Дело № 2-700/10 ...
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Володарск 09 августа 2010г.
Судья Володарского районного суда Нижегородской области Ермакова И.А.
С участием представителя истца по доверенности Жигановой Л.В.
при секретаре Хлебновой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьяновой Зинаиды Александровны к ФГКЭУ «Гороховецкая КЭЧ района» Министерства Обороны Российской Федерации, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец Лукьянова З.А. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что 12.11.2009г. Домоуправление № 6 Гороховецкой КЭЧ МВО в лице начальника домоуправления № 6 п. Юганец С.Г.Д., действующего на основании Положения о домоуправлении № 6 структурного подразделения Гороховецкой КЭЧ МВО заключили договор № 129 социального найма жилого помещения. Согласно договору ей было предоставлено изолированное жилое помещение в закрытом военном городке пос. Юганец, состоящее из 1 комнаты в отдельной квартире общей площадью 31,2 кв. метров, в том числе жилой 14,0 кв. метров, по адресу пос.Юганец, ..., дом Номер обезличен квартира Номер обезличен. Ее дочь Атяскина Е.С. дала согласие на отказ от приватизации данной квартиры, а внук А.С.С., прописан временно и права на приватизацию не имеет.
Поскольку договор соцнайма заключен с Гороховецкой КЭЧ МВО, полагая, что законным наймодателем жилых помещений является Гороховецкая КЭЧ МВО, 07.12.2009г. она обратилась в Гороховецкую КЭЧ МВО с просьбой подготовить ей необходимые документы по бесплатной передаче в собственность занимаемой ею квартиры Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... пос.... в порядке приватизации. Ее заявление оставлено без удовлетворения.
Аналогичное заявление 25.01.2010г. было направлено в Администрацию местного самоуправления Володарского муниципального района. Исх. № 59-ПУ от 25.01.2010 г. ей было рекомендовано обратиться в Гороховецкую КЭЧ МВО для решения этого вопроса, так как вышеуказанное жилое помещение в Реестре муниципальной собственности Володарского муниципального района не числится.
Свои обращения в Администрацию местного самоуправления Володарского района и Гороховецкую КЭЧ МВО по бесплатной передаче в собственность занимаемых жилых помещений, желая реализовать свое право на приватизацию, действуя в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», истец связывает с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.06.1999г. № 924-Р «О передаче жилищного фонда пос.Юганец, в т.ч. жилого дома Номер обезличен по ..., в муниципальную собственность» и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009г. № 1330-Р «Об изменениях, которые вносятся в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации».
Военный городок № 1 пос.Юганец утратил статус закрытого военного городка и она считает, что имеет право согласно федерального законодательства Российской Федерации реализовать свои гражданские права, в т.ч. право на приватизацию занимаемых жилых помещений.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1054 «О порядке высвобождения военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации» определили порядок передачи имущества МО РФ.
Согласно ст.1 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача гражданам в порядке приватизации занимаемых квартир в собственность осуществляется бесплатно. При этом квартира может быть оформлена как в общую долевую собственность, так и в собственность одного из проживающих лиц.
Законным шагом истца стало стремление стать собственниками занимаемой квартиры.
Однако в складывающейся ситуации реализовать свое право истец может только в судебном порядке.
Полагает, что отказ в приватизации жилья истцу не основан на Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и является неправомерным (нарушены ст.ст. 2,6,8 указанного Закона), поскольку занимаемая ею квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации.
А также Гороховецкая КЭЧ и Администрация Володарского муниципального района не выдает справки о технической характеристике объекта капитального строительства, мотивируя тем, что документов нет. Тогда на основании чего проставлен метраж жилого помещения и взимается плата за коммунальные платежи.
С момента действия Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» в приватизации жилья она не участвовала, так как всю жизнь прожила в пос.Юганец.
Кроме того, учитывая то, что в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 13.06.1999 г. № 924-Р дом полностью должен быть передан в муниципальную собственность Володарского муниципального района, а также то, что создавшаяся ситуация нарушает права истца, предусмотренные ст. 35 Конституции Российской Федерации и ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла действующего законодательства Российской Федерации, она вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности на соответствующие жилые помещения в судебном порядке.
Об этом прямо свидетельствует сложившаяся по данному вопросу судебная практика, в том числе Верховного Суда Российской Федерации, позиция которого была отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2005 г. (по гражданским делам) (утверждена постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2005 г.).
В частности, в содержании ответа на правовой вопрос № 22 сделан вывод о том, что «если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 года, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
В настоящий момент Постановлением Конституционного Суда РФ № 6-П от 15.06.2006 г. правом на приватизацию пользуются все граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма, не зависимо от времени представления этих жилых помещений.
Согласно справки домоуправления № 6 Гороховецкой КЭЧ МВО от 07.12.2009г. № 1021 квартира Номер обезличен дома Номер обезличен по ... пос...., в которой проживают Лукьянова З.А., Атяскина Е.С.
Согласно Федеральному закону № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:
- ст.2 определено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
- в ст.5 указано, что отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
- ст. 17 определено, что основанием для государственной регистрации права являются вступившие в законную силу судебные акты.
Истец Лукьянова З.А. просит суд признать за ней право собственности на квартиру Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... общей площадью 31,2 кв.метров, жилой площадью 14,0 кв.метров.
Обязать Гороховецкую КЭЧ МВО оформить документы по приватизации: по технической характеристике объекта капитального строительства по адресу: ...
В судебное заседание истец Лукьянова З.А. не явилась, просит дело рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя, исковые требования поддерживает. Суд полагает возможным дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Жиганова Л.В. поддержала исковые требования, просит удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – представитель ФГКЭУ «Гороховецкая КЭЧ района» МО РФ о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, согласно представленного отзыва рассмотрение данного спора оставляет на усмотрение суда. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Ответчик Министерство обороны РФ о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Третье лицо представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, возражений по иску не имеет. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Третье лицо Атяскина Е.С. в судебное заседание не явилась, просит дело рассмотреть в ее отсутствие, что суд полагает возможным.
Заслушав объяснения представителя истца по доверенности Жиганову Л.В., изучив письменные документы, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В случаях, когда право собственности признается судом, право на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации на общих основаниях с приложением всех необходимых документов. (ст.28).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 N 1541-1 (с изменениями) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Согласно ст.6 Закона Нижегородской области от 7 апреля 2004г. N 26-З "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" (ч.1) Объектом приватизации жилого помещения в Нижегородской области может быть отдельная квартира при согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или жилое помещение в коммунальной квартире при согласии всех совместно проживающих в приватизируемой комнате (комнатах) коммунальной квартиры совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В судебном заседании установлено, что 23.06.1986 года на основании ордера № 92 Л.С.П. и членам его семьи предоставлена ведомственная квартира по адресу: ..., ..., ..., ..., ... ..., находившаяся то время в закрытом военном городке и являющаяся государственной собственностью.
На указанную квартиру 12.11.2009г. с Лукьяновой З.А. заключен договор № 129 социального найма жилого помещения. В качестве члена семьи в квартиру вселена Атяскина Е.С.
15 сентября 2009 года согласно распоряжения Правительства РФ № 1330 с указанного населенного пункта статус «закрытого военного городка» снят.
Установлено, что жилой фонд п.Юганец Володарского района Нижегородской области находится в федеральной собственности - в оперативном управлении Гороховецкой КЭЧ МВО.
07.12.2009 года истец Лукьянова З.А. обратилась в Гороховецкую КЭЧ МВО, как организацию в чьем оперативном управлении находится жилой фонд поселка, с заявлением о безвозмездной передаче ей указанной квартиры в собственность. Однако ее заявление оставлено без удовлетворения.
Аналогичное заявление 25 января 2010 года было направлено в Администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области. Согласно ответа Администрации Володарского муниципального района ей было рекомендовано обратиться в Гороховецкую КЭЧ МВО для решения этого вопроса, так как вышеуказанное жилое помещение в Реестре муниципальной собственности Володарского муниципального района не числится.
Также установлено, что указанная квартира находится в пользовании истца Лукьяновой З.А., при этом она зарегистрирована в данной квартире с 25.06.1986г. по настоящее время. Также в данной квартире зарегистрирована и проживает Атяскина Е.С., которая дала согласие на приватизацию квартиры Лукьяновой З.А.
Право собственности на данное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, правообладателей нет, что подтверждается представленными документами, а именно, что до 15.09.2009г. пос.Юганец имел статус закрытого военного городка (в соответствии с требованиями закона приватизация жилых помещений, находящихся в закрытых военных городка запрещена), договором социального найма № 129 от 12.11.2009г., сведениями УФС государственной регистрации, кадастра и картографии.
Лукьянова З.А. ранее в приватизации не участвовала. Данный вывод основан на сведениях о ее регистрации в спорной квартире, сведениях УФС государственной регистрации, кадастра и картографии.
Квартира является самостоятельным объектом недвижимости, она не относится к числу жилых помещений, приватизация которых запрещена законом.
В соответствие с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", Законом Нижегородской области "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" истец Лукьянова З.А. имеет право приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных указанными законами. У суда нет правовых оснований для ограничения данного права. За Лукьяновой З.А. следует признать право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Согласно ст.131 ГК РФ Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. (ч.1).
В соответствии со ст.19 ЖК РФ Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (ч.4.) Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям). (ч.5).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к объектам недвижимости, подлежащим учету в государственном кадастре недвижимости, относятся: земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также помещения. При этом видами жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, сведения о которых в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о кадастре вносятся в государственный кадастр недвижимости, являются: квартира, комната.
Согласно Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 N 388), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (ч.8) Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, (ч.9)
Согласно Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.09.2004 N 477, от 19.03.2005 N 141, от 28.12.2006 N 818, от 30.04.2009 N 388), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц. (п.6) Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ). (п.3).
В соответствии с ч.2 Федерального Закона О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 122-ФЗ от 21.07.1997г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. (п.1). Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав). (п.2).
Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.
Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению.
Каждый раздел состоит из трех подразделов.
В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (по кадастровому паспорту объекта недвижимого имущества или иному документу, предусмотренному настоящим Федеральным законом и содержащему описание объекта недвижимого имущества), назначение и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия. (ч.6).
В соответствии с данным Законом на государственную регистрацию представляются:
заявление о государственной регистрации (ст.ст.13, 16 Закона), за исключением случаев, указанных в п.3 ст. Закона;
документ об уплате государственной пошлины (п.1 ст.11, п.1 ст.13, п.4 ст.16);
документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя и участников сделок, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (ст.16);
документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права (ст.ст.16, 17);
кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов) (ст.ст.17, 18 Закона);
физическое лицо, в том числе представитель юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Представитель юридического лица также предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица (ст.16).
В судебном заседании установлено, что в отношении жилого дома Номер обезличен по ... техническая инвентаризация не проводилась, что лишает истца возможности оформить техническую документацию на спорную квартиру.
Исковые требования истца об обязании ФГКЭУ «Гороховецкая КЭЧ района» Министерства Обороны Российской Федерации оформить документы по приватизации: по технической характеристике объекта капитального строительства на дом Номер обезличен по адресу: ... также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 55-56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Лукьяновой З.А. удовлетворить.
Признать за Лукьяновой Зинаидой Александровной право собственности на квартиру Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... общей площадью 31,2 кв.метров, жилой площадью 14,0 кв.метров.
Обязать ФГКЭУ «Гороховецкая КЭЧ района» Министерства Обороны Российской Федерации оформить документы по приватизации: по технической характеристике объекта капитального строительства на жилой дом по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок со дня принятия в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.
Судья ... И.А.Ермакова
...