Дело № 2-619 /10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2010 года г. Володарск
Судья Володарского районного суда Нижегородской области Тарасова Г.В.
С участием помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Гучина С.В.
при секретаре Скориковой К.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Фролищенской поселковой администрации Володарского района Нижегородской области об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории р.п.Фролищи
У С Т А Н О В И Л:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Фролищенской поселковой администрации Володарского района Нижегородской области об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории р.п.Фролищи, мотивируя тем, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в мае 2010 года проведена проверка исполнения администрацией р.п.Фролищи Володарского района Нижегородской области требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории. Проверкой установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории р.п.Фролищи имеются места несанкционированного складирования бытовых отходов. Данные свалки образованы в основном в пяти местах: 1) за ул.Школьная ... на обочине грунтовой дороги общим объемом не менее 3 куб.м. 2) за ул.Новой ... на обочине грунтовой дороги общим объемом не менее 8 куб.м, 3) в конце ул.Первомайской ... между прудом и грунтовой дорогой на площади свыше 50 кв.м. общим объемом не менее 40 куб.м., 4) на выезде из рабочего поселка с правой стороны за ... ... – в двух местах навал мусора. Первое место складирования мусора около строящегося дома. Второе место – на расстоянии 20м от первого в сторону леса в яме рядом с пригорком. Общий объем мусора не менее 50 куб.м. 5) на выезде из рабочего поселка с правой стороны за ул.Спортивной не менее 4 мест несанкционированного складирования отходов общим объемом не менее 4 куб.м. Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановке на территории города, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых вод и т.д.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний. Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается актами проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Дзержинским городским отделом охраны окружающей среды, государственного контроля и природопользования Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области №60 от 13.05.2010 года. На указанные места складирования отходов отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Кроме того, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалки. Отвод земельного участка в установленном законном порядке не осуществлен, тогда как на основании ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Согласно ст. 14 п.п.18,19 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация благоустройства территории поселения. Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в ст. 5 п.п. 18,19 Устава р.п.Фролищи Володарского муниципального района Нижегородской области. Истец Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать Администрацию р.п.Фролищи Володарского района Нижегородской области организовать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, размещенных на территории р.п.Фролищи в следующих местах: за ул.Школьная ... на обочине грунтовой дороги общим объемом не менее 3 куб.м.; за ул.Новой ... на обочине грунтовой дороги общим объемом не менее 8 куб.м; в конце ул.Первомайской за ... между прудом и грунтовой дорогой общим объемом не менее 40 куб.м.; на выезде из рабочего поселка с правой стороны за ул.Спортивной ... общим объемом мусора не менее 50 куб.м.; на выезде из рабочего поселка с правой стороны за ул.Спортивной не менее 4 куб.м. отходов, с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.
В судебном заседании помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Гучин С.В. поддержал исковые требования прокурора, просит их удовлетворить, для решения вопросов по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с данных объектов просит предоставить администрации р.п.Фролищи 5 месяцев.
Ответчик Фролищенская поселковая администрация Володарского района Нижегородской области в лице главы муниципального образования р.п.Фролищи Романова П.С. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что к полномочиям органов МСУ относится организация сбора и вывоза ТБО, данное требование касается муниципальных земель и объектов муниципальной собственности. В муниципальном образовании р.п. Фролищи в муниципальной собственности р.п. Фролищи находится всего четыре земельных участка, которые в акте № 59 обследования экологической обстановки р.п Фролищи не значатся. Основная часть земельных участков частная собственность, все остальные земли являются государственной собственностью. Субвенций на содержание в надлежащем состоянии данных земель от соответствующих бюджетов в бюджет поселения не поступало. Несанкционированные свалки, выявленные природоохранной прокуратурой, расположены на не разграниченных государственных землях. Данные правонарушения совершены дачниками и жителями частного сектора. Кроме того, в Володарском муниципальном районе нет мусоровывозящей организации, готовой оказывать в р.п. Фролищи услуги по сбору и вывозу ТБО и КГМ от частного жилого фонда.
Третье лицо Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. ст. 59 – 61 ГПК РФ, суд находит иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в мае 2010 года проведена проверка исполнения администрацией р.п. Фролищи Володарского района Нижегородской области требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории.
Проверкой установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории р.п. Фролищи Володарского района Нижегородской области имеются места несанкционированного складирования бытовых отходов в следующих местах:
1) за ул.Школьная ... на обочине грунтовой дороги общим объемом не менее 3 куб.м.
2) за ул.Новой ... на обочине грунтовой дороги общим объемом не менее 8 куб.м,
3) в конце ул.Первомайской ... между прудом и грунтовой дорогой на площади свыше 50 кв.м. общим объемом не менее 40 куб.м.,
4) на выезде из рабочего поселка с правой стороны за ул.Спортивной ... – в двух местах навал мусора. Первое место складирования мусора около строящегося дома. Второе место – на расстоянии 20м от первого в сторону леса в яме рядом с пригорком. Общий объем мусора не менее 50 куб.м.
5) на выезде из рабочего поселка с правой стороны за ул.Спортивной не менее 4 мест несанкционированного складирования отходов общим объемом не менее 4 куб.м.
Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории поселка, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых вод и т.д.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.
Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается актами проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Дзержинским городским отделом охраны окружающей среды, государственного контроля и природопользования Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области № 59 от 13.05.2010 года.
На указанные места складирования отходов отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст.37 ч.1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии, с которой строительство сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Также, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалки, что является нарушением ст. 12 п.п. 1,2 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, в соответствии с которой создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных - федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерация, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.4, 2.5 временных «Правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления» утвержденных Минприроды России 15.07.1994 года природопользователь обязан:
принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с обходами;
соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами;
обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения);
оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном;
места складирования отходов, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя;
предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке согласовывается с территориальными органами специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Таким образом, можно сделать вывод, что складирование бытовых отходов на данных площадках недопустимо, так как этим нарушаются нормы действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
Отвод земельного участка в установленном законном порядке не осуществлен, тогда как на основании ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» - организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 10 Закона РФ «Об охране окружающей среды» - на органы местного самоуправления возлагается осуществление управления в области охраны окружающей среды на подведомственной территории.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ – земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных вредных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечения улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу требований ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ –собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий; не допускать захламление почв на землях соответствующих категорий.
Таким образом, складирование отходов на данной свалке не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. 1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996 года № 45-З следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества. При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности.
Согласно ст. 14 п.п.18,19 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация благоустройства территории поселения.
Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в ст. 5 п.п. 18,19 Устава р.п.Фролищи Володарского муниципального района Нижегородской области.
Согласно ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» - хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст.9 Конституции РФ – земля и другие природные ресурсы, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Размещение свалок отходов без соблюдения экологических требований способно привести к причинению вреда здоровья населения и окружающей среды в будущем, тогда как у граждан должна быть гарантия, что размещение несанкционированных свалок на указанных местах не создаст опасности причинения вреда в будущем.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию р.п.Фролищи Володарского района Нижегородской области организовать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора: за ул.Школьная ... на обочине грунтовой дороги общим объемом не менее 3 куб.м.; за ул.Новой ... на обочине грунтовой дороги общим объемом не менее 8 куб.м; в конце ул.Первомайской ... между прудом и грунтовой дорогой общим объемом не менее 40 куб.м.; на выезде из рабочего поселка с правой стороны за ул.Спортивной ... общим объемом мусора не менее 50 куб.м.; на выезде из рабочего поселка с правой стороны за ул.Спортивной не менее 4 куб.м., с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении – в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Володарский районный суд.
Судья Г.В.Тарасова