Решение по иску о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2-918/10 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Володарск 15 ноября 2010 года

Судья Володарского районного суда Нижегородской области Тарасова Г.В.

при секретаре Скориковой К.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыгановой Веры Алексеевны к филиалу Федерального бюджетного учреждения войсковая часть 21374, Министерству обороны РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области о признании права собственности на квартиру,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Цыганова В.А. обратилась в суд с данным иском мотивируя тем, что на основании Ордера № 46 ей Цыгановой Вере Алексеевне была выделена квартира по адресу <адрес>. В настоящее время в квартире зарегистрирована она Цыганова Вера Алексеевна. До сентября 2009 года населенный пункт имел статус закрытого военного городка Вооруженных сил РФ, что являлось причиной, препятствующей оформлению в собственность занимаемой ею квартиры. На основании Распоряжения Правительства РФ от 15.09.2009 года №1330-р вышеуказанный статус с поселка был снят. Она обратилась с заявлением в войсковую часть 21374, в оперативном управлении которой находится жилой фонд населенного пункта, о передаче занимаемой квартиры в собственность в порядке приватизации. 07.09.2010 года ей был получен ответ, в котором было указано, что у войсковой части нет необходимых документов от собственника жилья на распоряжение жилым фондом, то есть отсутствует доверенность и документы, регламентирующие порядок передачи жилого помещения в собственность граждан. Таким образом, в безвозмездной передаче занимаемого ею жилого помещения, в настоящее время отказано. В соответствии со ст.1 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации»: «приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилом форде, а для граждан Российской федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений». В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»: «граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних». Таким образом, действующее законодательство предусматривает передачу в собственность граждан жилых помещений, находящихся как в государственной, так и в муниципальной собственности, а также и жилых помещений, находящихся в ведомственном фонде. При этом отсутствие решений каких-либо органов власти, иных государственных структур о передаче жилья в муниципальную собственность, либо отсутствие порядка передачи жилья гражданам не может препятствовать осуществлению гражданами права, предусмотренного Законом РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», и их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления соответствующих документов. Истец Цыганова В.А. просит признать за ней Цыгановой Верой Алексеевной право собственности на квартиру общей площадью 30,0 кв.м, жилой площадью 16,5 кв.м. по адресу <адрес>.

В судебное заседание истец Цыганова В.А. не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель истца Цыгановой В.А. – Гурылева О.Л. поддержала исковые требования, телефонограммой просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие истца и ее представителя.

Представитель ответчика филиала войсковая часть 21374 Федерального бюджетного учреждения – Управления Московского военного округа о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, из отзыва следует, что исковые требования Цыгановой В.А. не признает, указав, что в соответствии с п.12 ст.1 ФЗ от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью. И находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Жилое помещение по адресу <адрес>, входит в жилищный фонд, который является имуществом Министерства обороны РФ и передан в оперативное управление войсковой части 21374. Филиал войсковая часть 21374 федерального бюджетного учреждения – Управления Московского военного округа является обособленным подразделением юридического лица и действует на основании положения и доверенности. Положением о филиале войсковая часть 21374 и доверенностью от 12.03.2010 года № 28/27 на командира войсковой части 21374 закреплены полномочия филиала, где указано, что филиал не имеет права совершать сделки, возможными последствиями которого является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за филиалом. Таким образом, войсковая часть 21374 не имеет права осуществить передачу указанного выше жилого помещения заявителям, так как не имеет на то необходимых полномочий. В соответствии с Указом Президента от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны РФ» Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. Тем же указом Минобороны России наделено полномочиями осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ. В соответствии с п.22 ст.6 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» порядок передачи, представления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящемся у Вооруженных сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. П.п а п.1 Постановления Правительства закрепляет за Минобороны РФ осуществление от имени РФ юридических действий по защите имущественных прав и законных интересов РФ при управлении имуществом ВС РФ и подведомственных МО РФ организаций и его приватизации. Следовательно, ответчиком по данному иску должно выступать Министерство Обороны РФ. Войсковая часть 21374 не наделена необходимыми полномочиями и фактически не может нарушить право гражданина на жилище. Ответ, данный истцу от лица командира войсковой части, отказом не является, а лишь ставит гражданина в известность о том, что войсковая часть на вправе осуществить приватизацию. В настоящее время конкретный механизм безвозмездной передачи гражданам жилищного фонда, находящегося в оперативном управлении войсковых частей Министерства обороны, законодательно не закреплен. Решение о передаче жилищного фонда населенного пункта должно приниматься Министерство Обороны РФ. В отношении требований истца о проведении инвентаризации и кадастрового учета указанного жилого дома указала, что войсковая часть 21374 произвела ориентировочный расчет необходимой для инвентаризации и паспортизации суммы и, так как войсковая часть 21374 является бюджетным учреждением и не имеет собственных средств для оплаты указанных мероприятий, направила соответствующий запрос вышестоящим организациям на выделение бюджетных ассигнований. Денежные средства на счет войсковой части не поступали, на основании того, что не имеется целевой статьи для перечисления указанной суммы. Все зависящие от войсковой части мероприятия по оформлению технической документации на жилые дома проведены добросовестно. Требования истца обязать войсковую часть 21374 провести инвентаризацию и кадастровый учет спорного жилого дома считает необоснованными.

Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Ответчик Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причина неявки неизвестна, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие их представителя.

Изучив представленные документы в их совокупности в соответствии с требованиями ст.ст.55, 59, 60 ГПК РФ, суд находит исковые требования Цыгановой В.А. подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 года № 1541-1 (с изменениями) - граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Согласно ст. 6 Закона Нижегородской области от 07.04.2004 года № 26-З "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" (ч.1) Объектом приватизации жилого помещения в Нижегородской области может быть отдельная квартира при согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или жилое помещение в коммунальной квартире при согласии всех совместно проживающих в приватизируемой комнате (комнатах) коммунальной квартиры совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст.218 ГК РФ – право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В судебном заседании установлено, что Цыгановой В.А. на основании ордера № 46 предоставлена квартира по адресу <адрес>

населенный пункт района до сентября 2009 года имел статус закрытого военного городка.

Распоряжением Правительства РФ от 15.09.2009 года № 1330-р с пос.Смолино Володарского района снят статус "закрытого военного городка". Жилое помещение, занимаемое истцом приобрело статус жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, ограничений в приватизации которого, предусмотренных Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" не имеется.

Жилищный фонд, расположенный в населенном пункте, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении филиала войсковой части 21374, который решает вопросы распределения жилых помещений, их технического содержания.

Истец Цыганова В.А. обратилась к командиру войсковой части 21374 населенного пункта с заявлением о передаче ей в собственность занимаемого ей жилого помещения в порядке приватизации и 07.09.2010 года истцу было отказано в передаче жилого помещения в собственность.

Также установлено, что указанная квартира находится в пользовании истца Цыгановой В.А., иных зарегистрированных и проживающих лиц в данной квартире нет. При этом Цыганова В.А. зарегистрирована в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Право собственности на данное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, правообладателей нет, что подтверждается выпиской из архива ВФ ГП НО "Нижтехинвентаризация", справкой ГП НО "Нижтехинветаризация".

Цыганова В.А. ранее в приватизации не участвовала. Данный вывод основан на сведениях о регистрации Цыгановой В.А. в спорном жилом помещении, сведений об отсутствии регистрации права собственности на жилое помещение в ГП НО "Нижтехинвентаризация".

Квартира является самостоятельным объектом недвижимости, находится в оперативном управлении войсковой части 21374 населенного пункта, она не относится к числу жилых помещений, приватизация которых запрещена законом.

В соответствие с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", Законом Нижегородской области "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" истец Цыганова В.А. имеет право приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных указанными законами. У суда нет правовых оснований для ограничения данного права. За Цыгановой В.А. следует признать право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.

В связи с изложенным и руководствуясь ст.ст.12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Цыгановой Веры Алексеевны удовлетворить.

Признать за Цыгановой Верой Алексеевной, ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру, находящуюся по адресу <адрес>, общей площадью 30,0 кв.м., в том числе жилой площадью 16,5 кв.м. в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вынесения в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Володарский районный суд.

Судья п/п Г.В.Тарасова

<данные изъяты>