Решение по заявлению Прокурора о признании бездействия главы администрации п.Фролищи незаконным



Дело № 2-940 /10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 октября 2010 года г. Володарск

Судья Володарского районного суда Нижегородской области Тарасова Г.В.

С участием старшего помощника прокурора Володарского района Игнатова С.С.

при секретаре Скориковой К.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Володарского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании бездействия главы Администрации муниципального образования р.п.Фролищи Володарского района незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Володарского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании бездействия главы Администрации муниципального образования р.п.Фролищи Володарского района незаконным, мотивируя тем, что Прокуратурой Володарского района по поручению прокуратуры Нижегородской области проведена проверка обеспечения первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления. В ходе проверки, проведенной 30.08.2010 года ОГПН по Володарскому району на основании распоряжения Главного государственного инспектора Нижегородской области по пожарному надзору от 23.08.2010 года № 48 в отношении Фролищенской поселковой администрации, установлено, что главой Фролищенской поселковой администрации допущены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности: 1) не выполнены первичные меры пожарной безопасности (п.2,4,7,9 Регламента): - разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; - разработка плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; - обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; - социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. 2) не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) (п.112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации), 3) пожарные резервуары или водоемы для целей наружного пожаротушения размещены с нарушением требований пожарной безопасности, а именно: радиус обслуживания ими зданий более 200м, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (п.9.29, 9.30 СНиП 2.07.02-84); 4) не обеспечены имеющиеся на территории муниципального образования водоемы (озера) подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п.94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации); 5) у пожарных водоемов (озер), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников (п.90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации); 6) помещения администрации не обеспечены огнетушителями (менее 2 огнетушителей на этаж) (п.108 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации); 7) не установлен в здании администрации распорядительным документом (приказом, распоряжением) соответствующий противопожарный режим, в том числе не определен (п.15 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации): - порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; - порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, - порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; - действия работников при обнаружении пожара; - порядок и сроки проведения занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные за их проведение.; 8) работники администрации допущены к работе без прохождения противопожарного инструктажа (п.7 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации); 9) ответственные лица за обеспечение пожарной безопасности не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму (п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации п.31, 32 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»); 10) дверь кладовой выполнена с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (п.1.82 СНиП 2.08.02-89); 11) не проведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети (п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации п.2,12,17 Правил технической эксплуатации электропотребителей); 12) для отделки пола на путях эвакуации (общий коридор) используются материалы (линолеум) с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2 (сертификат пожарной безопасности отсутствует) (п.6.25 СНиП 21-01-97); 13) в полу на путях эвакуации имеется перепад высот менее 45 см не обеспеченный лестницей с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не менее 1:6 (п.6.28 СНиП 21-01-97). В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, руководители органов местного самоуправления. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Согласно п.9 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселений. Согласно ч.1 ст.32 Устава муниципального образования п.Фролищи глава администрации поселка назначается на должность по контракту (трудовому договору) заключенному по результатам конкурса на замещение должности на срок полномочий поселкового Совета. Кроме того, нарушения норм законодательства о пожарной безопасности нарушают интересы Российской Федерации, так как согласно ч.2 ст.4, ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Прокурор Володарского района просит признать бездействие главы администрации р.п.Фролищи Романова Павла Сергеевича по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, изложенных в акте проверки ОГПН по Володарскому району от 30.08.2010 года № 48 незаконным; обязать главу Администрации р.п.Фролищи Романова П.С. устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, изложенные в акте проверки ОГПН по Володарскому району от 30.08.2010 года № 48.

В судебном заседании старший помощник прокурора Игнатов С.С. поддержал заявленные прокурором Володарского района требования, просит их удовлетворить. Для устранений главой администрации р.п.Фролищи нарушений законодательства о пожарной безопасности просит предоставить в соответствии со ст.206 ГПК РФ срок 5 месяцев.

Заинтересованное лицо Глава Фролищенской поселковой администрации Володарского муниципального района Нижегородской области Романов П.С. в судебном заседании согласился с требованиями прокурора частично и пояснил, что в соответствии с п.п.3 п.1 Акта ОГПН от 30.08.2010 года они обеспечили население телефонной связью о пожаре, также есть договоренность с монастырем, в случае пожара бить набат в колокол. По п.2 указанного акта со стороны администрации все сделано, но поскольку вся территория принадлежит Министерству обороны, организовать противопопожарные полосы они не могут. П.6 акта выполнен, на здание администрации имеется 3 огнетушителя. Для исполнения п.8 акта он как глава администрации провел с работниками администрации противопожарный инструктаж. По п.10 Акта считает, что это не кладовая, а служебное помещение, где находится верхняя одежда работников и уборочный инвентарь, поэтому там не нужна дверь с пределом огнестойкости. По п.13 акта имеется перепад высот ступенькой на 12 см., но он незначительный. По предписанию Отделения ГПН по Володарскому району им определено устранить недостатки нарушения законодательства о пожарной безопасности до 01.12.2011 года. В случае если суд примет решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, просит также предоставить им срок не менее чем до 01.12.2011 года.

Заслушав старшего помощника прокурора Володарского района Игнатова С.С., главу Фролищенской поселковой администрации Володарского муниципального района Романова П.С., инспектора Отделения ГПН по Володарскому району Чемпосова А.П., исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором Володарского района требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГК РФ – гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Установлено, что Прокуратурой Володарского района была проведена проверка обеспечения первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст. ст. 20, 34 указанного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от 28.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона.

В ходе проверки, проведенной 30.08.2010 года ОГПН по Володарскому району на основании распоряжения Главного государственного инспектора Нижегородской области по пожарному надзору от 23.08.2010 года № 48 в отношении Фролищенской поселковой администрации, установлено, что главой Фролищенской поселковой администрации допущены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности:

1) не выполнены первичные меры пожарной безопасности (п.2,4,7,9 Регламента): - разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; - разработка плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; - обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; - социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

2) не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) (п.112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации),

3) пожарные резервуары или водоемы для целей наружного пожаротушения размещены с нарушением требований пожарной безопасности, а именно: радиус обслуживания ими зданий более 200м, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (п.9.29, 9.30 СНиП 2.07.02-84);

4) не обеспечены имеющиеся на территории муниципального образования водоемы (озера) подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п.94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации);

5) у пожарных водоемов (озер), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников (п.90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации);

6) помещения администрации не обеспечены огнетушителми (менее 2 огнетушителей на этаж) (п.108 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации);

7) не установлен в здании администрации распорядительным документом (приказом, распоряжением) соответствующий противопожарный режим, в том числе не определен (п.15 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации): - порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; - порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, - порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; - действия работников при обнаружении пожара; - порядок и сроки проведения занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные за их проведение.;

8) работники администрации допущены к работе без прохождения противопожарного инструктажа (п.7 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации);

9) ответственные лица за обеспечение пожарной безопасности не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму (п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации п.31, 32 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

10) дверь кладовой выполнена с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (п.1.82 СНиП 2.08.02-89);

11) не проведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети (п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации п.2,12,17 Правил технической эксплуатации электропотребителей);

12) для отделки пола на путях эвакуации (общий коридор) используются материалы (линолеум) с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2 (сертификат пожарной безопасности отсутствует) (п.6.25 СНиП 21-01-97);

13) в полу на путях эвакуации имеется перепад высот менее 45 см не обеспеченный лестницей с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не менее 1:6 (п.6.28 СНиП 21-01-97).

В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, руководители органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Согласно п.9 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселений.

Согласно ч.1 ст.32 Устава муниципального образования п.Фролищи глава администрации поселка назначается на должность по контракту (трудовому договору) заключенному по результатам конкурса на замещение должности на срок полномочий поселкового Совета.

В силу п.3 ч.6.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Изложенные нарушения норм законодательства о пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Кроме того, нарушения норм законодательства о пожарной безопасности нарушают интересы Российской Федерации, так как согласно ч.2 ст.4, ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В качестве способа защиты нарушенных прав ст.11 ГК РФ предусмотрена судебная защита.

Статьей 12 ГК РФ одним из способов зашиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Судом установлено, что бездействие главы администрации р.п.Фролищи по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, изложенных в акте проверки ОГПН по Володарскому району от 30.08.2010 года № 48 ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Данный факт также нашел подтверждение в судебном заседании инспектором Отделения ГПН по Володарскому району Чемпосовым А.П. о том, что на своей подведомственной территории за требования пожарной безопасности отвечает администрация местного самоуправления, поэтому в связи с нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности в отношении главы Фролищенской поселковой администрации был оформлен акт от 30.08.2010 года № 48.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ – В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с изложенным, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора Володарского района о признании бездействия главы Фролищенской поселковой администрации Володарского муниципального района по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, незаконным.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные прокурором Володарского района требования удовлетворить.

Признать бездействие главы Фролищенской поселковой администрации Романова Павла Сергеевича по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, изложенных в акте проверки ОГПН по Володарскому району от 30.08.2010 года № 48 незаконным.

Обязать главу Фролищенской поселковой администрации Романова Павла Сергеевича устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, изложенные в акте проверки ОГПН по Володарскому району от 30.08.2010 года № 48 – до 01.12.2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Володарский районный суд.

Судья Г.В.Тарасова