для ее складирования, территория очень маленькая.

Директор ОАО «Б.» Т.С. (<адрес>) показал, что в указанной должности работает с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ предприятие входит в холдинг ОАО «Х.».

Предприятие представляет информацию о наличии количестве и сортименте лесоматериалов и на основании этой информации ОАО «Х.» организует транспорты для экспорта товара. Процесс погрузки и подготовки леса к отправке контролируется М.В. Кроме этого, непосредственно на месте весь процесс организуется мастером погрузки. Он заполняет необходимые документы, передает их декларанту. В ОАО «Х.» данные документы не передаются. Кроме причала п. <адрес>, часть товара может отгружаться на <данные изъяты> рейде «В.», поскольку из за заносов канала лес не всегда мог прибыть в <адрес>.

Формированием товарных партий занимается Г.Л. Непосредственно контролем за отгрузкой занимается согласно должностной инструкции М.В.

Лично Т.С. не знал, что часть товара сотрудниками ФГУ «И.» не досматривалась, поручения на досмотр товара в <адрес> не давал, т. к. этот вопрос в компетенции М.В.

Главный бухгалтер ОАО «Б.» М.С. (<адрес>) подтвердил факты погрузки части товара на <данные изъяты> рейде. Отгрузки осуществлялись ОАО «В.» на основании договора. Впоследствии за услуги по погрузке леса к ОАО «Б.» были выставлены счета с указанием дат, объемов погрузки и названия транспортного средства.

Опрошенный по обстоятельствам дела заместитель директора ОАО «Б.» М.В. (<адрес>) пояснил, что работает на предприятии с ДД.ММ.ГГГГ. Основные обязанности- раскряжевка древесины, заготовка сортиментов в лесу, контроль качества контроль за отгрузками товара. Получение ФСС не контролировал и этим вопросом не занимался. По должностной инструкции это обязанность мастера А.О. По возможности участвовал в осмотрах товара с представителями ФГУ «И.» в <адрес>. На осмотрах в <адрес> не присутствовал. О. или С.А.

Опрошенная в качестве свидетеля по делу мастер ОАО «Б.» Г.Л. (<адрес> пояснила, что в указанной должности работает около трех лет. Основные обязанности: подготовка документов по товару к оформлению теплоходов на вывоз товара. С определениями по делам в силу занимаемой должности ознакомлена, обстоятельства совершенных правонарушений разъяснены.

Оформляет протоколы о выполненных измерениях на теплоходы приходящие за экспортируемыми товарами для ОАО «Б.». Данные о сортименте и количестве товара получает от М.В. либо С.В. или от обоих вместе. Именно они руководят распределением транспортных средств для экспортируемого товара. Место отправления также озвучивают они или при отсутствии точной информации, оно определяется по умолчанию- <адрес>.

Лес в <адрес> перевозится из <адрес>, лес обычно перевозится по воде. В силу того, что канал периодически замывается песком, в виду крайней необходимости (форс-мажор) часть товара грузилась в <адрес>. В случаях если пароход грузится в <адрес> копию поручения на погрузку направляется мастеру погрузки в <адрес> и капитану судна. В силу указанного теплоходы в ряде случаев догружались в <адрес>. По приходу транспортного средства и его загрузке оформляет следующий пакет документов: Спецификацию, грузовой план, акт погрузки, нотис, таймшит. На таможню таймшит не предоставляется. При погрузке леса в <адрес> мастером В. составляется акт погрузки, который направляется Г.Л. по электронной почте. При составлении общего акта о погрузке Г.Л. указывает место погрузки <адрес> поскольку весь лес принадлежит «Б.». Уже этот, конечный акт копирует для капитана, для себя, бухгалтерии, таможенным органам. Комплект для таможни передается с капитаном.

Несколько актов от одного числа может быть по причине того, что один акт составляет непосредственно мастер в <адрес> по факту погрузки товара в <адрес>, а в <адрес> оформляется общий окончательный акт на весь отправляемый объем от имени грузоотправителя в котором местом погрузки традиционно обозначается <адрес>.

Инженер ПТО ОАО «Б.» А.О. (<адрес>) пояснил следующее: в указанной должности работает с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ на него возложена обязанность по оформлению и проверке фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, подачи заявок на такие исследования и получение заключений «И.». В установленном порядке ОАО «Х.» сообщает М.В. о необходимости исследовать определенный объем товара, М.Р. передает эту информацию А.О.. Иногда эту информацию сообщает непосредственно С.В.. А.О. составляет заявку, направляет её в отдел ФГУ «И.» в <адрес>. На основании такой заявки приезжают сотрудники «И.», осуществляют досмотр, выдают заключение, которое потом ОАО «Х.» направляет в <адрес> своему сотруднику, ответственному за оформление ГТД и получение ФСС.

Действия по проверке фитосанитарного состояния товара осуществляет около пяти лет, исследуется только товар, находящийся на нижнем складе п. <адрес>. О фактах погрузок на <данные изъяты> рейде ему известно, кто осуществляет контроль за карантинным состоянием продукции ОАО «Б.» в <адрес> ему не известно.

Из объяснений генерального директора ОАО «Х.» П.В. (<адрес>) следует, что вину предприятия он не признает, Пояснил, что ОАО «Х.» не занимается заготовкой древесины, соответственно не занимается получением ФСС. Предприятие взаимодействует с предприятиями, входящими в ОАО «Х.» только на основании договоров комиссии. Учитывая, нахождение в одном здании с ФГУ «И.» и «Россельзознадзором» на <адрес>, иногда по просьбе предприятий, «Х.» организует доставку документов, в том числе и получает заключения о карантинном состоянии продукции. Ответственных за получение документов по осмотру древесины на ОАО «Х.» нет. Документы получаются по поручению предприятия в том числе и работниками холдинга.

Деятельность по получению фитосанитарных сертификатов осуществляется самостоятельно предприятиями холдинга. Они, каждое в отдельности, заключают договора и оплачивают работу по проведению осмотра, они же организуют и доставку сотрудников. Кто конкретно занимается в каждом их леспромхозов деятельностью по получению фитосанитарных сертификатов ему не известно. ОАО «Х.» данный вопрос не контролирует.

За получение фитосанитарных сертификатов отвечает то предприятие, которое занимается непосредственно заготовкой древесины. В данном случае <адрес> относится к <адрес>, получением фитосанитарных сертификатов на эту древесину должно заниматься ОАО «Б.». Они должны сделать заявку, организовать доставку сотрудников ФГУ, получить заключение и в дальнейшем фитосанитарный сертификат.

Лес из <адрес> лесопункта всегда направлялся по воде поселок <адрес> на склад. В связи с тем, что там периодически канал замывает песком, то само предприятие ОАО «Б.» Кто конкретно принимал такое решение не известно.

Поскольку ОАО «Х.» является контрактодержателем, то предприятие определяет конкретный объем по конкретной поставке с учетом требований иностранного контрагента Производится заказ теплоходов под тот объем древесины, который имеется на предприятиях. Каждое предприятие направляет на ОАО «Х.» документы по имеющемуся объему и сортименту. На предприятии имеется целый отдел, который занимается данными вопросами, в том числе определением общего объема древесины который может быть поставлен, заказ теплоходов. На ОАО «Х.» этими вопросами занимается С.В.. Он занимается вопросами расстановки судов.

Все документы, необходимые для таможенного оформления должны быть оформлены до подхода к месту погрузки теплохода.

ОАО «Х.» не имеет никакого отношения к подготовке первичных документов, необходимых для таможенного оформления. Все необходимые для таможенного оформления документы, в том числе и для оформления поручения на погрузку готовит непосредственно предприятие - ОАО «Б.». Кто непосредственно занимается подготовкой документов для таможенного оформления в ОАО «Б.» не известно. В <адрес> постоянно находится сотрудник ОАО «Х.» инженер С.А., который занимается обработкой полученных с предприятий данных и подачей их на <адрес> таможенный пост. С.А. проверяет сведения, заявленные в поступивших к нему документах. В случаях выявления им ошибок в расчетах и т.д. он непосредственно связывается напрямую с мастерами того предприятия, которые эти сведения представили. С.А. только занимается обработкой документов, все сведения о сортименте, объеме, месте погрузки и др. он получает только из тех документов, которые ему направляются с предприятий. Объяснения П.В. не могут быть приняты таможней по следующим обстоятельствам:

П. 15 ч. 1 ст. 11 ТК РФ устанавливает понятие такого участника таможенных правоотношений как «декларант»- декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Ч. 1 ст. 16 ТК РФ устанавливает, что обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом, несут:

если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, - российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени, либо по поручению которого эта сделка заключена;

В соответствии со ст. 126 ТК РФ в качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 настоящего Кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.

П. 7 ч. 3 ст. 124 ТК РФ указывает на то, что декларантом при декларировании товара в ГТД должны быть указаны сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

ОАО «Х.» в рамках договора комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, по поручению ОАО «Б.», заключило контракт № от ДД.ММ.ГГГГ с фирмой «Ю.» (<адрес>) на поставку лесоматериалов (п.1 договора №). За свою деятельность для ОАО «Х.» предусмотрено комиссионное вознаграждение (п. 5 договора). Согласно п. 14 указанного договора ОАО «Х.» официально принимает на себя обязанность по осуществлению любых таможенных операций, связанных с вывозом товара с таможенной территории РФ, в том числе и таможенное оформление (декларирование) товара, для целей проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, хранение товаров, перемещение их под таможенным наблюдением...

В контракте №970210691 от 13.08.2009 г. ОАО «Х.» выступает в качестве Продавца, который, в соответствии с п. 5, указанного контракта, выполняет все процедуры по экспортной очистке товара. Согласно п. 10- Продавец несет ответственность за оформление экспортной документации и за таможенную очистку.

Обязанность ОАО «Х.» по декларированию товара возникает в силу договорных отношений с ОАО «Б.». Заключая договор на оказание услуг, декларант наделяется соответствующими правами (ст. 127 ТК РФ) и обязанностями по соблюдению таможенного законодательства, вступает помимо гражданско-правовых еще "и в публично - правовые отношения, одной из сторон которых являются таможенные органы. Постановление Конституционного суда РФ № 7-П от 27.04.2001 г. указывает, что обязанность лица по таможенному оформлению товара является публично - правовой. Исполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей, не должно обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях. Долженствование лица выполнить свои публично - правовые обязанности в сфере таможенных правоотношений вытекает и из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требования закона. Глава 16 ТК РФ устанавливает условия для выпуска товаров. П. 2 ч. 1 ст. 149 ТК РФ сообщает, что одним из условий выпуска товара является: «если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации...»

На основании ст. 131 Таможенного Кодекса РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются следующие основные документы:. .. разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно приказа ФТС России от 04.09.2007г. №1057 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.09.2007 г. №10183) информация о сертификации указывается в ГТД в графе 44 под номером 6.

Согласно статье 158 ТК РФ на участников таможенных правоотношений возлагается обязанность соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Товары, классифицируемые в товарных подсубпозициях 4403995909 ТН ВЭД России подлежат карантинному фитосанитарному контролю (вывоз с территории РФ осуществляется на основании Фитосанитарного сертификата Национальной организации по карантину и защите растений и Акта государственного карантинного фитосанитарного контроля) (письмо ФТС России от 14.12.2006 № 06-73/44165 «О номенклатуре товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю» и Письмо Россельхознадзора № ФС-АС-3/10871 от 13.12.2006 «О введении новой номенклатуры»). ^ Частью 1 статьи 32 Федерального Закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного ЩР регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры, в частности, необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе: применения таможенного законодательства Российской Федерации, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

В соответствии со ст.2 Федерального Закона №99 ФЗ от 15.07.2000 г. «О карантине растений», «подкарантинная продукция - растения, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организмы, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов; правила и нормы обеспечения карантина растений - нормативные правовые акты, нормативно-техническая и методическая документация об обеспечении карантина растений.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона «О карантине растений» ввоз на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешается, если имеется фитосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющие соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм. Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона «О карантине растений» определены обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих производство, заготовку, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, перевозки, хранение, переработку, использование и реализацию подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), в том числе выполнять правила и нормы обеспечения карантина растений при производстве, заготовке, ввозе на территорию Российской Федерации, вывозе с территории Российской Федерации, перевозках хранении, переработке, использовании и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 № 163 «Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов» (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.04.2007 № 9304) утвержден Порядок организации работ по выдаче федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию. Данным Порядком установлены правила рассмотрения заявок на выдачу и выдачу фитосанитарных сертификатов (далее ФСС) на вывоз с территории РФ подкарантинной продукции. ФСС оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимой с территории российской Федерации. Оформление и выдачу ФСС осуществляет Россельхознадзор непосредственно или подкарантинной продукции, на основании заключения о ее карантинном фитосанитарном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений.

Таким образом, ОАО «Х.», осуществляя на постоянной основе внешнеэкономическую деятельность, имело реальную возможность для соблюдения ограничений, запретов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, однако, в нарушение п. 14 договора № от ДД.ММ.ГГГГ самоустранилось от обязанностей по декларированию товара и не предприняло в полном объеме мер, направленных на соблюдение таможенного законодательства и недопущение административного правонарушения.

Бездействие предприятия на стадии проведения исследований подкарантинного материала и получения ФСС при отсутствии должного контроля со стороны декларанта, привело к предоставлению заявки для получения недействительных документов- ФСС от ДД.ММ.ГГГГ № (№) на товар - березовый баланс 661.07 мЗ, и использование данного документа, относящегося к иному товару, для оформления ГТД № № путем заявления информации об указанном ФСС в 44 графе ГТД, что послужило основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При достаточном контроле со стороны декларанта за процессом проверки фитосанитарного состояния подкарантинной продукции и последующего получения ФСС, при системном анализе предоставляемых для таможенного оформления товаросопроводительных документов в которых информация о местах погрузки противоречит информации о месте нахождения/досмотра товаров, у ОАО «Х.», как лица, осуществляющего деятельность по декларированию товара, должны были возникнуть обоснованные сомнения, по поводу достоверности информации вносимой в ГТД, однако, подобные факты остались без должного внимания, что повлекло совершение ОАО «Х.» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельством отягчающим, административную ответственность, в соответствии с п 2 ст. 4.3 КоАП РФ, является повторное совершение однородного административного правонарушения (см. справку в материалах дела).

Таким образом, ОАО «Х.» (ИНН №, КПП №, ОГРН №, адрес местонахождения: <адрес>

совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена

ч. 3_ ст. 16.2 КоАП России.

Представитель Вологодской таможни по доверенности М.В. просил привлечь ОАО «Х.» к административной ответственности по ч. 3 ст.16.2 КоАП РФ, ранее неоднократно общество привлекалось к административной ответственности

Представитель ОАО «Лесопромышленная холдинговая компания «Череповецлес» по доверенности Чиж С. А. факт правонарушения не признала, представила письменный отзыв, просила применить ст. 2. 9. КоАП РФ и освободить общество от административной ответственности

В соответствии с ч. 3 ст.16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Считаю, что из представленных суду доказательств, в действиях ОАО «Х.» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.16.2 КоАП РФ.

При назначении наказания следует учесть, что ранее ОАО «Х.» уже привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение и оснований для применения ст. 2. 9 КоАП РФ не имеется

Руководствуясь ст.ст.ч. 3 16.2, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

Признать виновным Открытое акционерное общество «Х.» в совершении административного правонарушения по ст. 16. 2 ч. 3 КоАП РФ.

Подвергнуть Открытое акционерное общество «Х.» административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей без конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья Г.П.Шевченко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>