Решение по делу № 2-1704/2010



2-1704.2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2010 года г.Вологда

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Тихонюк Т.Л.,

при секретаре Черенковой Л.А.,

а также с участием представителя истца Тетериной Л.И., представителя ответчика Администрации Сосновского сельского поселения Крутикова Д.Л., представителя ответчика Администрации Вологодского муниципального района Антоновой Е.К.,

рассмотрев гражданское дело по иску Тетериной Н.В. к Администрации Сосновского сельского поселения о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, к Администрации Вологодского муниципального района о постановке как вдовы инвалида ВОВ в очередь на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Тетерина Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации Сосновского сельского поселения о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, к Администрации Вологодского муниципального района о постановке как вдовы инвалида ВОВ в очередь на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, в обоснование заявленных требований указав, что она проживает в однокомнатной благоустроенной квартире общей площадью ....м, в том числе жилой ....м. Собственником данной квартиры является Тетерина Л.И.. В указанной квартире помимо Тетериной Н.В. проживают Тетерина Л.И. и Тетерин С.А., при этом Тетерина Н.В. является инвалидом ... группы, нуждается в постоянном лечении и уходе, Тетерина Л.И. является инвалидом ... группы, постоянно нуждается в лечении, перенесла инсульт, Тетерин С.А. ухаживает за Тетериной Н.В.. Истец Тетерина Н.В. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, инвалидом ... группы, ветераном труда, труженицей тыла. В имеющихся жилищных условиях проживать невозможно. При обращении в Администрацию Сосновского сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Тетериной Н.В. было отказано в удовлетворении такого заявления. Тетериной Н.В. в соответствии с Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 положено отдельное изолированной жилое помещение. Поскольку решение об отказе в постановке на учет нарушает требования ЖК РФ, Тетерина Н.В. обратилась с названным иском в суд.

Истец Тетерина Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате и месте слушания извещена надлежащим образом, представила заявление, в котором просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель истца Тетериной Н.В. – Тетерина Л.И. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, дополнительно пояснив, что Тетерина Н.В., являясь инвалидом ... группы, вместе с мужем, инвалидом ВОВ, проживала в неблагоустроенном жилом доме в д.... ..., расположенной на расстоянии ... от .... После смерти мужа в Дата обезличена году Тетерина Н.В. переехала для постоянного проживания к своей дочери Тетериной Л.И. в однокомнатную квартиру Номер обезличен дома Номер обезличен .... Поскольку Тетерина Л.И. после инсульта является инвалидом ... группы и нуждается в хирургическом лечении по поводу аневризмы основной артерии, то с Дата обезличена года в данной однокомнатной квартире проживает постоянно внук истца Тетерин С.А., осуществляющий уход за Тетериной Н.В.. Учитывая то, что Тетерина Н.В. не имеет другого жилого помещения для постоянного проживания, в настоящее время дальнейшее совместное проживание Тетериной Н.В., Тетериной Л.И. и Тетерина С.А. в однокомнатной квартире, имеющей жилую площадь ....м, невозможно, представитель истца просила суд удовлетворить требования иска Тетериной Н.В., предъявленные к Администрации Сосновского сельского поселения. Настаивая на удовлетворении требований иска, предъявленного Тетериной Н.В. к Администрации Вологодского муниципального района, представитель истца пояснила, что Тетерина Н.В. никогда не обращалась непосредственно с заявлениями об улучшении жилищных условий в Администрацию ВМР, но предполагает, что Администрация ВМР откажет Тетериной Н.В. в выдаче сертификата на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, так как Дата обезличена в связи с обращением Тетериной Н.В. в общественную приемную Председателя Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Путина В.В. Администрацией ВМР направлен ответ Депутату ЗСО ВО Никитиной Т.И., в котором указано на отсутствие оснований для признания Тетериной Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика Администрации Сосновского сельского поселения Вологодского района в судебном заседании с доводами, изложенными в заявлении, согласился, указав, что оставляет вопрос о разрешении спора на усмотрение суда.

Представитель ответчика Администрации Вологодского муниципального района в судебном заседании требования иска, предъявленные Тетериной Н.В., не признал, пояснив, что в Администрации Вологодского муниципального района отсутствует очередь ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения. Согласно ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельских поселений относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В соответствии со ст.31 Устава Сосновского сельского поселения к полномочиям Администрации Сосновского сельского поселения относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Поскольку вопросы по жилищным правоотношениям не относятся к вопросам местного значения муниципального района, Администрацией Вологодского муниципального района решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных в отношении Тетериной Н.В. не принимались, права Тетериной Н.В. не нарушались, Администрация ВМР считает, что отсутствуют оснований для удовлетворения требований иска Тетериной Н.В., предъявленные к Администрации ВМР. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 29.01.2010 № 49 «О регулировании некоторых вопросов предоставления жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной ФЗ «О ветеранах», в рамках осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» (вместе с «Порядком регулирования некоторых вопросов предоставления жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной Федеральным законом «О ветеранах», в рамках осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов») органы местного самоуправления муниципальных районов на основании списков, составленных органами местного самоуправления сельских поселений, ведущими учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, формируют сводные по району списки граждан, указанных в п.1.1 Порядка для предоставления жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, по установленной форме и в срок до 15 февраля планируемого года предоставляют указанные списки в департамент труда и социального развития области. На основании п.1.4 данного постановления Департамент труда и социального развития Вологодской области в трехдневный срок проверяет представленные органами местного самоуправления списки граждан на предмет наличия оснований для отнесения в соответствующую категорию граждан, указанных в п.1.1 Порядка, и формирует сводные по области списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По итогам формирования сводных списков по области Департамент труда и социального развития Вологодской области представляет указанные списки в Департамент развития муниципальных образований Вологодской области для распределения и утверждения лимита средств федерального бюджета по муниципальным образованиям области. Органы местного самоуправления в недельный срок после получения подтверждения, указанного в пункте 1.5 Порядка, а также получения от Департамента развития муниципальных образований Вологодской области извещения об утвержденном им объеме средств в планируемом году формируют список граждан - претендентов на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем и направляют гражданам письменные уведомления о включении в указанный список и праве выбора способа обеспечения их жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах» (путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или путем предоставления единовременной выплаты). Граждане в недельный срок со дня получения уведомления, указанного в пункте 1.6 Порядка, подают в орган местного самоуправления письменное заявление с указанием выбранного ими способа обеспечения жильем. Для принятия решения о предоставлении единовременной выплаты гражданин одновременно с заявлением, указанным в пункте 1.7 Порядка, представляет в орган местного самоуправления документы, перечисленные в пункте 2.3 настоящего Порядка. Единовременная выплата предоставляется гражданину в безналичной форме путем зачисления средств на именной лицевой блокированный счет.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования иска Тетериной Н.В., предъявленные к Администрации Сосновского сельского поселения ВМР, подлежащими удовлетворению, требования иска, предъявленные к Администрации Вологодского муниципального района, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст.51 ЖК РФ. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, к ним в том числе относятся иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан.

Президентом Российской Федерации, отдающим дань глубокого уважения ветеранам войны, издан Указ № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». В соответствии с п.1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 № 30) постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 27.07.2010) право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем один раз имеют участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшений жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельских поселений относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Положениями ст.4 Закона Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законом области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан», учетной нормой служит учетная норма, установленная органом местного самоуправления по месту жительства гражданина.

В соответствии со ст.31 Устава Сосновского сельского поселения к полномочиям Администрации Сосновского сельского поселения относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлениями Главы Сосновского сельского поселения Вологодского муниципального района № 34 от 29.03.2010 и № 36 от 30.03.2010 соответственно утвержден уровень благоустройства жилого фонда на территории ... (водопровод, канализация, центральное отопление, ванна, газ, горячая вода) и установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере10 кв.м на одного человека.

Из лицевого счета ООО «Источник-ЖКХ» на квартиру Номер обезличен дома Номер обезличен ... ..., справки Администрации Сосновского сельского поселения от Дата обезличена, удостоверения серии Номер обезличен, справки МСЭ серии ...-... Номер обезличен, справок Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от Дата обезличена и ГП ВО «Вологдатехинвентаризации» от Дата обезличена, свидетельства о государственной регистрации права серии ... Номер обезличен усматривается, что однокомнатная благоустроенная квартира Номер обезличен дома Номер обезличен ... имеет общую площадь ....м, в том числе ....м жилую площадь, в этой квартире постоянно проживают и зарегистрированы по месту жительства Тетерина Л.И. с Дата обезличена, Тетерина Н.В. с Дата обезличена и Тетерин С.А. с Дата обезличена, собственником жилого помещения является Тетерина Л.И., иного жилого помещения для постоянного проживания на праве собственности либо на ином праве Тетерина Н.В., вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны, не имеет, с Дата обезличена Тетерина Н.В. является инвалидом ... группы по общему заболеванию.

Учитывая то, что размер площади жилого помещения, превышающий учетную норму площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере10 кв.м на одного человека, в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен ... ... составляет лишь 70квадратных сантиметров на каждого человека, суд считает данное превышение несущественным.

Принимая решение об удовлетворении требований иска Тетериной Н.В., предъявленного к Администрации Сосновского сельского поселения, суд учитывает вышеизложенные обстоятельства дела и положения п.2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901, согласно которым основанием признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является, в том числе, проживание длительное время в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади. Поскольку Тетерина Н.В., инвалид ... группы, не имеет другой жилой площади и с 2001 года, то есть длительное время, проживает в жилом помещении, принадлежащем иному гражданину, суд считает данное обстоятельство самостоятельным основанием для признания Тетериной Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований иска Тетериной Н.В., предъявленного к Администрации Вологодского муниципального района, поскольку Тетериной Н.В. не представлены суду доказательства нарушения Администрацией ВМР каких-либо жилищных прав истца либо угроз такого нарушения. Предположения представителя истца, изложенные в судебном заседании, о наличии возможности воспрепятствования Администрацией ВМР реализации Тетериной Н.В. права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, являются надуманными, ничем не подтверждены и не могут быть расценены как доказательства правомерности предъявленного Тетериной Н.В. иска.

Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать Тетерину Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию Сосновского сельского поселения Вологодского муниципального района поставить Тетерину Н.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В удовлетворении исковых требований Тетериной Н.В. к Администрации Вологодского муниципального района о постановке как вдовы инвалида ВОВ в очередь на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна: Т.Л.Тихонюк