Дело № 2-714/11 <данные изъяты> Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Володарск 30 августа 2011г. Судья Володарского районного суда Нижегородской области Ермакова И.А. С участием истца Сомовой А.М., представителя ответчика по доверенности Карташовой В.Г. при секретаре Шитовой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сомовой А.М. к Министерству обороны РФ, испытательному полигону ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России», ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Истец Сомова А.М. обратилась в суд с данным иском, мотивируя тем, что она и члены её семьи на основании ордера от апреля 1969г. получили квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, находившуюся в то время в закрытом военном городке.Таким образом, в спорную квартиру она с семьёй вселились законно, постоянно проживает в ней с 27.12.1971г. по настоящее время, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносит своевременно. Других жилых помещений у неё не имеется. Так как ордер был выдан на её супруга С.Г.И., <данные изъяты>, она обратилась к командиру войсковой части 21374 с заявлением поменять ордер на договор социального найма. В настоящее время она занимает жилое помещение по вышеуказанному адресу на основании договора социального найма № 61 от 28.12.2010г. Распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2009г. п.Смолино был исключен из числа закрытых городков. Ссылаясь на данное распоряжение, она обратилась к начальнику ИП <данные изъяты> ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» с заявлением о передаче в собственность занимаемой жилой площади, в целях приватизировать указанную квартиру, так как с момента действия Закона РФ «О приватизации жилого фонда РФ» в приватизации жилья она не учавствовала. В настоящий момент Постановлением Конституционного Суда РФ № 6-П от 15.06.2006г. правом на приватизацию пользуются все граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма, независимо от времени предоставления этих жилых помещений. На заявление был получен ответ, что с подобным заявлением необходимо обратиться к начальнику ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России». На имя начальника ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» ею было подано заявление, на что получен ответ, что у ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» отсутствуют правовые основания для передачи жилых помещений в собственность граждан и что решение принимает Департамент жилищного обеспечения. В Департамент жилищного обеспечения ею так же было направленно подобное заявление, но ответ по настоящее время не получен. Отсутствие решений каких-либо органов власти, иных государственных структур о передаче жилья в муниципальную собственность, либо отсутствие порядка передачи жилья гражданам, не может препятствовать осуществлению гражданами права предусмотренного Законом РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» и его реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления соответствующих документов. Считает, что основания в правомерном отказе ей отсутствуют. Указанная квартира, не является квартирой, не подлежащей приватизации, согласно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Считает незаконным отказ о передаче ей в собственность жилого помещения по вышеуказанному адресу. В соответствии в Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993г № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплён, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства». Истец Сомова А.М. просит признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 42,0 кв.м., в том числе жилой площадью 26,5 кв.м., в порядке приватизации. В судебном заседании истец Сомова А.М. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя. Представитель ответчика испытательного полигона ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя. Представитель ответчика ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России по доверенности Карташова В.Г. исковые требования Сомовой А.М. не признала, показав, что в соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями Минобороны России на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Жилищный фонд поселка закреплен на праве оперативного управления за ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России». В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. В соответствии со ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления. Жилищный фонд поселка находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Учетом и распределением жилья в Министерстве обороны Российской Федерации занимается Департамент жилищного обеспечения МО РФ. Ведением жилого фонда поселка занимается Департамент жилищного обеспечения западного военного округа по адресу: <адрес> Истец не обращался в указанное выше учреждение, тем самым нарушил досудебный порядок обращения к ответчику. Таким образом, ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» является ненадлежащим ответчиком, а решение о передаче жилищного фонда поселка находится в компетенции Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Также показала, что испытательный полигон является структурным подразделением ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России», а Департамент жилищного обеспечения МО РФ структурным подразделением Министерства обороны РФ. Жилой фонд р.п.Смолино является федеральной собственностью, собственник Министерство обороны РФ. Представитель третьего лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленного отзыва просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> числится в реестре федерального имущества и находится в оперативном управлении Государственного учреждения войсковая часть 21374. Порядок приватизации жилых помещений определен Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации). На основании ст. 2 данного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 6, 7 Закона о приватизации передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется: - уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления; - государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения; - государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Приватизация жилья носит добровольный характер и требует согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является имуществом Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Также Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями осуществлять в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у вооруженных сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству Обороны Российской Федерации организаций и его приватизации. На основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области. Согласно указанного Положения, Территориальное управление не наделено полномочиями по предоставлению жилья гражданам, вселению, выселению граждан из занимаемых ими жилых помещений и не осуществляет контроль за проживанием граждан в указанных жилых помещениях. В свою очередь Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области не имеет правовых оснований препятствовать в приватизации данного объекта недвижимости. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона, участвующая в деле, должна доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Территориальное управление считает возможным оставить вопрос об удовлетворении искового заявления истца на усмотрение суда. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя. Заслушав истца Сомову А.М., представителя ответчика Карташову В.Г., изучив представленные документы в их совокупности в соответствии с требованиями ст.ст.55, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования Сомовой А.М. подлежащими частичному удовлетворению. В соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 N 1541-1 (с изменениями) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Согласно ст.6 Закона Нижегородской области от 7 апреля 2004 г. N 26-З "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" (ч.1) Объектом приватизации жилого помещения в Нижегородской области может быть отдельная квартира при согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или жилое помещение в коммунальной квартире при согласии всех совместно проживающих в приватизируемой комнате (комнатах) коммунальной квартиры совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В судебном заседании установлено, что С.Г.И. и членам его семьи на основании ордера была предоставлена ведомственная квартиру по адресу: <адрес>, находившаяся в указанный период времени в закрытом военном городке и являющаяся государственной собственностью. Между Сомовой А.М. и войсковой частью 21374 заключен договор социального найма жилого помещения № 61 от 28.12.2010г. 15 сентября 2009г. согласно распоряжения Правительства РФ № 1330-Р с указанного населенного пункта статус «закрытого военного городка» снят. 26 ноября 2010 года Сомова А.М. обратилась в войсковую часть 21374 п.Смолино, как организацию в чьем оперативном управлении находится жилой фонд поселка, с заявлением о безвозмездной передачи ей указанной квартиры в собственность, в последующем обратилась в ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России, в Департамент жилищного обеспечения МО РФ. В передаче ей жилого помещения в собственность ответчики возражают, так как считают себя не должным лицом, к которому должны обращаться граждане по вопросу приватизации, по причине отсутствия должным образом оформленных полномочий по отчуждению имущества у командования части, отсутствия руководящих документов, определяющих механизм безвозмездной передачи жилого помещения в собственность. Также установлено, что указанная квартира находится в пользовании истца Сомовой А.М., при этом она зарегистрирована в данной квартире ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается выписками из финансово-лицевого счета, из домовой книги. Иных лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении, не имеется. Право собственности на данное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, правообладателей нет, что подтверждается выпиской из архива ВФ ГП НО "Нижтехинвентаризация", справкой ГП НО "Нижтехинветаризация". Сомова А.М. ранее в приватизации не участвовала. Данный вывод основан на сведениях о регистрации Сомовой А.М. в спорном жилом помещении, сведений об отсутствии регистрации права собственности Сомовой А.М. на жилые помещения в архиве ВФ ГП НО "Нижтехинвентаризация, ГП НО "Нижтехинвентаризация". Квартира является самостоятельным объектом недвижимости, находится в федеральной собственности, она не относится к числу жилых помещений, приватизация которых запрещена законом. В соответствие с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", Законом Нижегородской области "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" истец Сомова А.М. имеет право приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных указанными законами. У суда нет правовых оснований для ограничения данного права. За Сомовой А.М. следует признать право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации. Суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по указанному делу является Министерство обороны РФ – собственник жилого фонда, расположенного в поселке в удовлетворении исковых требований Сомовой А.М. к испытательному полигону ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России», ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» следует отказать, удовлетворив исковые требования истца частично. Доводы представителя ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» о том, что ведением жилого фонда поселка занимается Департамент жилищного обеспечения западного военного округа и истец нарушил досудебный порядок урегулирования спора, судом во внимание приняты быть не могут. Так в судебном заседании установлено, что жилой фонд рабочего поселка Смолино является федеральной собственностью, собственником имущества является Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения западного военного округа является его структурным подразделением, что было подтверждено в судебном заседании представителем ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России». Истец Сомова А.М. обращалась в Министерство обороны РФ с заявлением о передаче ей в собственность жилого помещения, ответа на заявление не получено до настоящего времени, Министерство обороны РФ привлечено к участию в данном деле, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56-57, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Сомовой А.М. удовлетворить частично. Признать за Сомовой А.М., ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью 42,0 кв.м., в том числе жилой площадью 26,5 кв.м., в порядке приватизации. В удовлетворении исковых требований Сомовой А.М. к испытательному полигону ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России», ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» отказать. Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок со дня принятия в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Володарский районный суд <адрес>. Судья п/п И.А.Ермакова <данные изъяты>