Решение по иску о признании права собственности на жилое помещение



Дело № 2-949/11 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Володарск 21 ноября 2011г.

Судья Володарского районного суда Нижегородской области Ермакова И.А.

С участием представителя третьего лица по доверенности Карташовой В.Г.

при секретаре Таракберовой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой В.Ф. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области, Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения западного военного округа о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Козлова В.Ф. обратилась в суд с данным иском, мотивируя тем, что она получила ведомственную квартиру по адресу: <адрес>, находившуюся то время в закрытом военном городке и являющейся государственной собственностью. 15 сентября 2009г. согласно распоряжения Правительства РФ № 1330-р с указанного населенного пункта статус «закрытого военного городка» снят. 18.08.2011 г. она обратилась в ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» по вопросу передачи жилого помещения в собственность, однако ответа не получила до настоящего времени. Действующее законодательство предусматривает передачу в собственность граждан жилых помещений, находящихся как в государственной, так и в муниципальной собственности, а также и жилых помещений, находящихся в ведомственном фонде. При этом отсутствие решений каких-либо органов власти, иных государственных структур о передачи жилья в муниципальную собственность, либо отсуствие срока передачи жилья гражданам не может препятствовать осуществлению гражданами права, предусмотренного Законом РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «Приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», и их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления соответствующих документов. С момента действия Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» в приватизации жилья она не участвовала.

Истец Козлова В.Ф. просит признать за ней право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью 39,1 кв.м., в том числе жилой площадью 25,3 кв.м., в порядке приватизации.

Истец Козлова В.Ф. о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представитель истца по доверенности Белянина С.Е. просит дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования поддерживает. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие истца и ее представителя. В судебных заседаниях 14.10.2011г., 17.11.2011г. представитель истца по доверенности Белянина С.Е. поддержала исковые требования Козловой В.Ф., просит суд удовлетворить их в полном объеме. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие истца.

Представитель ответчика Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель ответчика Департамент жилищного обеспечения западного военного округа в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленного отзыва просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> числится в реестре федерального имущества и находится в оперативном управлении войсковой части 21374.

Порядок приватизации жилых помещений определен Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации). На основании ст. 2 данного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6, 7 Закона о приватизации передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется:

-     уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления;

-       государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения;

- государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Приватизация жилья носит добровольный характер и требует согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является имуществом Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Также Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями осуществлять в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у вооруженных сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству Обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.

На основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области.

Согласно указанного Положения, Территориальное управление не наделено полномочиями по предоставлению жилья гражданам, вселению, выселению граждан из занимаемых ими жилых помещений и не осуществляет контроль за проживанием граждан в указанных жилых помещениях. В свою очередь Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области не имеет правовых оснований препятствовать в приватизации данного объекта недвижимости.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона, участвующая в деле, должна доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Считает, что Территориальное управление является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России по доверенности Карташова В.Г. исковые требования Козловой В.Ф. не признала, показав, показав, что в соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями Минобороны России на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Жилищный фонд поселка закреплен на праве оперативного управления за ФБУ «З ЦНИИ Минобороны России».

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Жилищный фонд поселка является имуществом Министерства обороны РФ. Полномочиями по распоряжению имуществом Министерства обороны возложены на Департамент имущественных отношений Министерства обороны.

Таким образом, решение о передаче жилищного фонда поселка находится в компетенции Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

Истец не обращался в указанное выше учреждение, тем самым нарушил досудебный порядок обращения к ответчику.

Также показала, что Департамент имущественных отношений МО РФ является структурным подразделением Министерства обороны РФ. Жилой фонд р.п.Смолино является федеральной собственностью, собственник Министерство обороны РФ.

Заслушав представителя третьего лица Карташову В.Г., изучив представленные документы в их совокупности в соответствии с требованиями ст.ст.55, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования Козловой В.Г. подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 N 1541-1 (с изменениями) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Согласно ст.6 Закона Нижегородской области от 7 апреля 2004 г. N 26-З "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" (ч.1) Объектом приватизации жилого помещения в Нижегородской области может быть отдельная квартира при согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или жилое помещение в коммунальной квартире при согласии всех совместно проживающих в приватизируемой комнате (комнатах) коммунальной квартиры совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В судебном заседании установлено, что Козловой В.Ф. предоставлена квартира по адресу: <адрес>, находившаяся то время в закрытом военном городке и являющаяся федеральной собственностью.

15 сентября 2009г. согласно распоряжения Правительства РФ № 1330-р с указанного населенного пункта статус «закрытого военного городка» снят.

22 февраля 2011 года на указанное жилое помещение между Козловой В.Ф. и филиалом войсковая часть 21374 ФБУ Управление Московского военного округа заключен договор социального найма жилого помещения № 27.

В настоящее время квартира находится в оперативном управлении ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» (войсковой части 21374). В указанную организацию истец обратился по вопросу передачи ей указанного жилого помещения в собственность.

Как следует из ответа ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» решение о передаче жилого помещения в собственность принимает уполномоченный орган (его структурное подразделение), каковым является Департамент жилищного обеспечения. У ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» отсутствуют правовые основания для передачи жилых помещений в собственность граждан.

Установлено, что указанная квартира находится в пользовании истца Козловой В.Ф., при этом она зарегистрирована в данной квартире с 27.01.1999г. по настоящее время, что подтверждается выпиской из домовой книги.

Право собственности на данное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, правообладателей не имеется, что подтверждается сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 17.08.2011г., выпиской из архива ВФ ГП НО "Нижтехинвентаризация" № 1949 от 19.08.2011г., справкой ГП НО "Нижтехинвентаризация" № 1946 от 19.08.2011г., договором социального найма жилого помещения № 27 от 22.02.2011г.

Козлова В.Ф. ранее в приватизации не участвовала. Данный вывод основан на сведениях о регистрации Козловой В.Ф. в спорном жилом помещении, сведений об отсутствии регистрации права собственности на жилое помещение в ГП НО "Нижтехинвентаризация", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.

Квартира является самостоятельным объектом недвижимости, находится в федеральной собственности, она не относится к числу жилых помещений, приватизация которых запрещена законом.

В соответствие с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", Законом Нижегородской области "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" истец Козлова В.Ф. имеет право приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных указанными законами. У суда нет правовых оснований для ограничения данного права. За Козловой В.Ф. следует признать право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.

Как показала в судебном заседании представитель ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» решение о передаче жилищного фонда р.п.Смолино Володарского района Нижегородской области находится в компетенции Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которое в свою очередь является структурным подразделением Министерства обороны РФ.

Суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по указанному делу является Министерство обороны РФ – собственник жилого фонда, расположенного <адрес>, которое о рассмотрении дела извещено надлежащим образом. В удовлетворении исковых требований Козловой В.Ф. к Департаменту жилищного обеспечения западного военного округа, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом следует отказать, как к ненадлежащим овтетчикам по делу, удовлетворив исковые требования истца частично.

Доводы представителя ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» о том, что истец не обращалась в уполномоченный орган по вопросу приватизации жилого помещения, поэтому в иске необходимо отказать, суд во внимание не принимает в силу следующего. Судом установлено, что жилищный фонд поселка закреплен на праве оперативного управления за ФБУ «З ЦНИИ Минобороны России», в указанную организацию истец обратилась по вопросу передачи жилого помещения в собственность. Как следует из ответа ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» решение о передаче жилого помещения в собственность принимает уполномоченный орган (его структурное подразделение), каковым является Департамент жилищного обеспечения, который был привлечен к участию в деле. В данном судебном заседании представитель ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» показала, что решение о передаче жилищного фонда поселка находится в компетенции Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которое в свою очередь является структурным подразделением Министерства обороны РФ. Министерство обороны РФ привлечено к участию в данном деле, о рассмотрении дела неоднократно извещено надлежащим образом, отзыва на исковое заявление в суд не поступило. По данному доводу представителя третьего лица оснований для отказа истцу в иске не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56-57, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Козловой В.Ф. удовлетворить частично.

Признать за Козловой В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью 39,1 кв.м., в том числе жилой площадью 25,3 кв.м., в порядке приватизации.

В удовлетворении исковых требований Козловой В.Ф. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области, Департаменту жилищного обеспечения западного военного округа отказать.

Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок со дня вынесения в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.

Судья п/п И.А.Ермакова

<данные изъяты>