Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Володарск 27 февраля 2010г.
Судья Володарского районного суда Нижегородской области Ермакова И.А.
С участием представителя истца по доверенности Л.О.А.
при секретаре Дорошенко Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.Т.П. к Ответчику о признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец Г.Т.П. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она Г.Т.П., в настоящее время зарегистрирована, является ответственным квартиросъемщиком и проживает в квартире расположенной по Адресу. В данной квартире зарегистрирована и проживает одна.
Указанная квартира была предоставлена мужу истца, ныне покойному, Г.И.А. по линии министерства обороны РФ. Квартира является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Ответчика. В данной квартире истец зарегистрирована с 1978 года.
21.11.2009г. истец обратилась к Ответчику с заявлением передать ей квартиру в собственность безвозмездно (приватизировать) и подтвердить справкой её неучастие в приватизации до получения жилой площади по вышеуказанному адресу. На это заявление получила отказ, который был мотивирован тем, что у Ответчика нет лиц, ответственных за приватизацию жилого помещения, и отсутствует механизм передачи в безвозмездную собственность гражданам жилых помещений находящихся в ведении Министерства обороны РФ. Справка о неучастии в приватизации так и не была направлена в адрес истца.
Истец просит суд: Квартиру, расположенную по Адресу передать
безвозмездно в её собственность.
В судебное заседание истец Г.Т.П. не явилась, просит дело рассмотреть в её отсутствие с участием представителя, исковые требования поддерживает. Суд полагает возможным дело рассмотреть в его отсутствие.
Впоследующем представитель истца Л.О.А. изменила исковые требования, просит признать право собственности на квартиру по Адресу за Г.Т.П.
Обязать ФГУ провести инвентаризацию и кадастровый учет жилого дома в поселке
В данном судебном заседании представитель истца Л.О.А. поддержала исковые требования.
Ответчик о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, согласно представленного отзыва рассмотрение данного спора оставляет на усмотрение суда. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Третье лицо 1 о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, рассмотрение данного спора отставляет на усмотрение суда. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя
Третье лицо 2 о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Третье лицо 3 в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно отзыву просят рассмотреть дело в их отсутствии одновременно указывая на то, что период, когда учет федерального имущества осуществлялся в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 № 696, объект недвижимости - квартира №, расположенная по Адресу, в реестре федерального имущества не числилась.
Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 отменило Положение об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 № 696. Данное Постановление не отменяет оснований возникновения права федеральной собственности, а совершенствует порядок учета федерального имущества и утверждает новую структуру реестрового номера, присваиваемого объекту недвижимости.
На данный момент документы для учета федерального имущества в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 Ответчику не представлены.
Однако отсутствие информации об объектах недвижимости в реестре федерального имущества не может служить основанием для вывода об отсутствии права федеральной собственности на объект.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику (в данном случае - Российской Федерации).
На основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области.
Порядок приватизации жилых помещений определен Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации).
На основании ст.2 данного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.6, 7 Закона о приватизации передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется:
уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления;
государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения;
государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона, участвующая в деле, должна доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
На основании вышеизложенного, Территориальное управление считает возможным оставить вопрос об удовлетворении искового заявления Истца на усмотрение суда. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Третье лицо 4 о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Заслушав объяснения представителя истца по доверенности Л.О.А., изучив письменные документы, суд находит иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В случаях, когда право собственности признается судом, право на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации на общих основаниях с приложением всех необходимых документов. (ст.28).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 N 1541-1 (с изменениями) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Согласно ст.6 Закона Нижегородской области от 7 апреля 2004г. N 26-З "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" (ч.1) Объектом приватизации жилого помещения в Нижегородской области может быть отдельная квартира при согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или жилое помещение в коммунальной квартире при согласии всех совместно проживающих в приватизируемой комнате (комнатах) коммунальной квартиры совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Установлено, что истец Г.Т.П. с 1978 года зарегистрирована и проживает в квартире по Адресу
26.03.2009г. с Г.Т.П. заключен договор социального найма жилого помещения.
21.11.2009г. Г.Т.П. обратилась к Ответчику с заявлением о безвозмездной передаче ей указанной квартиры в собственность.
В передаче Г.Т.П. жилого помещения в собственность Ответчик отказал, так как у Ответчика нет лиц, ответственных за приватизацию жилого помещения. И отсутствует механизм передачи в безвозмездную собственность гражданам жилых помещений, находящихся в ведении министерства обороны РФ. Также на данный момент отсутствует Постановление Правительства о передаче жилого фонда поселка в муниципальную собственность органов местного самоуправления, предлагает дождаться передачи жилого фонда поселка в муниципальную собственность района.
Право собственности на данное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, правообладателей нет, что подтверждается выпиской из архива ВФ ГП НО "Нижтехинвентаризация", справкой ГП НО "Нижтехинветаризация", сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Г.Т.П. ранее в приватизации не участвовала. Данный вывод основан на сведениях о её регистрации в спорной квартире, договоре социального найма № 43 от 26.03.2009г. Также установлено, что до 15.09.2009г. поселок имел статус закрытого военного городка (в соответствии с требованиями закона приватизация жилых помещений, находящихся в закрытых военных городка запрещена).
Квартира является самостоятельным объектом недвижимости, находится в оперативном управлении ФГУ, она не относится к числу жилых помещений, приватизация которых запрещена законом.
В соответствие с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", Законом Нижегородской области "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" истец Г.Т.П. имеет право приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных указанными законами. У суда нет правовых оснований для ограничения данного права. За Г.Т.П. следует признать право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации квартиры, находящегося по Адресу
Согласно ст.131 ГК РФ Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. (ч.1).
В соответствии со ст.19 ЖК РФ Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (ч.4.) Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям). (ч.5).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к объектам недвижимости, подлежащим учету в государственном кадастре недвижимости, относятся: земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также помещения. При этом видами жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, сведения о которых в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о кадастре вносятся в государственный кадастр недвижимости, являются: квартира, комната.
Согласно Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 N 388), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (ч.8) Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, (ч.9)
Согласно Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.09.2004 N 477, от 19.03.2005 N 141, от 28.12.2006 N 818, от 30.04.2009 N 388), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц. (п.6) Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ). (п.3).
В соответствии с ч.2 Федерального Закона О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 122-ФЗ от 21.07.1997г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. (п.1). Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав). (п.2).
Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.
Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению.
Каждый раздел состоит из трех подразделов.
В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (по кадастровому паспорту объекта недвижимого имущества или иному документу, предусмотренному настоящим Федеральным законом и содержащему описание объекта недвижимого имущества), назначение и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия. (ч.6).
В соответствии с данным Законом на государственную регистрацию представляются:
заявление о государственной регистрации (ст.ст.13, 16 Закона), за исключением случаев, указанных в п.3 ст. Закона;
документ об уплате государственной пошлины (п.1 ст.11, п.1 ст.13, п.4 ст.16);
документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя и участников сделок, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (ст.16);
документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права (ст.ст.16, 17);
кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов) (ст.ст.17, 18 Закона);
физическое лицо, в том числе представитель юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Представитель юридического лица также предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица (ст.16).
В судебном заседании установлено, что в отношении жилого дома № Х по Адресу: техническая инвентаризация не проводилась, что лишает истца возможности оформить техническую документацию на спорную квартиру.
Исковые требования истца об обязании Ответчика провести инвентаризацию и оформить технический паспорт на жилой дом № Х по Адресу также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 55-56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Г.Т.П. удовлетворить.
Признать право собственности на квартиру по Адресу за Г.Т.П.
Обязать Ответчика провести инвентаризацию и оформить техническую документацию на жилой дом по Адресу
Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Володарский районный суд.
Судья И.А.Ермакова