Дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации05 июля 2010 года г. Володарск
Судья Володарского районного суда Нижегородской области Тарасова Г.В.
С участием старшего помощника прокурора Володарского района Игнатова С.С.
при секретаре Скориковой К.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Володарского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании бездействия Администрации г.Володарска Нижегородской области незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Володарского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании бездействия Администрации г.Володарска Нижегородской области незаконным, мотивируя тем, что Прокуратурой Володарского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Володарского района законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции. Проведенной проверкой установлено. В соответствии со ст. 4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В силу ч. 4 ст. 5 Закона о противодействии коррупции органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Согласно ст. 5 Закона Нижегородский области от 07.03.2008 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» мерами противотиводействия коррупции являются: принятие и реализация программ противодействия коррупции; антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); антикоррупционный мониторинг. В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона о противодействии коррупции антикоррупционным мониторингом является наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Таким образом, указанным федеральным законом установлено, что органами местного самоуправления антикоррупционная экспертиза принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в форме правовой экспертизы нормативно-правовых актов и мониторинга их применения. В соответствии со ст. 4 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 года № 20-3 «О противодействии коррупции в Нижегородской области» противодействие коррупции основывается на принципе комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер. В соответствии со ст. 7, 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений издают муниципальные правовые акты. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение указанных норм администрацией г.Володарска не принята программа по противодействию коррупции, а также правовой акт, регулирующий порядок проведения антикоррупционного мониторинга. Бездействие администрации г.Володарска Нижегородской области по принятию программы по противодействию коррупции, а также правового акта, определяющего порядок проведения антикоррупционного мониторинга нарушает законные интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц на принятие органом местного самоуправления мер по противодействию коррупции. Прокурор Володарского района Нижегородской области просит суд признать незаконным бездействие администрации г.Володарска Нижегородской области по принятию программы по противодействию коррупции, а также правового акта, определяющего порядок проведения антикоррупционного мониторинга; обязать администрацию г.Володарска Нижегородской области принять программу по противодействию коррупции, а также правовой акт, определяющий порядок проведения антикоррупционного мониторинга.
В судебном заседании старший помощник прокурора Игнатов С.С. поддержал заявленные прокурором Володарского района требования, просит их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Администрация г.Володарска Володарского района Нижегородской области в лице заместителя главы г.Володарска Бригадина Ю.И. по доверенности в судебном заседании требования прокурора признал и пояснил, что проект программы есть, он должен быть рассмотрен и утвержден Городской думой. Для решения данного вопроса просит предоставить три месяца.
Заслушав старшего помощника прокурора Володарского района Игнатова С.С., заместителя главы г.Володарска Бригадина Ю.И., исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором Володарского района требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГК РФ – гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокуратурой Володарского района проведена проверка соблюдения проверка соблюдения органами местного самоуправления Володарского района законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу ч. 4 ст. 5 Закона о противодействии коррупции органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Согласно ст. 5 Закона Нижегородский области от 07.03.2008 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» мерами противотиводействия коррупции являются: принятие и реализация программ противодействия коррупции; антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); антикоррупционный мониторинг.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона о противодействии коррупции антикоррупционным мониторингом является наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Таким образом, указанным федеральным законом установлено, что органами местного самоуправления антикоррупционная экспертиза принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в форме правовой экспертизы нормативно-правовых актов и мониторинга их применения.
В соответствии со ст. 4 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 года № 20-3 «О противодействии коррупции в Нижегородской области» противодействие коррупции основывается на принципе комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
Таким образом, противодействие коррупции относится к полномочиям органов местного самоуправления, формой реализации которых является, в том числе, принятие и реализация программ противодействия коррупции.
В соответствии со ст. 7, 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений издают муниципальные правовые акты.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение указанных норм администрацией г.Володарска не принята программа по противодействию коррупции, а также правовой акт, регулирующий порядок проведения антикоррупционного мониторинга.
Бездействие администрации г.Володарска Нижегородской области по принятию программы по противодействию коррупции, а также правового акта, определяющего порядок проведения антикоррупционного мониторинга нарушает законные интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц на принятие органом местного самоуправления мер по противодействию коррупции.
Судом установлено, что администрацией г.Володарска до настоящего времени еще не принята программа по противодействию коррупции и правовой акт, определяющий порядок проведения антикоррупционного мониторинга.
В связи с изложенным, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора Володарского района о признании бездействия администрации г.Володарска Нижегородской области незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные прокурором Володарского района требования удовлетворить.
Признать бездействие администрации г.Володарска Нижегородской области по принятию программы по противодействию коррупции, а также правового акта, определяющего порядок проведения антикоррупционного мониторинга, незаконным.
Обязать администрацию г.Володарска Нижегородской области принять программу по противодействию коррупции, а также правовой акт, определяющий порядок проведения антикоррупционного мониторинга – в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Володарский районный суд.