Решение по иску о понуждении к совершению действий



Дело № 2-786/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Володарск 08 сентября 2011 года

Володарский районный суд в составе председательствующего судьи Главинского А.А., с участием помощника прокурора Володарского района Амосова М.С., директора МОУ СОШ № 50 Косачевой И.Б., представителя Администрации Володарского муниципального района Нижегородской области Радецкой С.В., при секретаре Салаховой Э.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Володарского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к МОУ СОШ № 50 о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Володарского района обратился в суд с иском к МОУ СОШ № 50 о понуждении к совершению действий, мотивируя тем, что прокуратурой Володарского района по поручению прокуратуры Нижегородской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности муниципальным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа № 50 (МОУ СОШ № 50). В ходе проверки, проведенной с привлечением специалиста ОГПН по Володарскому району, в деятельности МОУ СОШ № 50 выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- двери лестничных клеток не оборудованы уплотнениями в притворах (п. 3 Правил, п. 6.18 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- на путях эвакуации используются материалы с несоответствующими показателями пожарной опасности (линолеум) (п. 3 Правил, п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- в помещении подвала допускается складирование сгораемых материалов (строительные леса) (п. 513 Правил);

- отсутствует молниезащита здания (п. 3 Правил, СО 153-34.21.122-2003).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации, кроме прочего, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу ст.ст. 20, 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу ч. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно п. 1.7, 4.2, 4.4 Устава МОУ СОШ № 50, утвержденного постановлением администрации Володарского муниципального района №780 от 10.08.2010 г., Учредителем Школы является администрация Володарского муниципального района. В целях обеспечения образовательной деятельности Комитет по управлению муниципальным имуществом, действующий от имени собственника муниципального имущества, закрепляет за Школой на праве оперативного управления имущество: здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения. Школа владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней на праве оперативного управления имуществом.

В соответствии со ст. 20, 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Изложенные нарушения норм законодательства о пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения.

Кроме того, нарушения норм законодательства о пожарной безопасности нарушают интересы Российской Федерации, так как согласно ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Прокурор Володарского района просит обязать МОУ СОШ № 50 устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проведенной прокуратурой Володарского района с привлечением специалиста ОГПН по Володарскому району проверки, установить МОУ СОШ № 50 срок для совершения указанных действий.

В судебном заседании помощник прокурора Володарского района Амосов М.С. поддержал исковые требования прокурора Володарского района и просил их удовлетворить, срок для исполнения решения суда в соответствии со ст.206 ГПК РФ просит установить до 01.09.2012 года.

Ответчик МОУ СОШ № 50 в лице директора Косачевой И.Б. исковые требования признала, заявив, что ей принимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений, однако на это необходимы большие финансовые затраты. Обязуется устранить нарушения в полном объеме до конца 2012 года.

Представитель третьего лица Администрации Володарского муниципального района по доверенности Радецкая С.В. пояснила, что в 2011 году финансирование на устранение выявленных нарушений в бюджете не заложено. Администрация района будет ходатайствовать перед Земским Собранием о выделении денежных средств на эти цели в 2012 году.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст.59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит исковые требования прокурора Володарского района подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст. 11 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

В силу ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В судебном заседании установлено, что 08.08.2011 г. прокуратурой Володарского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности муниципальным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа № 50 (МОУ СОШ № 50).

В ходе проверки в деятельности МОУ СОШ № 50 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- двери лестничных клеток не оборудованы уплотнениями в притворах (п. 3 Правил, п. 6.18 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- на путях эвакуации используются материалы с несоответствующими показателями пожарной опасности (линолеум) (п. 3 Правил, п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- в помещении подвала допускается складирование сгораемых материалов (строительные леса) (п. 513 Правил);

- отсутствует молниезащита здания (п. 3 Правил, СО 153-34.21.122-2003).

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно пп. 1.7, 4.2, 4.4 Устава МОУ СОШ № 50, утвержденного постановлением администрации Володарского муниципального района №780 от 10.08.2010 г., учредителем школы является администрация Володарского муниципального района. В целях обеспечения образовательной деятельности Комитет по управлению муниципальным имуществом, действующий от имени собственника муниципального имущества, закрепляет за школой на праве оперативного управления имущество: здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения. Школа владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней на праве оперативного управления имуществом.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязательств в натуре.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом установленных обстоятельств, суд находит исковые требования прокурора Володарского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56-57, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Володарского района удовлетворить.

Обязать МОУ СОШ № 50 устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- двери лестничных клеток не оборудованы уплотнениями в притворах (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- на путях эвакуации используются материалы с несоответствующими показателями пожарной опасности (линолеум) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- в помещении подвала допускается складирование сгораемых материалов (строительные леса) (п. 513 ППБ 01-03);

- отсутствует молниезащита здания (п. 3 ППБ 01-03, СО 153-34.21.122-2003)

Установить срок для исполнения решения суда до 01.09.2012 г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Володарский районный суд.

Судья А.А. Главинский