Дело № 2-818 /10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2010 года г. Володарск
Судья Володарского районного суда Нижегородской области Тарасова Г.В.
с участием старшего помощника прокурора Володарского района Игнатова С.С.
при секретаре Дорошенко Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Володарского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании бездействия главы местного самоуправления р.п. Юганец Володарского района Нижегородской области незаконным
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Володарского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании бездействия главы местного самоуправления р.п. Юганец Володарского района Нижегородской области незаконным, мотивируя тем, что Прокуратурой Володарского района проведена проверка исполнения законодательства о государственном и муниципальном контроле. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение ч.2 п.2 ст.6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) органами местного самоуправления р.п. Юганец не разработан и не принят административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального лесного контроля (надзора). В соответствии с п.32 ст.14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление муниципального лесного контроля и надзора. Осуществление муниципального лесного контроля также предусмотрено Уставом муниципального образования – р.п.Юганец. В соответствии со ст.6 Закона № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельность; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий. Отсутствие в муниципальном образовании нормативно определенного административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального лесного контроля (надзора) нарушает права и интересы неопределенного круга лиц - собственников и пользователей лесных участков в границах поселения, в части открытости административных процедур проведения проверки, сведений о правах и обязанностях должностных лиц муниципального контроля и может также привести к различным коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц органов местного самоуправления. В данном случае нарушены также интересы Российской Федерации в части несоблюдения установленных федеральным законодательством требований к организации и осуществлению муниципального контроля, ограничений при проведении мероприятий по муниципальному контролю, предусмотренных Законом №294-ФЗ. Из ответа главы местного самоуправления р.п. Юганец на требование прокуратуры района следует, что административные регламенты проверок в настоящее время отсутствуют. Действующим законодательством не определено, каким именно органом местного самоуправления должен быть принят административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля. Однако в соответствии с п.5 ч.4 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 данной статьи, кроме прочего, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Прокурор Володарского района просит признать незаконным бездействие главы местного самоуправления р.п. Юганец по обеспечению осуществления органами местного самоуправления р.п. Юганец полномочий по решению вопросов местного значения (осуществлению муниципального лесного контроля (надзора) в соответствии с требованиями действующего законодательства о принятии административного регламента проведения проверок; обязать главу местного самоуправления р.п. Юганец обеспечить осуществление органами местного самоуправления р.п. Юганец полномочий по решению вопросов местного значения (осуществлению муниципального лесного контроля (надзора) в соответствии с требованиями действующего законодательства о принятии административного регламента проведения проверок; в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ установить для главы местного самоуправления р.п. Юганец срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено
В судебном заседании старший помощник прокурора Володарского района Игнатов С.С. поддержал заявленные требования, просит установить срок для выполнения решения суда 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание глава местного самоуправления городского поселения р.п. Юганец Лейкам Т.А. не явилась, в дело представлен отзыв о рассмотрении дела в ее отсутствие, с пояснениями что административный регламент проведения проверок по осуществлению муниципального лесного контроля в настоящее время разрабатывается администрацией городского поселения р.п. Юганец и будет утвержден в ближайшее время.
Заслушав прокурора, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. ст. 59 – 61 ГПК РФ, суд находит заявление Прокурора Володарского района подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ – гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Володарского района проведена проверка исполнения законодательства о государственном и муниципальном контроле.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение ч.2 п.2 ст.6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) органами местного самоуправления р.п. Юганец не разработан и не принят административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального лесного контроля (надзора).
В соответствии с п.32 ст.14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
Осуществление муниципального лесного контроля также предусмотрено Уставом муниципального образования – р.п.Юганец.
В соответствии со ст.6 Закона № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельность; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу п.3 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, кроме прочего, на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Отсутствие в муниципальном образовании нормативно определенного административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального лесного контроля (надзора) нарушает права и интересы неопределенного круга лиц - собственников и пользователей лесных участков в границах поселения, в части открытости административных процедур проведения проверки, сведений о правах и обязанностях должностных лиц муниципального контроля и может также привести к различным коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц органов местного самоуправления.
В данном случае нарушены также интересы Российской Федерации в части несоблюдения установленных федеральным законодательством требований к организации и осуществлению муниципального контроля, ограничений при проведении мероприятий по муниципальному контролю, предусмотренных Законом №294-ФЗ.
Из ответа главы местного самоуправления р.п. Юганец на требование прокуратуры района следует, что административные регламенты проверок в настоящее время отсутствуют.
Действующим законодательством не определено, каким именно органом местного самоуправления должен быть принят административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.
Однако в соответствии с п.5 ч.4 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 данной статьи, кроме прочего, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, принятие указанного административного регламента предусмотрено законом, глава местного самоуправления обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит основания для удовлетворения заявления прокурора Володарского района Нижегородской области о признании бездействия главы местного самоуправления р.п. Юганец незаконным, установив срок для исполнения решения суда 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Прокурора Володарского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы местного самоуправления р.п. Юганец Володарского района Нижегородской области по обеспечению осуществления органами местного самоуправления р.п. Юганец полномочий по решению вопросов местного значения (осуществлению муниципального лесного контроля (надзора) в соответствии с требованиями действующего законодательства о принятии административного регламента проведения проверок.
Обязать главу местного самоуправления р.п. Юганец Володарского района Нижегородской области обеспечить осуществление органами местного самоуправления р.п. Юганец полномочий по решению вопросов местного значения (осуществлению муниципального лесного контроля (надзора) в соответствии с требованиями действующего законодательства о принятии административного регламента проведения проверок, установив срок для исполнения решения суда в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Володарский районный суд.
Судья Г.В.Тарасова