Решение по делу № 2-1720/2010



Решение 2-1720/2010

именем Российской Федерации

г. Вологда 23 ноября 2010 года.

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Додула А.И.,

при секретаре Сазоновой Е.Н.,

с участием истца Андреева Ф.П., его представителя Дядечко В.А.,

рассмотрев дело по иску Андреева Ф.П. к ГУ «1975 отделение морской инженерной службы Северного Флота» (ГУ «1975 ОМИС») о возложении обязанности по внесению информации о нуждаемости в жилом помещении в базу данных автоматизированной информационной системы «Учёт».

установил:

Андреев Ф.П. обратился в суд с иском к ГУ «1975 ОМИС» о возложении обязанности по признанию документов и содержащихся в них сведениях о его нуждаемости в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, внесении данной информации в базу данных автоматизированной информационной системы «Учёт», указав, что до сентября ... года проходил военную службу в войсковой части Номер обезличен, в настоящее время является майором запаса. В период прохождения военной службы и после увольнения имел намерение решить свою жилищную проблему путём получения и последующей реализации государственного жилищного сертификата. На основании решения Вологодского гарнизонного военного суда от 13 ноября 2003 года командиром войсковой части Номер обезличен он был включён в список кандидатов на участие в программе «Государственные жилищные сертификаты». Решением Вологодского районного суда Вологодской области от 10 апреля 2009 года на ГУ «1975 ОМИС» возложена обязанность в отношении его согласовать список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2010 году по войсковой части Номер обезличен. В связи с реформированием Вооружённых Сил РФ войсковая часть Номер обезличен с Дата обезличена года была реорганизована в войсковую часть Номер обезличен, которая с Дата обезличена года была реорганизована в войсковую часть Номер обезличен, которая отвечает по всем обязательствам войсковой части Номер обезличен. Дата обезличена года он обратился в жилищную комиссию войсковой части Номер обезличен с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства. Решением жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен его заявление удовлетворено. Дата обезличена года материалы его учётного дела направлены в ГУ «1975 ОМИС» для проверки и включения информации о нуждаемости в жилом помещении в банк данных автоматизированной информационной системы «Учёт» (далее БД АИС «Учёт»). Дата обезличена года начальником ГУ «1975 ОМИС» в согласовании документов и внесении информации в БД АИС «Учёт» ему было отказано. Данный отказ он считает нарушающим его права, поскольку препятствует ему реализовать право на получение жилья в избранном месте жительства.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования, просив удовлетворить их в полном объёме.

Представитель ГУ «1975 ОМИС» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве пояснил, что ГУ «1975 ОМИС» не нашло оснований для внесения информации в БД АИС «Учёт» о нуждаемости в жилом помещении в отношении Андреева Ф.П., в связи с тем, что жилищная комиссия войсковой части Номер обезличен не имеет полномочий в части признания нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, уволенных с военной службы в запас. Кроме того, включение граждан уволенных в запас в БД АИС «Учёт» технически невозможно. При внесении данных в компьютерную программу одним из индификационных номеров является номер удостоверения военнослужащего проходящего действительную военную службу, у Андреева Ф.П. такого удостоверения нет, так как он военнослужащий запаса. В случае не заполнения поля индификационного номера компьютерная программа не сможет сохранить указанную информацию. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных истцом требований.

Представитель войсковой части Номер обезличен, в суд не явился, представил письменный отзыв, указав, что с заявленными истцом требования согласен в полном объёме.

Исследовав материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Андреев Ф.П. проходил военную службу с Дата обезличена года по Дата обезличена года, общая продолжительность военной службы составляет ... лет ... месяца ... дня. Андреев Ф.П. уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

В соответствии с рапортом и выпиской из протокола Номер обезличен заседания жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен от Дата обезличена года, Андреев Ф.П. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства.

Письмом начальника ГУ «1975 ОМИС» от Дата обезличена года Андрееву Ф.П. указано на отсутствие оснований в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что жилищная комиссия войсковой части не имеет полномочий в части признания нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, уволенных с военной службы в запас.

Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе при перемене места жительства, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная службы, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.

Аналогичные положения содержит п. 6 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054.

В случае Андреева Ф.П., уволенного с военной службы по достижению предельного возраста нахождения на военной службе, такая обязанность возложена на Министерство обороны РФ.

Отсутствие разработанного данным органом исполнительной власти порядка учёта военнослужащих, избравших после увольнения с военной службы другое место жительства, не может служить основанием для отказа военнослужащему в реализации его законного права на получение жилья при указанных обстоятельствах.

Согласно ст. 6 ГК РФ в случаях, когда основания возникновения и порядок осуществления вещных прав, а также других имущественных и личных неимущественных отношений, прямо не урегулирован законодательством, к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения.

В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие подлежащие увольнению с военной службы (службы), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80, действовавшей на момент признания Андреева Ф.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства, изложена процедура принятия военнослужащих на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределения им жилой площади, а также установлена компетенция воинских должностных лиц и общественных организаций, допущенных к участию в этой процедуре.

Согласно п.п. 7 и 28 военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учётом норм, очерёдности и льгот, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Они включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

В соответствии с п. 26 учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими квартирно-эксплуатационными частями (КЭЧ) районов (ОМИС) с ведением списков очередников, карточек учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащим, в том числе с помощью автоматизированной системы учета.

Согласно приложению к приказу Министерства обороны РФ от 10 июня 2006 года № 215 «Об утверждении порядка формирования списков состоящих на учёте в воинских частях и организациях Вооружённых Сил РФ граждан-получателей государственных жилищных сертификатов» военнослужащие Вооружённых Сил РФ, граждане, уволенные с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы, которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в Министерстве обороны, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), подают заявление (рапорт) и необходимые документы в воинскую часть, в которой они состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий). Командир воинской части организует работу жилищной комиссии по проверке этих документов и содержащихся в них сведений. Документы и содержащиеся в них сведения подлежат проверке в довольствующей КЭЧ района (ОМИС), о результатах которой КЭЧ района (ОМИС) уведомляет командира воинской части.

Таким образом, правовым основанием предоставления военнослужащим жилого помещения не по месту увольнения с военной службы является признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо органами местного самоуправления, либо воинскими частями. При этом, поскольку обязанность по реализации жилищных прав военнослужащих возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, то решение о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, как по месту прохождения военной службы, так и по избранному ими месту жительства, должно приниматься жилищной комиссией воинской части, где военнослужащий проходит военную службу.

В связи с вышеизложенным, следует, что КЭЧ районов (ОМИС) имеет непосредственное отношение к учёту, согласованию и проверке списков военнослужащих, изъявивших желание получить жильё, в том числе и по избранному после увольнения месту жительства.

Отказ начальника ГУ «»1975 ОМИС» Андрееву Ф.П. в постановке его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на отсутствии у жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен соответствующих для этого полномочий является неправомерным.

Кроме того, судом установлено, что внесение данных о военнослужащих в автоматизированную систему является составной частью порядка постановки на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений. Отсутствие данных о военнослужащем в автоматической системе учёта препятствует дальнейшему движению соответствующих документов по инстанциям, поэтому может нарушить права заявителя на обеспечение его жилым помещением по избранному им месту жительства.

При признании правомерности нуждаемости военнослужащего в жилье, данные о военнослужащем подлежат внесению в систему учёта, а при отказе в согласовании списка – внесение данных не может быть произведено из-за отсутствия должных оснований.

Таким образом, требования заявленные истцом являются законными и обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 196-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Государственное учреждение «1975 отделение морской инженерной службы Северного Флота» принять на учёт Андреева Ф.П. в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства в ... и включить данные о нём в автоматизированную систему учёта.

Взыскать с Государственного учреждения «1975 отделение морской инженерной службы Северного Флота» в пользу Андреева Ф.П. ... (...) рублей в порядке возврата государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд Вологодской области в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Председательствующий: Додул А.И.