Дело № 2-1050 /10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2010 года г. Володарск
Судья Володарского районного суда Нижегородской области Тарасова Г.В.
при секретаре Хлебновой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановой А.В. об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении
У С Т А Н О В И Л:
Иванова А.И. обратилась в суд с заявлением об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении, мотивируя тем, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной Войны, руководствуясь положениями Федерального Закона РФ «О Ветеранах», Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» № 714 от 07.05.2008 года, она обратилась в Администрацию г. Володарска с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении. К заявлению были приложены все соответствующие документы, подтверждающие ее право, как вдовы инвалида ВОВ на обеспечение жильем. 01.11.2010 года Администрацией г.Володарска, учитывая рекомендации жилищной комиссии при администрации г.Володарска было вынесено Постановление № 142 «Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении Ивановой А.В.». Единственным основанием для отказа послужило отчуждение ей в 2006 году жилого дома по адресу: <адрес>. Она считает, что данное Постановление администрации г. Володарска № 142 «Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении Ивановой А.В.» от 01.11.2010 года не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям: Администрация мотивировала свой отказ положениями ст.54 ЖК РФ «не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок», в соответствии со ст. 53 ЖК РФ «граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий». В Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года № 258-О-О, указано, что «по смыслу ст. 53 ЖК РФ. .. ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем». До 2006 года она проживала <адрес>, где ей принадлежал одноэтажный бревенчатый жилой дом 1957 года постройки, без удобств. В связи с тем, что она проживала одна и в силу своего преклонного возраста, ей было тяжело самостоятельно себя обслуживать и содержать дом, поэтому в 2006 году был отчужден жилой дом с земельным участком <адрес> и она переехала на постоянное место в г. Володарск, где проживает семья сына, и которые обеспечивают за ней постоянный уход. То есть отчуждение жилого дома было вызвано жизненной необходимостью, а не намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Продажа дома была совершена в 2006 году, когда она не могла знать о принятии в 2008 году Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» № 714 от 07.05.2008 года, что также подтверждает отсутствие умысла на преднамеренное ухудшение своих жилищных условий. Она считает, что отказ в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и Постановление № 142 «Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении Ивановой А.В.» от 01.11.2010 года незаконным и необоснованным, нарушающим ее права, предусмотренные Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» № 714 от 07.05.2008 года. Заявитель Иванова А.И. просит признать Постановление Администрации г. Володарска Володарского района Нижегородской области № 142 «Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении Ивановой А.В.» от 01.11. 2010 года не соответствующим закону; обязать Администрацию г. Володарска Володарского района Нижегородской области признать Иванову А.В. ДД.ММ.ГГГГ, нуждающейся в жилом помещении.
Заявитель Иванова А.И. в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает, просит суд удовлетворить их.
Заинтересованное лицо Администрация г. Володарска Нижегородской области в лице представителя Рызаева А.Г. по доверенности в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по следующим основаниям: решением жилищной комиссии при администрации г. Володарска от 01.11.2010 года № 134, главе администрации г. Володарска было рекомендовано отказать Ивановой А.В. в постановке на учет нуждающейся в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что у заявительницы не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. В данном случае речь идет о том, что Иванова А.В., с намерением приобретением права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении совершила действие, в результате которого она может быть признана нуждающейся в жилом помещении. Однако, в таком случае, в соответствии со ст.53 ЖК РФ, она должна быть принята на учет нуждающейся не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий. Иванова А.В. 21.08.2006 года заключила договор дарения земельного участка и жилого дома на основании которого произвела отчуждение полностью принадлежавшего ей недвижимого имущества. В соответствии с п.5 ч.3 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года № 179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», к действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий относится отчуждение жилого помещения, доли жилого помещения за исключением безвозмездной передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. В данном случае, жилищная комиссия при администрации г. Володарска сочла вышеуказанные действия Ивановой А.В., на основании вышеуказанного закона, по отчуждению имевшегося в ее собственности жилого помещения намеренными, с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. По результатам рассмотрения ее обращения было вынесено постановление от 01.11.2010 года № 142, согласно которому Ивановой А.В., было отказано в постановке на учет нуждающейся на основании п.3 4.1 ст.54 ЖК РФ. По их мнению, данное постановление не противоречит действующему законодательству РФ, и отмене не подлежит. Учитывая приведенные доводы в опровержении заявленных требований, администрация г. Володарска считает отказ Ивановой А.В., в признании ее нуждающейся в жилом помещении, отраженный в Решении жилищной комиссии при администрации г. Володарска от 01.11.2010 года № 134 и Постановлении от 01.11.2010 года № 142 на основании п.3 ч. 1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, законным и обоснованным. Просят суд отказать Ивановой Ангелине Васильевне в требованиях к Администрации г.Володарска о признании постановления об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий не соответствующим закону, и обязании администрации г. Володарска признать Иванову А.В. нуждающейся в жилом помещении.
Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив представленные документы в их совокупности в соответствии с требованиями ст. ст. 55, 59, 60 ГПК РФ, суд находит заявленные требования Ивановой Ангелины Васильевны подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Администрация г.Володарска Нижегородской области рассмотрев заявление Ивановой Ангелины Васильевны (являющейся женой умершего инвалида ВОВ) зарегистрированной по адресу <адрес> признании ее нуждающейся в жилом помещении, учитывая рекомендации жилищной комиссии при администрации г.Володарска решение № 134 от 11.11.2010 года, постановила в признании Ивановой А.В. нуждающейся в жилом помещении отказать на основании ч.1 п.3 ст. 54 ЖК РФ, это следует из Постановления администрации г. Володарска от 01.11.2010 года № 142.
С данным постановлением заявитель Иванова А.В. не согласна.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.4 ст.21 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года – обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ и ст.3 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года № 179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качествен нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» - Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 52 ЖК РФ – ч.3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
ч.4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
ч.5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ – Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст. 54 ЖК РФ – ч.1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Ч.2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Ч.3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Установлено, что 21.08.2006 года Иванова А.В. продала принадлежащий ей на праве частной собственности жилой дом бревенчатый общей площадью 40,8 кв.м., в том числе жилой площадью 26,3 кв.м. (литер А), с хозяйственными постройками (литер а, а 1, Г1-Г5) и земельный участок площадью 1705 кв.м., расположенные по адресу <адрес>. Это подтверждается договором купли-продажи и передаточным актом от 21.08.2006 года.
Согласно справке администрации Пригородного сельского поселения <адрес> № 425 от 20.05.2010 года Иванова А.В. ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала по адресу <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в доме принадлежащем ей на праве личной собственности, не имеющем удобств, год постройки 1957 года.
Из справки ТО Министерства социальной политики Нижегородской области (управление социальной защиты населения Володарского района) от 01.11.2010 года № 405-34/1777 видно, что Иванова А.В. является женой инвалида Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах».
В Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года № 258-О-О, указано, что «по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем».
Доводы представителя ответчика о том, что Иванова А.В., с намерением приобретением права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении совершила действие, в результате которого она может быть признана нуждающейся в жилом помещении, поэтому в соответствии со ст.53 ЖК РФ, она должна быть принята на учет нуждающейся не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий, суд находит не состоятельными, поскольку не представлены для этого суду доказательства что Иванова А.В. умышленно ухудшила себе жилищные условия.
Установлено, что отчуждение Ивановой А.В. жилого дома было вызвано жизненной необходимостью, а не намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку она проживала одна и в силу своего преклонного возраста, ей было тяжело самостоятельно себя обслуживать и содержать дом, поэтому в 2006 году был отчужден жилой дом с земельным участком в Ярославской области и она переехала на постоянное место в г. Володарск, где проживает семья сына, и которые обеспечивают за ней постоянный уход.
Таким образом, Иванова А.В., являясь женой инвалида Великой Отечественной войны, согласно Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на меры социальной поддержки, в том числе право нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В связи с изложенным, заявленные Ивановой А.И. требования о признании Постановления Администрации г. Володарска Володарского района Нижегородской области № 142 «Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении Ивановой А.В.» от 01.11. 2010 года незаконным; обязании Администрацию г. Володарска Володарского района Нижегородской области признать Иванову А.В. ДД.ММ.ГГГГ, нуждающейся в жилом помещении, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные Ивановой А.И. требования удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Администрации г. Володарска Володарского района Нижегородской области № 142 от 01.11.2010 года «Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении Ивановой А.В.».
Обязать Администрацию г. Володарска Володарского района Нижегородской области признать Иванову А.В. ДД.ММ.ГГГГ, нуждающейся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней
со дня принятия решения в окончательной форме через Володарский районный суд.
Судья Г.В.Тарасова