Решение по иску о признании права собственности на жилое помещение



Дело № 2-1124/11 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Володарск 12 декабря 2011г.

Судья Володарского районного суда Нижегородской области Ермакова И.А.

С участием представителя истца по доверенности Самаркина М.Г., представителя третьего лица по доверенности Карташовой В.Г.

при секретаре Шитовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаевой Г.Н. к Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Гаевая Г.Н. обратилась в суд с данным иском, мотивируя тем, что она в установленном законом порядке вселилась в ведомственную квартиру по адресу: <адрес>, находившуюся то время в закрытом военном городке и являющейся государственной собственностью. 15 сентября 2009г. согласно распоряжения Правительства РФ № 1330-р с указанного населенного пункта статус «закрытого военного городка» снят. 06.10.2011 г. она обратилась ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» как организацию в чьем оперативном управлении должен находиться жилой фонд поселка с заявлением о безвозмездной передаче указанной квартиры в собственность. ФГУ «3 ЦНИИ Минобороны России» на ее заявление дал ответ, сославшись, что данным вопросом должен заниматься ответчик – МО РФ. В дальнейшем она обратилась в Министерство обороны РФ – департамент жилищного обеспечения, который на ее заявление не ответил, тем самым ей было отказано в реализации ее права на приватизацию жилого помещения. Основания в правомерном отказе ей в приватизации квартиры остутствуют. Квартира, занимаемая ею, согалсно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», не является квартирой, не подлежащей приватизации. С момента действия Закона «О приватизации жилого фонда в РФ» в приватизации жилья она не участвовала. Считает отказ в безвозмездной передаче жилого помещения в собственность незаконным.

Истец Гаевая Г.Н. просит признать за ней право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью 61,60 кв.м., в том числе жилой площадью 46,20 кв.м., в порядке приватизации.

Истец Гаевой Г.Н. о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебном заседании участвует представитель истца по доверенности Самаркин М.Г., который поддержал исковые требования, просит суд удовлетворить их в полном объеме. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие истца.

Представитель ответчика Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» по доверенности Карташова В.Г. исковые требования Гаевой Г.Н. не признала, показав, что в соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями Минобороны России на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии со ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления.

Жилищный фонд р.<адрес> находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Учетом и распределением жилья в Министерстве обороны Российской Федерации занимается Департамент жилищного обеспечения МО РФ.

Ведением жилого фонда р.<адрес> занимается Департамент имущественных отношений Министерства обороны.

Таким образом, решение о передаче жилищного фонда р.<адрес> находится в компетенции Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

Истец не обращался в указанное выше учреждение, тем самым нарушил досудебный порядок обращения к ответчику.

Также показала, что Департамент имущественных отношений МО РФ является структурным подразделением Министерства обороны РФ. Жилой фонд р.<адрес> является федеральной собственностью, собственник Министерство обороны РФ.

Представитель третьего лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленного отзыва просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> числится в реестре федерального имущества и находится в оперативном управлении войсковой части 21374.

Порядок приватизации жилых помещений определен Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации). На основании ст. 2 данного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6, 7 Закона о приватизации передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется:

-     уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления;

-       государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения;

- государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является имуществом Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Также Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями осуществлять в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у вооруженных сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству Обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.

На основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области.

Согласно указанного Положения, Территориальное управление не наделено полномочиями по предоставлению жилья гражданам, вселению, выселению граждан из занимаемых ими жилых помещений и не осуществляет контроль за проживанием граждан в указанных жилых помещениях. В свою очередь Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области не имеет правовых оснований препятствовать в приватизации данного объекта недвижимости.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона, участвующая в деле, должна доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Оставляет вопрос об удовлетоврении искового заявления на усмотрение суда.

Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Заслушав представителя истца по доверенности Самаркина М.Г., представителя третьего лица по доверенности Карташову В.Г., изучив представленные документы в их совокупности в соответствии с требованиями ст.ст.55, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования Гаевой Г.Н. подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 N 1541-1 (с изменениями) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Согласно ст.6 Закона Нижегородской области от 7 апреля 2004 г. N 26-З "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" (ч.1) Объектом приватизации жилого помещения в Нижегородской области может быть отдельная квартира при согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или жилое помещение в коммунальной квартире при согласии всех совместно проживающих в приватизируемой комнате (комнатах) коммунальной квартиры совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В судебном заседании установлено, что в 1972 году Гаевой Г.Н. предоставлена квартира по адресу: <адрес>, находившаяся то время в закрытом военном городке и являющаяся федеральной собственностью.

15 сентября 2009г. согласно распоряжения Правительства РФ № 1330-р с указанного населенного пункта статус «закрытого военного городка» снят.

В настоящее время квартира находится в оперативном управлении ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» (войсковой части 21374). В указанную организацию истец обратился по воросу передаче ей указанного жилого помещения в собственность.

Как следует из ответа ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками жилых помещений. Министерство обороны является федеральным органом итсполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, в том числе полномочия собственника имущества. У ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» отсутствуют правовые основания для передачи жилых помещений в собственность граждан.

Судом установлено, что указанная квартира находится в пользовании истца Гаевой Г.Н., при этом она зарегистрирована в данной квартире с 05.10.1972г. по настоящее время, что подтверждается выпиской из домовой книги.

Право собственности на данное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, правообладателей не имеется, что подтверждается сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 08.10.2011г., выпиской из архива ВФ ГП НО "Нижтехинвентаризация" № 2298 от 10.10.2011г., справкой ГП НО "Нижтехинвентаризация" № 2298 от 10.10.2011г.

Гаевая Г.Н. ранее в приватизации не участвовала. Данный вывод основан на сведениях о регистрации Гаевой Г.Н. в спорном жилом помещении, сведений об отсутствии регистрации права собственности на жилое помещение в ГП НО "Нижтехинвентаризация", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.

Квартира является самостоятельным объектом недвижимости, находится в федеральной собственности, она не относится к числу жилых помещений, приватизация которых запрещена законом.

В соответствие с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", Законом Нижегородской области "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" истец Гаевая Г.Н. имеет право приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных указанными законами. У суда нет правовых оснований для ограничения данного права. За Гаевой Г.Н. следует признать право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.

Доводы представителя ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» о том, что истец не обращалась в уполномоченный орган по вопросу приватизации жилого помещения, поэтому в иске необходимо отказать, суд во внимание не принимает в силу следующего. Судом установлено, что жилищный фонд <адрес> закреплен на праве оперативного управления за ФБУ «З ЦНИИ Минобороны России», в указанную организацию истец обратилась по вопросу передачи жилого помещения в собственность. Как следует из ответа ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» решение о передаче жилого помещения в собственность принимает уполномоченный орган. В данном судебном заседании представитель ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России» показала, что решение о передаче жилищного фонда <адрес> находится в компетенции Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которое в свою очередь является структурным подразделением Министерства обороны РФ. Министерство обороны РФ привлечено к участию в данном деле, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом, отзыва на исковое заявление в суд не поступило. Также установлено, что 06.10.2011г. Гаевой Г.Н. в Департамент жилищного обеспечения МО РФ направлено заявление с просьбой передать ей в собственность жилое помещение. Данное письмо получено 11.10.2011г., до настоящего времени ответа на указанное письмо не получено. Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора истцом облюден.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56-57, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Гаевой Г.Н. удовлетворить.

Признать за Гаевой Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью 61,6 кв.м., в том числе жилой площадью 46,2 кв.м., в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок со дня вынесения в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.

Судья И.А.Ермакова