Решение о признании права собственности на жилое помещение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Володарск 11 февраля 2010 года

Судья Володарского районного суда Нижегородской области Тарасова Г.В.

при секретаре Хлебновой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Истца к Ответчику 1, Ответчику 2 о признании права собственности на жилое помещение

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к Ответчику 1, Ответчику 2 о признании права собственности на жилое помещение, мотивируя тем, что она Истец в соответствии с договором социального найма жилого помещения от 16.03.2009 года является нанимателем квартиры по Адресу. Данное жилое помещение было предоставлено ей на основании ордера № 13, выданного войсковой частью от 09.09.1971 года. Наймодателем является Ответчик 2. Квартира состоит из двух жилых комнат, согласно договору социального найма имеет общую площадь 42,6 кв.м., в том числе жилую площадь 28,1 кв.м. 22.12.2009 года она обратилась к Ответчику 1 с заявлением о безвозмездной передаче в собственность в порядке приватизации квартиры занимаемой ей. Однако Ответчик 1 на указанное заявление ей ответили отказом, сославшись на то, что отсутствует механизм передачи в безвозмездную собственность гражданами жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ. 15.09.2009 года согласно распоряжения Правительства РФ № 1330-р с населенного пункта статус «закрытого военного городка» снят. 21.12.2009 года она подала заявление Ответчику 1 с просьбой передать безвозмездно в порядке приватизации жилое помещение по Адресу в собственность. В ответе Ответчика 1 от 29.12.2009 года сообщается, что вышеуказанное помещение в Реестре муниципальной собственности Володарского района не числится. Полагает, что отказ ей в приватизации жилья не основан на Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и является неправомерным, нарушены ст. ст. 2, 6, 8 указанного Закона, поскольку занимаемая ей квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации. В связи с этим она вынуждена была обратиться в суд с иском о признании за ней права собственности. Истец просит признать незаконными отказы Ответчика 1 и Ответчика 2 в передаче ей безвозмездно в порядке приватизации жилого помещения по Адресу; просит признать за ней право на получение безвозмездно в порядке приватизации в собственность жилое помещение по Адресу.

В ходе судебного разбирательства Истец изменила исковые требования и просит признать за ней право собственности на жилое помещение по Адресу в порядке приватизации; обязать Ответчика 2 провести техническую инвентаризацию и оформить технический паспорт на жилой дом по Адресу.

В судебное заседание Истец не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя Истца.

Представитель Истца по доверенности в судебном заседании поддержала исковые требования Истца, просит суд удовлетворить их.

Ответчик 1 в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется отзыв о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, решение о признании за Истцом права собственности на жилое помещение оставляют на усмотрение суда.

Ответчик 2 в судебное заседание не явилась, в деле имеется отзыв о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, рассмотрение данного спора оставляют на усмотрение суда.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав представителя истца, изучив представленные документы в их совокупности в соответствии с требованиями ст. ст. 55, 59, 60 ГПК РФ, суд находит исковые требования Истца подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Истец в соответствии с договором социального найма жилого помещения от 16.03.2009 года является нанимателем квартиры по Адресу.

Данное жилое помещение было предоставлено истцу на основании ордера № 13, выданного войсковой частью от 09.09.1971 года.

Установлено, что жилой фонд населенного пункта находится в федеральной собственности – оперативном управлении Ответчика 2.

22.12.2009 года истец обратилась к Ответчику 2 с заявлением о безвозмездной передаче в собственность в порядке приватизации квартиры занимаемой ей.

Ответчик 2 на указанное заявление Истцу ответили отказом от 23.12.2009 года № 4011, сославшись на то, что отсутствует механизм передачи в безвозмездную собственность гражданами жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ.

15.09.2009 года согласно распоряжению Правительства РФ № 1330-р населенного пункта статус «закрытого военного городка» снят.

21.12.2009 года Истцом к Ответчику 1 было подано заявление с просьбой передать безвозмездно в порядке приватизации жилое помещение по Адресу, в собственность.

В ответе Ответчика 1 от 29.12.2009 года № 462-ПУ сообщается, что вышеуказанное помещение в Реестре муниципальной собственности Володарского района не числится.

Истец считает, что отказ ей в приватизации жилья не основан на Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Судом установлено, что квартира по Адресу находится в пользовании Истца, иных зарегистрированных и проживающих лиц в данной квартире нет.

Право собственности на данное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, правообладателей нет, это подтверждается сообщением УФРС по Нижегородской области, выпиской из архива ВФ ГП НО «Нижтехинвентаризация», справкой ГП НО «Нижтехинвентаризация» Володарский филиал.

Истец ранее в приватизации не участвовала.

Согласно ст.218 ГК РФ – право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно Закону РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с изменениями – ст.1 Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. ст.2) Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Ст.6) Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Ст.8) В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Ст.11) Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Установлено, что квартира по Адресу находится в оперативном управлении Ответчика 2, право собственности за гражданами на нее не зарегистрировано, Истец ранее правом на участие в приватизации жилого помещения не воспользовалась, сведений об ее участии в приватизации иных жилых помещений не имеется. Квартира является самостоятельным объектом недвижимости, она не относится к числу жилых помещений, приватизация которых запрещена законом.

В соответствие с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», Законом Нижегородской области «О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области» истец имеет право приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных указанными законами. У суда нет правовых оснований для ограничения данного права.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Истца о признании за ней права собственности на жилое помещение по Адресу, в порядке приватизации, признав при этом отказ Ответчика 2 в передаче указанной квартиры Истцу в собственность незаконным.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании отказа Ответчика 1 в передаче указанной квартиры Истцу в собственность незаконным, так как спорное жилое помещение не находится в муниципальной собственности, в отношении данного жилого помещения Ответчик 1 не вправе принимать указанное решение.

Согласно ст.131 ГК РФ – п.1) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст.19 ЖК РФ – ч.4 Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. ч.5 Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - к объектам недвижимости, подлежащим учету в государственном кадастре недвижимости, относятся: земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также помещения. При этом видами жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, сведения о которых в соответствии с ч.2 ст.7 Закона о кадастре вносятся в государственный кадастр недвижимости, являются: квартира, комната.

Согласно Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 № 388), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 – ч.8 Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. ч.9 Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения.

Согласно Положению об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (в редакции Постановлений Правительства РФ от 10.09.2004 года № 477, от 19.03.2005 года № 141, от 28.12.2006 года № 818, от 30.04.2009 года № 388), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 года № 921 – 6. Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - 1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. 2. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).

12. Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению.

Каждый раздел состоит из трех подразделов.

В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (по кадастровому паспорту объекта недвижимого имущества или иному документу, предусмотренному настоящим Федеральным законом и содержащему описание объекта недвижимого имущества), назначение и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия.

16. В соответствии с данным Законом на государственную регистрацию представляются:

заявление о государственной регистрации (ст.ст.13, 16 Закона), за исключением случаев, указанных в п.3 ст. Закона;

документ об уплате государственной пошлины (п.1 ст.11, п.1 ст.13, п.4 ст.16);

документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя и участников сделок, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (ст.16);

документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права (ст.ст.16, 17);

кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов) (ст.ст.17, 18 Закона);

физическое лицо, в том числе представитель юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Представитель юридического лица также предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица.

28. В случаях, когда право собственности признается судом, право на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации на общих основаниях с приложением всех необходимых документов.

Судом установлено, что техническая инвентаризация жилого дома № X по Адресу не проводилась, технический паспорт на жилой дом не оформлен, что лишает Истца возможности оформить техническую документацию на спорную квартиру.

Таким образом, суд находит исковые требования Истца об обязании Ответчика 2 провести техническую инвентаризацию и оформить технический паспорт на жилой дом расположенный по Адресу обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 14, 56, 67, 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Истца удовлетворить частично.

Признать отказ Ответчика 2 в бесплатной передаче Ответчика 2 жилого помещения расположенного по Адресу в порядке приватизации – незаконным.

Признать за Истцом право собственности на жилое помещение, расположенное по Адресу, в порядке приватизации.

Обязать Ответчика 2 провести техническую инвентаризацию и оформить технический паспорт на жилой дом расположенный по Адресу.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Истца отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Володарский районный суд.

Судья Г.В.Тарасова