Постановление по делу № 5-291/2011



Дело № 5-291/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Вологда 05 июля 2011 года

Судья Вологодского городского суда Вологодской области Губина Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении Лебедева М.Ю., <данные изъяты>,

установил:

22.03.2011 года инспектором ОУФМС РФ по Вологодской области в городе Вологде в отношении Лебедева М.Ю. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, согласно которому 22.03.2011 года в 08 часов 00 минут в городе Вологде при проведении проверочного мероприятия по адресу: <адрес>, установлено, что Лебедев М.Ю., являясь начальником вагонного ремонтного депо Вологда Северной дирекции по ремонту грузовых вагонов филиала ОАО «РЖД» привлек к трудовой деятельности путем фактического допуска к работе гражданина У К. в качестве отделочника при отсутствии у него разрешения на работу, что является нарушением п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель УФМС России по Вологодской области по доверенности Фишер А.Н. обстоятельства, изложенные в протоколе, поддержала в полном объеме, считает, что в действиях Лебедева М.Ю. имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.18.15 ч.1 КоАП РФ.

В судебном заседании Лебедев М.Ю. свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, не признал, суду пояснил, что не знал о том, что гражданин У К., выполняющий работы в рамках договоров подряда, заключенных Центральной дирекцией по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО «РДЖ» с ООО «И», не является гражданином РФ и работает без разрешения на работу. В его должностные обязанности входит проверка качества выполненных работ в соответствии с заключенными договорами, а не проверка гражданства работников ООО «И» и наличия у них разрешения на работу.

Защитник Лебедева М.Ю. адвокат по ордеру Шиняков С.С. позицию защищаемого им лица поддержал.

Свидетель П. в судебном заседании 25.05.2011 года пояснил, что 15.11.2010 года заключен договор подряда между ООО «И» и Центральной дирекцией по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО «РДЖ», затем 15.11.2010 года между ООО «И» и ООО «Ф» заключен договор субподряда на выполнение текущего ремонта здания.

Свидетель В. в судебном заседании 24.06.2011 года пояснила, что работает в Вагоноремонтном депо г.Вологды, утром шла на работу, в это время ее сотрудники полиции пригласили в качестве понятой, спрашивали как оказались на территории люди, которые работали. Только потом она узнала, что это были иностранные граждане, которые проводили ремонтные работы. Данные граждане появились в январе 2010 года, сколько было человек не знает, также не знала, что данные люди живут у них на территории.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пунктом 1 примечания к указанной статье определено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности (пункт 2 примечания).

Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать, в том числе, иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ к административной ответственности подлежит привлечению должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7) разъясняется, что именно включается в организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции органа юридического лица.

В соответствии с указанным актом организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что 15.11.2010 года между ОАО «РЖД», в лице исполняющего обязанности начальника Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО «РДЖ» Н. (Заказчик) и ООО «И» в лице генерального директора Г. (Подрядчик) был заключен договор подряда , согласно пунктам 1.1, 2.4 которого Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить комплекс работ по текущему ремонту здания сборочного цеха с участками по ремонту (инв. ) вагоноремонтного депо Вологда Северной дирекции по ремонту грузовых вагонов – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО «РЖД» по адресу: <адрес>. Местом заключения договора подряда от 15.11.2010 года является <адрес>.

22.11.20010 года между ОАО «РЖД», в лице начальника Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО «РДЖ» Б. (Заказчик) и ООО «И» в лице генерального директора Г. (Подрядчик) был заключен договора подряда , согласно пунктам 1.1, 2.4 которого Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить комплекс работ по текущему ремонту пристройки котельной (инв. ) вагоноремонтного депо Вологда Северной дирекции по ремонту грузовых вагонов – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО «РЖД» по адресу: <адрес>. Местом заключения договора подряда от 22.11.2010 года является <адрес>.

23.11.2010 года в соответствии с пунктами 4.3.1 и п. 4.3.3 договоров подряда от 22.11.2010 года и от 15.11.2010 года начальник вагоноремонтного депо Вологда Лебедев М.Ю. передал, а генеральный директор ООО «И» принял для хранения материалов, инвентаря и механизмов два нежилых помещения второго этажа в двухэтажном кирпичном здании. Подрядчик ООО «И» обязалось использовать данное помещение строго по назначению в рамках принятых договорных обязательств.

Пунктами 13.1 указанных договоров подряда определено, что договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует по 31.12.2010 года, в части расчетов – до полного исполнения обязательств, в части гарантии – до истечения сроков гарантии.

Гарантийный срок нормальной эксплуатации Объекта и входящих в него инженерных систем, оборудования, материалов и работ устанавливается 60 (шестьдесят) месяцев с даты подписания акта приемки законченного ремонтом Объекта при условии надлежащего его использования и технического обслуживания (пункты 8.2 договоров подряда).

Если в течение гарантийного срока обнаруживаются какие-либо дефекты, недоделки и другие недостатки, то подрядчик обязан устранить их за свой счет и в согласованные с заказчиком сроки (пункты 8.3 договоров подряда).

Судом установлено, что подрядные работы по договорам от 15.11.2010 года и от 22.11.2010 года на объекте ООО «И» произвело.

21.12.2010 года в рамках предоставленных доверенностью от 20.12.2010 года и положением о вагоноремонтном депо Вологда Северной дирекции по ремонту грузовых вагонов – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО «РЖД» (далее - вагоноремонтное депо Вологда) полномочий начальник вагоноремонтного депо Вологда Лебедев М.Ю. обратился к генеральному директору ООО «И» с письменной претензией, в которой указал, что при комиссионном осмотре объема и качества работ (в соответствии с договором от 22.11.10 г.) по текущему ремонту пристройки котельной инв. вагонного ремонтного депо Вологда Северной дирекции по ремонту грузовых вагонов выявлено некачественное выполнение работ.

23.12.2010 года генеральный директор ООО «И» попросил Лебедева М.Ю. произвести допуск на территорию предприятия к выполнению работ по исполнению договоров от 22.11.2010 года и от 15.11.2010 года бригадира ООО «И» <адрес>А. и бригаду строителей в его сопровождении в количестве до 20 человек.

Данный допуск Лебедевым М.Ю. был разрешен.

22.03.2011 года при проведении проверочного мероприятия по адресу: <адрес>, инспектором ОУФМС РФ по <адрес> в городе Вологде было установлено, что гражданин У К. допущен к работе в качестве отделочника при отсутствии у него разрешения на работу.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и пояснениями Лебедева М.Ю. и представителя ООО «И».

Оценив представленные доказательства, пояснения Лебедева М.Ю. и представителя ООО «И», суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Лебедева М.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, при этом суд исходит из положений пунктов 2, 3, 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации, считает, что ни Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО «РДЖ», ни вагоноремонтное депо Вологда, ни начальник вагоноремонтного депо Вологда Лебедев М.Ю. не являются работодателями и заказчиками работ (услуг) гражданина У К. в том смысле, который заложен в данных нормах, поскольку указанные лица с указанным гражданином У ни трудового, ни гражданско-правового договора не заключали, к участию в выполнении подрядных работ в рамках, заключенных 15.11.2010 года и от 22.11.2010 года договоров подряда с ООО «И», не привлекали, фактически допуск к работе гражданина У К. в Российской Федерации в качестве отделочника на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, без разрешения на работу осуществило ООО «И» и ООО «Ф», именно они являются работодателем/заказчиком работ (услуг) иностранного гражданина. Представленные ОУФМС РФ по Вологодской области в городе Вологде доказательства не свидетельствуют о неисполнении либо о ненадлежащем исполнении Лебедевым М.Ю. его должностных обязанностей, не подтверждают виновность Лебедева М.Ю. в совершении административного правонарушения.

Оснований для иных выводов суду не представлено и таких обстоятельств в судебном заседании не установлены.

Статьей 1.5 КоАП РФ закреплена презумпция невиновности в отношении лица, которое привлекается к административной ответственности, поэтому в силу части 3 названной выше правовой нормы бремя доказывания возлагается на административный орган, в том числе по представлению доказательств, свидетельствующих о событии правонарушения и вине привлекаемого к административной ответственности лица в его совершении.

Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В ходе судебного разбирательства сомнения в виновности Лебедева М.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, устранены не были.

В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении Лебедева М.Ю. следует прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.24.5, ст.ст. 29.9-29.10. КоАП РФ, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении Лебедева М.Ю. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение десяти дней.

Судья Е.Л. Губина