<данные изъяты> Дело № 2-1085/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 декабря 2011 года г.Володарск Володарский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Кочневой А.С. при участии помощника прокурора Володарского района Нижегородской области Амосова М.С. представителя Администрации р.п.Фролищи Володарского района Нижегородской области - Главы Администрации р.п.Фролищи Володарского района Нижегородской области Романова П.С. при секретаре Салаховой Э.Х. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Володарского муниципального района Нижегородской области в защиту неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации р.п.Фролищи Володарского района Нижегородской области об обязании организовать места для сбора и складирования бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, ликвидировать очаговые навалы мусора, оборудовании мест для сбора ТБО, КГМ У С Т А Н О В И Л : Прокурор Володарского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с заявлением об обязании администрации р.п.Фролищи Володарского района Нижегородской области организовать места для сбора и складирования бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, оборудовании мест для сбора ТБО и КГМ в соответствии с действующими нормативами. Обязать устранить нарушения требований федерального законодательства об отходах производства и потребления, изложенных в акте ежедневного мониторинга (систематического наблюдения) за состоянием чистоты, порядка, внешнего благоустройства территории р.п.Фролищи Володарского района (по адресу: Володарский район, п.Фролищи) от 26.08.2011 года. Установить срок для исполнения решения суда. В обоснование заявления указал, что прокуратурой Володарского района с привлечением специалистов Дзержинского отдела инспекции администртивно-технического надзора Нижегородской области проведена проверка исполнения законодательства о санитарном содержании территорий администраций р.п.Фролищи Володарского района Нижегородской области. По состоянию на 26.08.2011 года в р.п.Фролищи отсутствуют контейнеры для сбора мусора, контейнерные площадки не оборудованы, бункеры накопители для сбора КГМ не установлены (места для складирования КГМ не обозначены и не оборудованы). Отвод земельного участка для сбора в установленном законом порядке не осуществлен. Кроме того, в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что на территории поселка Фролищи имеются многочисленные очаговые навалы мусора, а именно: - 3 навала в районе поселкового кладбища; - 3 навала мусора с восточной стороны поселка, со стороны улиц: Труда, Поселковая, Новая; - навал мусора между ул.Нагорной ( в районе монастыря) и ул.Заводской (а районе детского садика № 78); - навал мусора северной части поселка (вблизи войсковой части 63159); - свалка мусора (КГМ, ТБО) с юго-западной стороны бывшего предприятия «ЛПК-195». Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается актом ежедневного мониторинга (системного наблюдения) за состоянием чистоты, порядка, внешнего благоустройства территории п.Фролищи Володарского района (по адресу: Володарский район, п.Фролищи) от 26.08.2011 г. составленным сотрудником Дзержинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области. Прокурор указывает, что размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории поселка, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых вод и т.д.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний. Прокурор указывает, что складирование бытовых отходов на вышеуказанных площадках р.п.Фролищи недопустимо, так как этим нарушаются нормы действующего законодательства в области охраны окружающей среды и федерального закона об отходах. В судебном заседании помощник прокурора Володарского района Нижегородской области Амосов М.С. заявление по изложенным в нем доводам поддержал в полном объеме, Представитель Администрации р.п.Фролищи Романов П.С. с требованиями не согласен. Указывает, что в настоящее время места для сбора мусора организованы в соответствии с действующим законодательством, изготовлено и установлено 14 площадок для установки контейнеров. По навалам мусора поясняет, что границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающих к его границам территории. Администрация р.п.Фролищи не является собственником участков, на которых расположены навалы мусора. Третье лицо Дзержинский отдел УРТ инспекции административно-технического надзора Нижегородской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Третье лицо Гороховецкое лесничество МО РФ о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что требование прокурора Володарского района подлежат удовлетворению. Как видно из материалов дела, прокуратура Володарского района Нижегородской области с привлечением специалистов Дзержинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области, провела проверку исполнения законодательства о санитарном содержании территорий администрацией р.п.Фролищи Володарского района Нижегородской области. Проверкой установлено, что администрацией р.п.Фролищи Володарского района Нижегородской области не организованы места для сбора и складирования бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, не ликвидированы очаговые навалы мусора, не принято мер по оборудованию мест для сбора ТБО, КГМ, отсутствуют площадки для сбора ТБО, КГМ на территории р.п.Фролищи. Согласно акта Дзержинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области от 26 августа 2011 года в ходе систематического наблюдения за состоянием чистоты и порядка внешнего благоустройства территории пос.Фролищи Володарского района, на территории поселка на окраине выявлены многочисленные навалы мусора (ТБО, КГМ, ветки деревьев), а именно: - 3 навала мусора вблизи поселкового кладбища на пересечении пер.Школьный- пер.Советский; - 3 навала мусора с восточной стороны поселка, со стороны улиц: Труда, Полевая, Новая; - навал мусора между ул.Нагорной (монастырь) и ул.Заводская (д/с № 78); - навал мусора с северной стороны поселка (вблизи в/ч 63159); - свалку мусора (КГМ, ТБО) с юго-западной стороны бывшего предприятия «ЛПК-195». Кроме того, на территории поселка отсутствуют места для сбора и складирования ТБО, КГМ. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля использования земель поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно ст.10 Закона РФ от 10.01.2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды» - на орган местного самоуправления возлагается осуществление управления в области охраны окружающей среды на подведомственной территории. В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ – земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушение земель, других негативных вредных воздействий хозяйственной деятельности, обеспечения ухудшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности. Согласно ст.3 Закона РФ от 10.01.2002 года № 7 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В силу требований п.1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Распоряжением Главного государственного санитарного врача СССР от 05.08.1988 г. № 4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенный мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализированных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Согласно п.2.1.1 вышеназванных правил объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. В соответствии с п.8, п.9 ч.2 ст.3, п.5 ч.3 ст.3 «Правил санитарного содержания территорий муниципального образования поселка Фролищи», утвержденных Решением Фролищенкого поселкового совета от 28.02.2006 года № 3: - площадки для установки контейнеров для сбора ТБО должны быть с твердым покрытием, уклоном в сторону проезжей части и удобным подъездом спецавтотранспорта; - контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,2 м, чтобы не допускать попадания мусора на прилегающую территорию; - на территориях контейнерных площадок должны предусматриваться места для складирования КГМ. В судебном заседании установлено, что на основании договора подряда № 16 от 17 октября 2011 года выполнены работы по устройству контейнерных площадок на территории муниципального образования городского поселения рабочий поселок Фролищи. Согласно акту о приемке выполненных работ, работы выполнены 25.10.2011 года. Всего обустроено 14 контейнерных площадок. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что контейнеры на указанных площадках в настоящее время не установлены, а следовательно не организованы места для сбора и складирования бытовых отходов и мусора, места для сбора ТБО, КГМ также не оборудованы. Статьей 8 федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.13 указанного закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями. Госстандартом РФ Постановлением от 28.12.2001 N 607-ст введен Межгосударственный стандарт "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения ГОСТ 30772-2001", где дано определение несанкционированной свалке - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Частью 1 статьи 7 федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений. Часть 5 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного ФЗ, как указывалось выше, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Таким образом закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, должен определяться органами местного самоуправления и соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. При этом ч.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления дифференцирует в зависимости от вида муниципального образования: поселение, муниципальный район, городской округ. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Статья 3 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» также предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. И хотя в числе вопросов местного значения поселения вопросы охраны окружающей среды в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо не обозначены, однако в соответствии с подпунктами 18, 19 части 1 статьи 14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Таким образом, решение этих вопросов тесно связано с решением вопросов охраны окружающей среды. Поэтому очевидно, что органы местного самоуправления поселения в рамках своей компетенции осуществляют деятельность, связанную с обеспечением охраны окружающей среды, а потому суд оценивает как не основанные на законе доводы главы администрации р.п.Фролищи Володарского района Нижегородской области о том, на администрацию р.п.Фролищи не может быть возложена обязанность устранить свалки, в связи с тем, что участки территорий, на которых расположены несанкционированные свалки, не находятся в собственности поселения, поскольку независимо от того, в чьей собственности находится земельный участок, именно администрация как орган местного самоуправления муниципального образования в соответствии с действующим законодательством обладает полномочиями по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организации благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Исходя из толкования указанных правовых норм, администрация как юридическое лицо, с одной стороны, выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования, городского округа, поселения. Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155). Органы местного самоуправления устанавливают режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов. Режим работы организаций иной формы собственности и индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Кроме того, органы местного самоуправления определяют предельные сроки вывоза бытовых отходов, утверждают тарифы по оказанию услуг по вывозу отходов, устанавливают льготы по оплате для отдельных категорий потребителей. Причиной сложившегося негативного положения в сфере обращения с отходами по-прежнему является невыполнение органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них Федеральными законами от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами. При таких обстоятельствах, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием или отсутствием возможности по их исполнению, не предусматривает возможность освобождения органа местного самоуправления от исполнения возложенных обязанностей. Кроме того, ООН в своей Декларации по окружающей среде и развитию, принятой 14.06.1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию, подтверждая Стокгольмскую Декларацию от 16.06.1972 г., провозгласила, что забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано статьей 42 Основного Закона, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. На основании изложенного суд считает, что расположением несанкционированных свалок на территории муниципального образования нарушаются действующее законодательство, права граждан на окружающую благоприятную среду, а также создается угроза возникновения чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования и причинения вреда здоровью населения. Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что требования прокурора Володарского района Нижегородской области подлежат удовлетворению. Решая вопрос о сроке исполнения решения суда суд учитывает принцип разумности и специфику экологических правоотношений. Применение принципа разумности при установлении срока исполнения решения суда возможно в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной РФ и являющейся составной частью ее правовой системы. В нем говорится, что каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в этом смысле начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Учитывая, что Европейский суд со ссылкой на свои многочисленные прецеденты подчеркнул, что неисполнение судебного решения означает незавершенность судебной процедуры, в связи с чем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 записал: «...по смыслу ст. 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства», исполнение судебного решения, вынесенного судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть судебного процесса, учитывая климатические условия, зимний сезон времени, то обстоятельство, что в настоящее время территория свалок находится под снегом в замороженном состоянии и до наступления устойчивых положительных температур приступить к организации и вывозу мусора с территории свалок не представляется возможным, суд считает, что реальное исполнение настоящего судебного акта как части целостного гражданского процесса, возможно только в течение как минимум одного года со дня вступления решения в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Прокурора Володарского района Нижегородской области удовлетворить. Обязать администрацию р.п.Фролищи Володарского района Нижегородской области организовать места для сбора и складирования бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, оборудовать места для сбора ТБО, КГМ в соответствии с действующими нормативами. Обязать администрацию р.п.Фролищи Володарского района Нижегородской области устранить нарушения требований федерального законодательства об отходах производства и потребления, изложенных в акте ежедневного мониторинга (системного наблюдения) за состоянием чистоты, порядка, внешнего благоустройства территории п.Фролищи Володарского района (по адресу: Володарский район, п.Фролищи) от 26.08.2011 года, а именно устранить: - 3 навала мусора вблизи поселкового кладбища на пересечении пер.Школьный- пер.Советский; - 3 навала мусора с восточной стороны поселка, со стороны улиц: Труда, Полевая, Новая; - навал мусора между ул.Нагорной (монастырь) и ул.Заводская (д/с № 78); - навал мусора с северной стороны поселка (вблизи в/ч 63159); - свалку мусора (КГМ, ТБО) с юго-западной стороны бывшего предприятия «ЛПК-195». Предоставить срок для устранения нарушений в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Володарский районный суд. Судья п\п А.С.Кочнева <данные изъяты>