Постановление
12 октября 2011 года г. Вологда
Судья Вологодского городского суда Вологодской области М.В.Маркова, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Винная лавка»,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 23 сентября 2011 года в Управление Роспотребнадзора по Вологодской области поступило обращение (вх. № от 28.07.2011) на несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований в организации торговли, расположенной по адресу: <адрес>: загрузка продукции осуществляется со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры.
Для установления обстоятельств дела в ходе административного расследования были истребованы необходимые сведения и документы от ООО «Винная лавка» (определение об истребовании сведений от 26.08.2011), получены объяснения представителя ООО «Винная лавка» Бахтиной М. С. (доверенность от 22.09.2011) от 22.09.2011, а также произведён осмотр помещений организации торговли по адресу: <адрес>, в которой осуществляет свою деятельность ООО «Винная лавка» (определение о производстве осмотра помещений от 26.08.2011).
По результатам административного расследования установлено: ООО «Винная лавка» использует помещения общей площадью 205 м2 по адресу: <адрес> на основании договора аренды нежилых помещений от 28.09.2009.
В ходе осмотра помещений (определение о производстве осмотра помещений от 26.08.2011, протокол осмотра помещения от 29.08.2011) установлено следующее: магазин расположен в одноэтажной пристройке к 5-этажному жилому дому; загрузка продукции в данную организацию торговли, расположенную по адресу: <адрес>, осуществляется с нарушением требований санитарных правил, со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры (ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.7. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
В судебном заседании представители ООО «Винная лавка» на основании прав по должности Марков В.В. и по доверенности Бахтина М.С. вину ООО «Винная лавка» в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1, ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не признали. Пояснили, что открытие торговой точки осуществлялось с разрешения Роспотребнадзора в 2006 году. На тот момент и до последнего времени со стороны Роспотребнадзора замечаний не поступало.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Вологодской области по доверенности Маслина Л.Н. настаивала на привлечении ООО «Винная лавка» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания в виде приостановлении деятельности, поскольку в Управление неоднократно поступали жалобы от жильцов дома, относительно нарушения ООО «Винная лавка» санитарно – эпидемиологических норм.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему:
Установлено, что ООО «Винная лавка» является торговой точкой (магазином), и осуществляет торговую деятельность по реализации продовольственных товаров.
Ведущий специалист-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Вологодской области Маслина Л.Н., составляя протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Винная лавка», пришла к выводу о том, что в нарушение Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и п.3.7. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», ООО «Винная лавка», осуществляло загрузку продукции в организацию торговли, с нарушением требований санитарных правил, со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, что приводит к ухудшению условий проживания жильцов, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Суд не может согласиться с данными выводами специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Вологодской области по следующим основаниям:
Пунктом 1, ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 11 указанного Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
При этом соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3, ст. 39 Закона).
В силу приведённых выше норм разработаны СП2.3.6.1066-01, действие которых распространяется на строящиеся, реконструируемые, и действующие организации торговли независимо от организационно – правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей (п. 1.2 СП2.3.6.1066-01).
В соответствии с п.3.7. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь выходы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. Загрузка материалов, продукции для помещения общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
Указанная норма закона утверждена Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации № 64 от 10 июня 2010 года, и введена в действие с 15 августа 2010 года. Ранее, на момент открытия магазина по адресу: <адрес> ООО «Винная лавка», действовали СП2.3.6.1066-01.
Как установлено в судебном заседании до постановки на учёт в качестве предприятия розничной торговли в здании магазина по адресу: <адрес> ООО «Винная лавка», проведены все необходимые испытания на соответствие гигиеническим требованиям к микроклимату производственных помещений, о чём свидетельствуют протоколы испытаний Аккредитованного испытательного лабораторного производственного контроля ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области № от 21 августа 2006 года, № от 21 августа 2006 года, на основании которых выданы заключения о соответствии торговых залов магазина указанным требованиям.
Согласно представленному экспертному заключению на вид деятельности (производства), составленным в отношении магазина по адресу: <адрес> по заявке ООО «Винная лавка» № от 07 сентября 2006 года завяленный вид деятельности магазина соответствует государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам.
Указанное экспертное заключение составлено уполномоченным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, и утверждено первым заместителем главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» в соответствии с действующими на момент составления заключении СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
В соответствии с санитарно – эпидемиологическим заключением, выданным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Вологодской области № от 15 сентября 2006 года отдел по реализации алкогольной продукции и пива по адресу: <адрес> соответствует государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
Как следует из санитарно – эпидемиологического заключения, выданного территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Вологодской области № от 12 марта 2007 года, магазин по реализации продовольственных товаров по адресу: <адрес> соответствует государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
15 сентября 2006 года на основании указанных документов заместителем главы города Вологды по экономике выдано свидетельство о постановке магазина продовольственных товаров ООО «Винная лавка» на учёт.
Как установлено в судебном заседании, срок действия указанных санитарно – эпидемиологических заключений не определён, при этом какого – либо предписания об устранении выявленных нарушений и приведения помещения магазина в соответствие с нормами действующего санитарно – эпидемиологического законодательства Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области в отношении ООО «Винная лавка» не выносилось.
Возбуждение дела об административном правонарушении допускается при наличии к тому поводов. К таким поводам КоАП РФ относит, в том числе непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на совершение юридическим лицом вменяемого административного правонарушения.
Доказательств того, что на момент составления протокола об административном правонарушении от 23 сентября 2011 года санитарно – эпидемиологические заключения о соответствии магазина ООО «Винная лавка» государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам отменены или признаны недействительными, суду не представлено. Обращение (вх. № от 28.07.2011) на несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований в организации торговли, на которое ссылается представитель Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в протоколе об административных правонарушениях, в материалах административного расследования не представлено, фамилия заявителя не указана.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», указано, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности должны толковаться в пользу этого лица.
Достаточных данных, указывающих на совершение юридическим лицом вменяемого административного правонарушения в материалах дела не содержится, неоспоримых доказательств, достоверно подтверждающих вину ООО «Винная лавка» не представлено, и ходе производства по делу об административном правонарушении не добыто.
Указанные обстоятельства дают суду основание суду усомниться в обоснованности выводов представителя Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области о наличии в действиях ООО «Винная лавка» состава административного правонарушения. Кроме того, в ходе судебного заседания сомнения суда в наличии вины ООО «Винная лавка» в совершении им вменяемого административного правонарушения, также устранены не были.
При таких обстоятельствах по делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
На основании ст. 12.24 ч. 2, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении по ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Винная лавка» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.
Судья М.В.Маркова
Копия постановления направлена сторонам 18 октября 2011 года.